Федеральная служба безопасности России заявила, что террористы активно используют мессенджер Telegram. В частности, по данным ведомства, с помощью сервиса готовили теракт в петербургском метрополитене его организаторы и исполнители. Основатель Telegram Павел Дуров в ответ обвинил спецслужбы в эксплуатации трагичной темы «для усиления своего влияния и контроля над населением».
«Наиболее активно членами международных террористических организаций на территории РФ используется мессенджер Telegram, предоставляющий террористам возможность создавать секретные чаты с высоким уровнем шифрования передаваемой информации», — цитирует в понедельник агентство «Интерфакс» официальное сообщение Центра общественных связей ФСБ России.
Согласно заявлению, в ходе расследования теракта в петербургском метрополитене 3 апреля 2017 года, российские спецслужбы получили «достоверную информацию» о том, что террорист-смертник, «его пособники и зарубежные кураторы» использовали Telegram «на всех стадиях организации и подготовки» нападения.
Пресс-релиз ФСБ мгновенно породил множество саркастических шуток в соцсетях. Блогеры предложили наравне с мессенджером запретить автомобили, еду, проживание в квартире и воздух — ведь всем этим тоже пользовались террористы.
Сам основатель сервиса Павел Дуров отреагировал на заявление спецслужб днем. Он обвинил ФСБ в эксплуатации трагедии как предлога для усиления контроля над россиянами. «Ослабление шифрования во всех мессенджерах приведет к подрыву национальной безопасности страны в целом, так как в этом случае иностранные спецслужбы неизбежно тоже получат доступ к переписке граждан России. При этом риск терактов не исчезнет — как показали события в Париже, для проведения теракта достаточно одноразовых телефонов и обычных CMC без всякого шифрования», — отметил Дуров.
Эта публичная полемика стала продолжением противостояния Павла Дурова и российских госорганов. Представители последних не раз угрожали блокировкой сервиса на территории страны. Предприниматель последовательно отвечал на претензии, сомневаясь в технической компетентности авторов запретительных призывов.
Telegram за время своего существования действительно зарекомендовал себя как крайне устойчивый к блокировкам сервис, подчеркивает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. Именно поэтому, по его словам, мессенджер создателя «Вконтакте» обрел особую популярность на Ближнем Востоке. Российский регулятор может ограничить лишь некоторые функции Telegram — такие как видеозвонки и передача крупных файлов. Однако полный запрет мобильного приложения (и веб-версии для браузеров) невозможен, уверен эксперт.
Тем не менее, по популярности в России мессенджер значительно уступает приложениям крупных игроков — WhatsApp и Viber. Это является еще одной причиной выбора властей, рассуждает он: «Многие депутаты и чиновники пользуются Telegram. Эти люди, в частности, занимают контрразвездкой и наблюдением за собственными же чиновниками — это также является важным приоритетом. Однако Telegram далеко не самый популярный мессенджер в РФ. Им пользуется много молодежи и активного населения, но, даже если мы берем верхнюю оценку в 7-8 млн пользователей (которая не подтверждена самим сервисом), то в сравнении с WhatsApp и Viber, у которых 40-50 млн, это как-то так… Поэтому он представляет интересную цель».
Важную роль в конфликте сыграла также личность Дурова и отношение к ней чиновников, полагает глава «Центра защиты цифровых прав», адвокат Саркис Дарбинян. Предприниматель резко реагирует на критику в свой адрес и активно выражает свою позицию, что также вызывает «определенный гнев» правоохранительнных органов: «Огромное количество государственных чиновников точит зуб на Дурова, и, в отличие от владельцев других сервисов, Дуров никогда не молчит».
Дарбинян называет блокировку мессенджера «на уровне Роскомнадзора» свершившимся фактом и прогнозирует запрет других программ — с более влиятельными владельцами. Он указывает на множество формальных законодательных поводов для этого: «Если это будет не закон о локализации данных, по которому заблокировали LinkedIn (популярная деловая соцсеть, — „Росбалт“), то будет либо из-за несогласия о включении в перечень распространителей информации — по „пакету Яровой“ — либо по закону об анонимности в мессенджерах, который уже принимается Госдумой. Поэтому ни у кого сомнений нет, что мессенджер будет в ближайшее время заблокирован».
Сценарий конфликта Павла Дурова и российских властей напоминает события 2013 года, когда была продана основанная предпринимателем соцсеть «Вконтакте», указывает президент Ассоциации интернет-издателей, завкафедрой новых медиа МГУ им. М. В. Ломоносова Иван Засурский. Тогда Дуров обвинялся в наезде на сотрудника ГИБДД и покинул Россию накануне вызова на допрос в Следственный комитет.
«Все знают, что он за рулем машины не ездит. Но кто-то в капюшоне, отдаленно похожий на Дурова, сбил полицейского и забежал в офис. На основании этого у него потом отжали „Вконтакте“. Методы просто разоблачаются на глазах. Нельзя так топорно работать», — считает Засурский.
Блокировка Telegram станет «большой потерей» для пользователей и нанесет непоправимый урон репутации российских интернет-компаний на международном рынке, уверен эксперт.
«Люди в российском правительстве, которые реализуют сейчас условную дорожную карту, планировали все совершенно в другое время и в других обстоятельствах, — поясняет Засурский. — Тогда у них было много денег, тогда им казалось, что весь мир в кармане, потому что все откупятся. Консолидация российской прессы и интернет-индустрии под флагом РФ приводит к тому, что наши компании просто теряют глобальные рынки. Это сталкивается с сопротивлением, с которым они не смогут справиться. И отдача от этого тоже будет очень сильной. Если телеграм начнут блокировать, значит у америнканцев и европейцев появятся основания блокиовать российские компании по всему миру. Наша страна тераяет большое значение в интернет-индустрии. Связи с нашим правительством, Роскомнадзором являются компромитирующим обстоятельством в мире. Только китайские компании радостно это делают, а другие не спешат».
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев прогнозирует, что все попытки государства запретить мессенджер окажутся «бессмысленными»: «Навязывание некоей мифической безопасности гражданам путем формирования несуществующих страшилок — еще хуже. Примерно как когда-то мы боролись со лженаукой кибернетикой, которая угрожала жизни и здоровью граждан. Сейчас у нас есть информационные продукты, которые такими признаются».
Аналогичной точки зрения придерживается медиаменеджер Антон Носик. По его словам, любой призыв блокировать Telegram в конечном итоге приводят к обратному эффекту. «Технически заблокировать Telegram в России невозможно, потому что любой VPN — и все, он работает. Это только реклама VPN. Любое предложение блокировать Telegram — это реклама средств обхода этой блокировки».
Междутем информационный шум на фоне возможной блокировки мессенджера уже спровоцировал небывалый рост его популярности. Согласно данным аналитиков, приложение вновь вернулось в топ скачиваний App Store и Google Play.
Мятежный Telegram
В то время, как конфликт Павла Дурова с Роскомнадзором углубляется, а эксперты спорят о технической возможности блокировки мессенджера, популярность приложения растет.