Российское судно "Олег Найденов" могло быть арестовано сенегальскими властями за нелегальную ловлю рыбы.
- Мы пока не получили информацию от сенегальских властей о причинах задержания, но предполагаем, что морякам могут быть предъявлены обвинения в нелегальной ловле, - рассказал "Известиям" источник в российском МИДе.
3 января судно "Олег Найденов" было остановлено в 46 милях от побережья Гвинеи-Бисау сенегальским военным кораблем Ferlo.
По словам руководителя Центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, капитану судна "Олег Найденов" было предложено проследовать на борт военного корабля, на что капитан ответил отказом. По словам Савельева, вслед за этим "была предпринята попытка с применением грубой физической силы со стороны военных доставить капитана на сенегальский военный корабль". "Старшим помощником капитана по приказанию капитана судна объявлена общесудовая тревога. Военными Сенегала капитан от командования судном отстранен, его свобода передвижения ограничена правым крылом мостика. В настоящее время он находится в радиорубке в наручниках. Все это время экипаж российского судна имитировал поломки главного двигателя для сохранения позиции в районе промысла. В настоящее время судно дрейфует в южном направлении со скоростью 0,6 узла", - подчеркнул руководитель Центра общественных связей Росрыболовства.
На судне находятся 62 гражданина России и 23 гражданина Гвинеи-Бисау. Исполнительный директор компании-судовладельца "Феникс" (Мурманск) Юрий Паршев отметил, что судно вело промысел в зоне Гвинеи-Бисау с соответствующими разрешениями.
"Война" между российскими рыболовами и сенегальскими властями идет давно. Весной 2012 года министр морского хозяйства Сенегала Папе Диуф аннулировал 29 разрешений на вылов рыбы в водах Сенегала для иностранных рыболовецких судов. В первую очередь запрет коснулся российских рыболовов, а именно 10 траулеров компании "Мурманский траловый флот". Они добывали за сезон около 100 тыс. т сенегальской рыбы, что составляет 40% всего улова местных рыбаков.
Окончательное решение было принято Диуфом после специального расследования, проведенного сенегальскими экологами. В ходе него стало ясно, что российские суда злоупотребляют данным им разрешением и собирают весь урожай, подплывая на крупногабаритных траулерах близко к берегу, где местным рыбакам разрешено рыбачить только маленькими сетями или удочками.
Так, в конце февраля 2012 года Greenpeace отследила 120-метровый траулер "Олег Найденов", принадлежащий компании ЗАО "Мурманский траловый флот-2" (МТФ-2), в закрытой для лова зоне. Об этом факте было тут же сообщено сенегальским властям. После проверки департамент защиты и наблюдения за рыболовством министерства морской экономики Сенегала подтвердил незаконность действия российского судна. За нарушение траулеру была назначена сумма штафа в 30 млн африканских франков.
В компании МТФ-2 отрицали незаконность действий "Олега Найденова". "Претензий с сенегальской стороны к судну "Олег Найденов" нет. Мы работаем там на законных основаниях", - заявлял исполнительный директор МТФ-2 Юрий Паршев. Он ссылался на межправительственное российско-сенегальское соглашение в области рыболовства, подписанное 8 февраля 2011 года. В протоколе к этому соглашению данный траулер прописан как один из участников промысла.
Осенью 2012 года Росрыболовство передало в правительство России доклад "О мерах по обеспечению присутствия российского рыбопромыслового флота в зонах иностранных государств". В докладе говорилось о снижении российского вылова в исключительных экономических зонах (в пределах 200 миль от берега. — "Известия"). Рыбный промысел в прибрежных водах отличается высокой рентабельностью и продуктивностью. Однако конкуренция в этом направлении каждый год ужесточается. Особенно в странах Западной Африки.
В рыбопромысловых районах Западной Африки в основном ловят сардину, ставриду, сардинеллу и скумбрию. Российский флот ведет промысел преимущественно в зонах Марокко, Мавритании, Сенегала и Намибии.
Африканские страны в течении последних лет отодвинули район промысла более чем на 20 миль от берега. Российские моряки были недовольны такими шагами - рыбы в этих зонах мало, кроме того были в разы увеличены платежи за квоты.
Моряков с «Олега Найденова» могут обвинить в нелегальной ловле
Российские судовладельцы уверяют, что траулер вел промысел в зоне Гвинеи-Бисау с соответствующими разрешениями.