В начале марта на троих помощников независимых новосибирских депутатов завели уголовные дела. Владимира Аржанова, Михаила Рязанцева и Екатерину Александрову обвинили в том, что они «путем обмана» получили от своего работодателя — Горсовета Новосибирска — 22 тысячи, 16 тысяч и 11 тысяч рублей соответственно.
«Новая» поговорила с депутатскими помощниками о том, как возникло это уголовное дело о краже собственной зарплаты.
Утро 6 марта для помощников оппозиционного новосибирского депутата Хельги Пироговой началось с обыска. В общую съемную квартиру Владимира Аржанова и Екатерины Александровой, которые работают у Пироговой больше года, к семи утра пришли полицейские. При этом до визита силовиков молодые люди никак не были уведомлены о том, что правоохранители испытывают к ним интерес: им не присылали никаких извещений либо повесток.
«Где-то в 6.50 к нам начала ломиться полиция, без предупреждения о том, что это полиция, без звонка в дверь. Мы только проснулись, сначала не поняли, что вообще происходит. Пока они ломились, мы успели лишь сделать один звонок и сказать о том, что нам выбивают дверь и срочно нужен адвокат.
Потом мы услышали звук пилы, я вынужден был открыть, потому что это съемная квартира, ущерб от распиленной двери был бы большим», — рассказывает Владимир Аржанов.
С его слов, как только депутатские помощники открыли дверь, полицейские ворвались и уложили их лицом в пол. Затем их всех вместе с девушкой, которая проживала в той же квартире и которую впоследствии сделали свидетелем в этом уголовном деле, собрали в общей комнате. Там им объявили об обыске в рамках расследования в отношении Аржанова дела по ч. 1 ст. 159 УК РФ — «мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием». Притом если в начале обыска силовики заявили о возбуждении дела только против Владимира, то по прошествии нескольких часов заговорили уже об аналогичных обвинениях и в адрес Екатерины. По мнению следствия, она также участвовала в хищении денежных средств.
По словам Екатерины, в обыске, который продлился семь часов, участвовали около восьми силовиков: «Они начали все переворачивать, высыпали на пол огромную упаковку кошачьего корма, наполнитель для лотка, землю. Они прямо сказали, что целенаправленно ищут телефоны». Полицейские изъяли у Аржанова компьютер, телефон, одежду с политической символикой, у Александровой — загранпаспорт и банковские карты, у их соседки, которая даже не являлась фигурантом дела, также забрали технику.
Из-за того, что средства связи Александровой не смогли найти сразу, ей пришлось пройти процедуру личного досмотра — раздеться при полицейских.
В тот же день обыск в рамках дела по все той же 159-й статье УК РФ проходил и у Михаила Рязанцева — помощника другого оппозиционного новосибирского депутата, Светланы Каверзиной. В постановлении о проведении обыска говорилось, что 4 марта в отношении Владимира было возбуждено уголовное дело «по факту хищения путем обмана и злоупотребления доверием денежных средств в сумме 22 362 рубля 05 копеек, принадлежащих Совету депутатов Новосибирска».
О каком же мошенничестве идет речь? Помощников депутатов обвиняют в том, что они украли собственную зарплату. Согласно логике следствия, в апреле прошлого года все три депутатских помощника физически не находились в Новосибирске в рабочие дни и, соответственно, зарплату за это время они получили незаслуженно. Так
за несколько дней отсутствия в городе Владимир «путем обмана» незаслуженно получил зарплату в размере 22 тысяч рублей.
Катя Александрова по аналогичной схеме якобы украла у Горсовета 11 тысяч рублей, а Михаил Рязанцев — 16 тысяч. Однако, как заявляют сами молодые люди, большую часть времени они и так работают удаленно: руководство не принуждает их физически присутствовать в офисе.
Все трое официально трудоустроены в Горсовете Новосибирска с 2020 года. Их прямые руководители — Хельга Пирогова и Светлана Каверзина — члены коалиции независимых депутатов «Новосибирск 2020». Это депутатское объединение активно выступает против «спецоперации» в Украине. И сама Пирогова, и ее помощники связывают возбужение уголовного дела именно со своей антивоенной позицией: «Мы считаем, что силовики и члены «Единой России» хотели оказать давление на коалицию, ведь мы выступаем открыто. Мы в Новосибирске единственные, кто говорит о том, что «спецоперация» — это плохо».
«Я с 2020 года получаю зарплату от Городского совета Новосибирска. Хельга Пирогова определяет всю мою работу, и она сразу же сообщила всем, что данное дело абсурдно и все заявления о том, что я якобы не выполнял свои рабочие обязательства — это все полный бред», — говорит Александр.
Потерпевшей стороной в деле значится Городской совет Новосибирска, однако председатель Совета Дмитрий Асанцев заявил, что нарушений в работе отдела бухгалтерского учета и отчетности Совета депутатов выявлено не было и что никаких претензий к помощникам Пироговой у них нет: «На основании указанных трудовых договоров Аржанов В.Е. и Рязанцев М.В. являются работниками Совета, им обеспечивается оплата труда в размере, определенном трудовым договором, путем безналичного перечисления денежных средств. Начисление и выплата заработной платы вышеуказанным помощникам депутатов Совета осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчетности Совета в соответствии с требованиями трудового законодательства».
Сейчас ни сами фигуранты, ни их адвокаты не могут понять, кто инициировал возбуждение уголовного дела «по факту хищения путем обмана».
Аржанову и Александровой были выданы повестки на допрос 9 марта, но на назначенные следственные мероприятия в этот день не явились сами дознаватели. Новую дату так и не назначили, а на фигурантов дела не наложили никаких ограничений: полицейские пытались заставить их подписать подписку о неразглашении, но молодые люди отказались.
На независимых новосибирских депутатов давят через помощников
Помощников обвиняют в том, что они получали зарплату, работая удаленно.