27 июля 2022 года АО «Центр судоремонта «Звёздочка» Объединённой судостроительной корпорации было исключено из Реестра недобросовестных поставщиков, в котором оно находилось почти два года. Почему «Звёздочка», предприятие со славной историей, превратившееся в один из крупнейших «продуктов» охватившего нашу страну в начале XXI века процесса «холдингостроения», в этом реестре оказалась и как обстоят у неё дела в настоящее время? Попробуем разобраться.
Недобросовестный поставщик
Для того, чтобы словно проворовавшемуся торгашу попасть в Реестр недобросовестных поставщиков, такому крупному объединению, как входящий в ОСК Центр судоремонта «Звёздочка», пришлось, видимо, очень сильно постараться. Случилось так, что Министерство обороны через Московский арбитражный суд (дело А40-174611/19 от 27.01.2020 года) добилось расторжения государственного контракта № Р/1/2/0137/ГК-11/ДГОЗ от 30.12.2010 года и взыскало в свою пользу более 200 млрд рублей. В данном контракте речь шла о ремонте дизельной подводной лодки «Владикавказ» и ракетного крейсера «Маршал Устинов». В июле 2020 года 9-й Арбитражный апелляционный суд, в октябре того же года Арбитражный суд Московского округа, а в январе 2021 года Верховный суд Российской Федерации оставили данное решение без изменения.
И вот спустя полтора года «Звёздочка» из Реестра недобросовестных поставщиков была исключена. Причём если при включении в него за реестровым номером РНП.243267-20 была указана причина (расторжение контракта со ссылкой на приведённый нами номер арбитражного дела), то на каком основании было осуществлено исключение из реестра, нам обнаружить не удалось. Видимо, дела на «Звёздочке» наладились и она, как восставшая из пепла птица Феникс, вновь засияла в полную силу на судоремонтном небосклоне.
Но если сведения о финансовых показателях как «Звёздочки», так и ОСК, с недавних пор в открытом доступе отсутствуют, то с информацией из судебной системы пока всё в порядке. Посмотрев на текущую судебную статистику, обнаруживаем, что в настоящий момент в арбитражных судах рассматривается в общей сложности 81 дело, где Центр судоремонта «Звёздочка» выступает в качестве ответчика на общую сумму около 5 млрд рублей. На этом фоне наличие 597 исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов на сумму 16 млн рублей кажется чем-то несерьёзным.
Авианосец в грязи
Детальный разбор крупных исковых требований к Центру судоремонта «Звёздочка» будет в следующих публикациях. Но кое о чём упомянем сейчас.
К примеру, 28 июля, на следующий день после исключения «Звездочки» из злополучного реестра, Северное Межрегиональное Управление Росприроднадзора подало иск о возмещении вреда, причинённого окружающей среде на сумму около 190 млн рублей. Только по искам Министерства обороны в судах рассматриваются претензии на общую сумму около 1 млрд рублей.
Вопиющим же «символом» проблем в ОСК, пожалуй, стал злополучный ремонт ТАКР (тяжёлый авианесущий крейсер) «Адмирал Кузнецов». Этот единственный авианесущий корабль Военно-морского флота России, флагман ВМФ России и Северного флота, прошедший через серию переименований («Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси»), в мае месяце был поставлен в док 35-го судоремонтного завода (СРЗ) в городе Мурманске. Контракт на его модернизацию на сумму 86 млрд рублей был заключён в апреле 2018 года. 35-й СРЗ – филиал Центра судоремонта «Звёздочка».
Впрочем, сначала ремонт на «Звёздочке» совсем не планировался. «Адмирал Кузнецов» (будем называть его привычно – авианосец) ремонтировали в плавучем доке ПД-50 на 82-м судоремонтном заводе. Но в октябре 2018 года этот плавдок затонул, заодно повредив палубу авианосца, и ремонтировать такой большой корабль стало попросту негде. Потому было решено объединить два дока 35-го СРЗ, чтобы получить один большой док, в котором и провести модернизацию авианосца. А в будущем использовать его для ремонта и обслуживания атомных подводных лодок.
Вообще-то череда чрезвычайных происшествий утонувшим плавучим доком не ограничилась и, как по злому року, преследует этот злополучный ремонт. То упавший кран, повредивший палубу и корпус корабля, то пожар, в результате которого погиб человек и был нанесён значительный материальный ущерб. Подрядчиком работ по модернизации стала петербургская компания АО «И.И.С.» («Инвестиции. Инжиниринг. Строительство.»), располагавшая соответствующей техникой, квалифицированными специалистами и построившей к этому времени более сотни гидротехнических сооружений различного назначения, от крупных портов до набережных. Однако в силу ряда причин, в сути которых мы не будем сейчас разбираться, контракт с этой компанией был расторгнут. На смену ей пришло АО «Институт «Оргэнергострой». А время шло. В итоге срок докования авианосца был перенесён минимум чем на год.
«Оргэнергострой» выполнял свою работу не спеша, поскольку в отличие от «И.И.С.» ни опыта, ни необходимых навыков у этой компании, похоже, не наблюдалось. Шли эти работы, видимо, наперекосяк, расходясь с утверждённой проектной документацией, да так, что генеральный проектировщик Центр технологии судостроения и судоремонта отказался производить авторский надзор. И «Оргэнергострой» стал одновременно и генпроектировщиком, и генподрядчиком. То есть разработка, контроль за исполнением и реализация разработанных этапов работ оказались в одних руках. Подобное на крупных проектах крайне чревато негативными последствиями. В конструкцию были внесены существенные изменения от утверждённой ФАУ «Главгосэкспертиза» проектно-сметной документации.
Например, вместо погружения трубного стального шпунта (ШТС) с временного моста с воды оно осуществлялось посуху – совсем не так, как предполагалось проектом и сметами. По данным специалистов, расценки на погружение посуху могут быть почти в 20 раз ниже, чем с воды. Эксперты высказывали мнение, что «Оргэнергострой» сгружал породу в акваторию. Видимо, это и привело к уже упомянутому нами многомиллионному иску «Звёздочке» об ущербе, причинённом экологии.
Согласно утверждённому проекту перемычка между доками должна была быть убрана оборудованием с использованием алмазной резки и гидроразмыва бетона. На деле же она была разбита гидромолотами. Динамическая нагрузка от работы гидромолотов значительно больше. Настолько, что, вполне вероятно, могла повредить оставшиеся стенки дока. Представьте, если бы установщик кондиционера в панельном доме отверстие в стене решил бы делать не коронкой или перфоратором, а кувалдой. Рабочему может показаться, что так сделать быстрее и дешевле, а вот трещины вокруг и выгнутая арматура его потом вряд ли будут волновать. Подробный разбор «оптимизации» «специалистов» из ОСК, «Звёздочки» и «Оргэнергостроя» делали коллеги из Moscow-post со ссылкой на пресс-конференцию в Росбалт (признан в РФ иноагентом).
«Наша Версия» связалась с участником этих событий. Описанные выше опасения, вызванные сомнительной оптимизацией проекта, он разделяет. Попросив не раскрывать его имя, он заострил внимание на явное несоответствие объёмов и характеристик бетона. Заливка, происходившая в период присутствия, наводит на мысль о вероятном отклонении от проекта. «Неплохо бы было подсчитать, сколько всего бетона и какой консистенции прошло по документам, а также какой его объём был использован фактически», – сказал инженер. На опубликованных коллегами из Бойлерной фотографиях отчётливо видно, что стенки дока не укреплены, решётки на дне дока старые, как и лестницы для спуска в док. Куда же подевались миллиарды бюджетных рублей, отпущенные государством? Или же, смеем предположить, они повысили чьё-то благосостояние? Вид авианосца, стоящего, так сказать, «по колено в грязи», наводит на весьма печальные мысли.
Как в таких условиях в доке, находящемся в состоянии если не аварийном, то, безусловно, не готовом, будут осуществляться ремонт и работы по модернизации корабля, непонятно. Видимо, предполагается, что дальнейшее обустройство дока будет вестись параллельно с ремонтом крейсера, что порождает ещё больше вопросов к проекту и его исполнению. Ждём очередного чрезвычайного происшествия?
О нарушениях на «Звёздочке», связанных со строительством дока для «Кузнецова», писали многие СМИ, однако никаких мер к элементарному наведению порядка принято так и не было. Создаётся такое впечатление, что Алексею Рахманову и его Объединённой судостроительной корпорации законы не указ. Но если уж привлечь их к ответу за такое строительное безобразие правоохранительным органам не хватает ни времени, ни желания, ни сил, может быть, стоит хотя бы попробовать оценить реальные затраты на проделанные работы и заставить ОСК вернуть излишне «освоенные» деньги в казну.
Справка
По данным СМИ, на «Адмирале Кузнецове» после ремонта и модернизации будут полностью заменены авионика, лётная палуба с трамплином, энергетическое оборудование и силовая установка. Корабль получит новую систему управления взлётом и посадкой самолётов целиком отечественной разработки. Состав палубной авиации останется прежний, а ударного вооружения – ракет «Гранит» – на авианосце больше не будет. Его также оснастят зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М». По первоначальным планам в 2022 году корабль должен быть передан заказчику, в начале 2023 года выйти на испытания, а в конце 2023 года войти в строй Северного флота ВМФ России.
Конкретно
В очередной раз обращаясь к деятельности Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), напомним кратко о предыдущих наших публикациях.
– В материале «ОСКолки» мы резонно предположили, что создание ОСК было в своё время инициировано в качестве своеобразного «ответного хода» против создания Сергеем Чемезовым «Ростехнологий». Консолидация судостроения под её крылом преподносилась как необходимость единого отраслевого координирующего подхода, однако главной целью, вероятнее всего, было сосредоточение финансовых потоков по строительству судов в одних руках. Это предположение полностью подтверждают коррупционные скандалы, сотрясающие корпорацию с пугающей периодичностью и вспыхивающие на её предприятиях то тут, то там. Воистину, строить и ремонтировать современные корабли и суда и контролировать финансовые потоки, как говорят в Одессе, две большие разницы. Особенно, если из этих «потоков» так и норовят утечь на сторону разные ручейки, а то и большие реки…
– Об этом же мы писали и в статье «Аврора» 1917–2017 годов: от революции до коррупции». В чём ОСК действительно преуспела, так это в количестве постоянно появляющихся уголовных дел на руководителей предприятий, входящих в её состав, а также в постоянно увеличивающемся цифровом исчислении сумм совершённых хищений и злоупотреблений.
– В «Рукотворных причинах катастроф» мы прямо указывали, как в ОСК осуществляется программа импортозамещения, когда, например, лоббисты украинской промышленности в ОСК выдавливали производителей отечественной оригинальной продукции в пользу контрафактной, к тому же изготовленной на территории совсем не дружественного нашей стране государства. Предупреждая, что может в результате подобных действий произойти, мы были во многом правы, и многочисленные случаи откровенных провалов в последующем полностью это подтвердили.
– В материале «Ударим Концепцией по Стратегии» мы рассказали, как ОСК стремится заполучить площади, занимаемые в Санкт-Петербурге ФГУП «Крыловский государственный научный центр», предположив, что делается это в целях, стоящих далеко от проблем российского судостроения. В приведённом документе о том, ради чего, на наш взгляд, описанная «объединительная концепция» затеяна, написано без обиняков: «может быть профинансирована за счёт освобождения площадей, находящихся в привлекательных для инвесторов районах Санкт-Петербурга». За этой фразой, очевидно, скрываются некие сухопутно-строительные интересы. Ведь нет числа российским промышленным и оборонным предприятиям, разваленным именно потому, что с советских времён они имели неосторожность расположиться на землях, которые в пору строительного бума являются поистине «золотыми».
То, о чём мы пишем вот уже почти десяток лет, никуда не девается, не исчезает и проявляется снова и снова. Всё те же коррупция, хищения, злоупотребления. И все эти годы корпорацией руководит Алексей Рахманов.
На "Адмирале Кузнецове" поставили "Звездочку"
Миллиарды, потраченные на реконструкцию дока в Центре судостроения «Звёздочка», тонут в грязи.