Одно из крупнейших высокотехнологичных предприятий России — научно-производственное объединение МВД «Специальная техника и связь» (ФКУ НПО СТиС) потеряло 2,1 млрд рублей на счетах банка «Российский кредит», у которого в июле ЦБ отозвал банковскую лицензию. Эта сумма была размещена в качестве банковской гарантии победителю закрытого государственного контракта на создание IT-продуктов — ЗАО «ЦРТ Сервис». Теперь ЗАО «ЦРТ Сервис» пытается вернуть эти деньги через суд, а также расторгнуть заключенные в апреле 2015 года договоры с «Российским кредитом», с тем чтобы потом передать их ФКУ НПО СТиС, размещавшему госзаказ. По словам экспертов, у СТиС нет никаких преимуществ перед другими клиентами обанкротившегося банка в получении денег, а шансы на их полный возврат пока выглядят туманными. Кроме того, они считают, что сам факт размещения столь крупной суммы бюджетных денег в негосударственном банке перед его банкротством должен вызвать пристальное внимание следователей.
Иск в Московский арбитражный суд заявлен от имени аутсорсинговой компании ЗАО «ЦРТ Сервис», которая победила в закрытом тендере ФКУ НПО СТиС на создание высокотехнологичных продуктов (подробности тендера не раскрываются).
«Истцом заявлены исковые требования о выплате ФКУ НПО СТиС МВД России денежных средств в размере 2,1 млрд рублей», — говорится в материалах дела.
Попутно истец требует от банка расторгнуть два договора от 24 и 27 апреля 2015 года. Речь идет о договорах, заключенных после выигрыша ЗАО «ЦРТ Сервис» в закрытом госаукционе на создание IT-решений. По информации «Известий», в банке МВД разместило в качестве банковской гарантии 2,1 млрд рублей: они должны были поступить на счета «ЦРТ Сервис» после полного исполнения им госконтракта. Однако, как рассказали «Известиям» в МВД, контракт был исполнен ненадлежащим образом, поэтому НПО СТиС потребовало расторжения договоров на исполнение госзаказа и возврата 2,1 млрд рублей. НПО уже готовилось получить деньги обратно, когда у банка отозвали лицензию. Теперь обязанность вернуть деньги легла на ЗАО «ЦРТ Сервис».
— Мы подтверждаем наличие судебного процесса с банком «Российский кредит», у которого была отозвана лицензия. Информацию по договорам, к сожалению, предоставить не можем ввиду наличия соответствующих обязательств о конфиденциальности, — сообщили «Известиям» в «ЦРТ Сервис».
Как рассказали «Известиям» в МВД, банк «Российский кредит» для проведения транзакций был выбран именно по решению «ЦРТ Сервис».
В самом ФКУ НПО СТиС осторожно комментируют ситуацию.
— МВД России не имеет договорных взаимоотношений и судебных претензий к ОАО «Банк «Российский кредит», — рассказали «Известиям» в ФКУ НПО СТиС. — На сайте Арбитражного суда города Москвы размещены сведения о гражданском деле коммерческой организации (ЗАО «ЦРТ Сервис») к ОАО «Банк «Российский кредит». Коммерческая организация являлась исполнителем работ по заключенному с МВД России государственному контракту.
В самом банке сейчас действует временная администрация, а Агентство по страхованию вкладов (АСВ) уже начало выплаты первой очереди кредиторов.
По мнению экспертов, у СТиС есть шансы вернуть часть денег, если предприятие войдет в реестр кредиторов.
— АСВ автоматически выплачивает ущерб «физикам». Остальным нужно отдельно просить включить свои требования в реестр требований кредиторов, — рассказал «Известиям» адвокат Кирилл Бельский. — Скорее всего, НПО СТиС за счет этого иска хочет подтвердить свои требования долга с банка.
По мнению его коллеги Сурена Аванесяна, у НПО СТиС нет никаких преимуществ перед другими клиентами «Российского кредита».
— В данном случае никаких преференций для МВД не предусмотрено и взыскатель будет относиться к кредиторам третьей очереди, то есть сумма задолженности будет гаситься за счет общей массы обнаруженных и проданных активов банка, — рассказал «Известиям» адвокат Сурен Аванесян.
По его словам, у НПО СТиС теоретически есть шанс получить все средства в полном объеме: если на кого-то из руководителей банка будет возбуждено уголовное дело, в рамках которого предприятие заявит гражданский иск, а также иск о возмещении морального и материального вреда.
— В этом случае итоговая полученная сумма может даже превышать изначальную сумму вклада, — пояснил адвокат.
Судя по статистике, шансов на полное и даже частичное возмещение суммы у МВД действительно мало. По статистике АСВ за 2012 год, средний процент удовлетворения требований кредиторов 93 банков, в которых завершено конкурсное производство, за весь период деятельности АСВ составил только 17%. Причем требования кредиторов первой очереди в среднем удовлетворяли на 54,8%, второй — на 25,2%, третьей — на 7,7%.
В пресс-службе Центрального банка «Известиям» не стали комментировать ситуацию вокруг средств НПО СТиС, «зависших» в банке «Российский кредит». В АСВ также не дали пояснений о ситуации.
Председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов полагает, что обстоятельства размещения такой крупной суммы в негосударственном банке перед самым его банкротством требуют тщательной проверки.
— Необходимо, чтобы следственная группа проверила обстоятельства такого размещения на предмет коррупционного сговора между чиновниками и руководством банка, — отмечает Кабанов. — Вообще всё это похоже на достаточно распространенную схему по выводу средств.
ФКУ НПО СТиС — специальное научное предприятие в структуре МВД, разрабатывающее средства защиты, приборы и программное обеспечение для нужд органов внутренних дел и других силовых структур по всей России. Предприятие имеет разветвленную сеть филиалов в нескольких регионах страны. СТиС состоит из четырех больших подразделений: Центр организации научно-технической деятельности, Учебно-методический центр, Центр тылового обеспечения и Научно-исследовательский институт специальной техники.
Специалисты НИИ спецтехники разрабатывали, к примеру, пулестойкий шлем «Сфера», не имеющий аналогов в России радиолокатор для обнаружения людей за стенами «Данник-5», переносной детектор, позволяющий на расстоянии распознавать наркотические и взрывчатые вещества, интеллектуальную систему видеонаблюдения, которая может идентифицировать лица и вычислять преступников в потоке людей. К числу разработок центра относятся так называемые блокираторы взрывных устройств: приборы, которые генерируют радиопомехи и не позволяют привести в действие дистанционный взрыватель. Именно в НПО СТиС проектировали и внедряли нашумевшие программы для «облачного» обмена данными между сотрудниками МВД, разрабатывали ПО для проведения конференций и совещаний в режиме онлайн по конференц-связи.
Как ранее писали «Известия», после отзыва в июле 2015 года лицензии у «Российского кредита» следователи начали проверку финансовой деятельности банка и нескольких негосударственных пенсионных фондов, сотрудничавших с ним. В случае возбуждения уголовного дела фигурантами по нему могут стать экс-владелец банка Анатолий Мотылев, а также его бизнес-партнеры Тимофей и Андрей Клиновские. У следователей есть основания полагать, что Мотылев сознательно вложил средства (более 1 млн рублей) будущих пенсионеров в переоцененные и неликвидные земельные участки в элитном Одинцовском районе Подмосковья, которые контролируют структуры Клиновских.
24 июля 2015 года ЦБ РФ отозвал у «Российского кредита» лицензию. Банк занимал 45-е место по сумме активов. Как выяснили ревизоры, банк предоставлял недостоверные отчеты, чтобы скрыть финансовые проблемы, и проводил высокорискованную кредитную политику. Выплаты вкладчикам начались 7 августа. В тот же день Центробанк отозвал лицензии еще у двух банков Мотылева — Мосстройэкономбанка и АМБ Банка.
МВД потеряло в банке «Российский кредит» 2 млрд рублей
Главная технологическая «дочка» МВД — «Специальная техника и связь» — пытается вернуть деньги, которые она разместила в банке Анатолия Мотылева незадолго до отзыва у него лицензии.