Впервые за последние 10 лет рабочие УАЗа вступили в трудовой конфликт с работодателем — 17 декабря вторая смена рабочих полностью не вышла на работу, тем самым остановив работу главного конвейера (примерно с 15.30). Об этом «Известиям» сообщили источник на УАЗе, а также депутат заксобрания Ульяновской области Алексей Куринный и местные правозащитники.
Второй раз главный конвейер останавливался уже на следующий день, 18 декабря, когда на заводе проходила профсоюзная конференция. Не обращая внимания на приказы мастеров, все рабочие первой смены главного конвейера (около 1 тыс.) ушли с рабочих мест, чтобы заставить профком передать их требования Вадиму Швецову, собственнику компании Sollers, в которую входит УАЗ.
Около 800 из 6,7 тыс. сотрудников группы УАЗ подписали обращение к администрации автомобильной компании с требованием индексации зарплат, которые не изменялись на протяжении последних 8 лет. Кроме того, рабочие УАЗа опасаются массовых сокращений сотрудников в 2016 году. Сообщалось, что в 2014 году компания сократила штат на 17%.
— На той неделе в четверг 17 декабря вторая смена главного конвейера не вышла на работу. Люди сказали: «Мы не будем работать!». На следующий день во время первой дневной смены было заседание профкома и конвейер опять останавливался — мы всем скопом пошли передать требования. Около тысячи человек пришло. А на этой неделе в среду (23 декабря) уже несколько бригад не вышло на работу. Конвейер хоть и не остановился, но план производства уже сорван. Сейчас вроде работаем, но люди настроены крайне серьезно. Средние зарплаты — 18–25 тыс. рублей, как на них прожить месяц в нынешней ситуации? Только у некоторых людей зарплаты достигают 30 тыс. рублей — в основном на опасной для здоровья малярке. А у кладовщиков зарплаты, например, есть и 12 тыс. рублей, мастера периодически говорят о том, что будут сокращения в будущем году, — пояснил источник.
Он сообщил, что порядка 800 человек подписали письмо к руководству с требованием проиндексировать заработную плату, которая, по его словам, не индексировалась уже порядка 8 лет. Эту же информацию подтвердил ознакомившийся с письмом рабочих депутат заксобрания Ульяновской области от фракции КПРФ Алексей Куринный.
— Сейчас собралась большая инициативная группа на автозаводе. Они пока по максимуму скрывают свои фамилии, потому что все прекрасно понимают, что это грозит увольнением. Они требуют проиндексировать заработную плату, которая не увеличивалась последние 8–10 лет, — сказал Куринный. — Я знаю, что после этого обращения на заводе была встреча с представителем собственника и профсоюзом.
Руководство компании Sollers, владеющей УАЗом, информацию об остановках конвейера и массовом конфликте с рабочими официально опровергает, признавая споры только с тремя сотрудниками из всего многотысячного завода.
— У нас не останавливался конвейер. Ни на час, ни на 10 минут, ни на сколько вообще. И этому есть документальные подтверждения. Эту ложную информацию распространяет межрегиональный профсоюз, который к профсоюзу УАЗа также никакого отношения не имеет [Межрегиональный профсоюз работников автопрома действительно не имеет первичной организации на УАЗе]. У нас не запланировано вообще никаких сокращений в 2016 году. Мы будем объединять ряд внутренних подразделений, но без изменения численности, — рассказала «Известиям» заместитель генерального директора ОАО «Соллерс» Зоя Каика. — Средняя зарплата рабочих на УАЗе в 2015 году — 28,6 тыс. рублей в месяц. При этом она выросла на 9% по сравнению с 2014 годом. Она выше, чем в среднем на промпредприятиях в Ульяновской области, где в среднем зарплата — 25,5 тыс. рублей в месяц.
Каика отметила, что массового трудового конфликта на предприятии нет, за исключением обычных трудовых споров с тремя сотрудниками.
Рабочие вынуждены скрывать свои фамилии, говорит ульяновский журналист и правозащитник Виктор Гусь.
— Раздаются угрозы увольнения и сокращений. В то же время конвейер останавливается, а администрация это пытается замолчать. Люди не выходят на свои рабочие места, — объясняет активист.
В то же время, по словам депутата Куринного, факт трудового конфликта и обращения граждан признает руководитель официального уазовского профсоюза, который входит в холдинг профсоюзов автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (аналогичная профячейка заняла доминирующее положение на «АвтоВАЗе»). С официальным профосюзом УАЗа связаться не удалось.
— Я побеседовал в связи с этим с руководителем профсоюза УАЗа, спросил: «Сколько вы этим будете заниматься?». Он ответил так: «Как только выйдем из корпоративного отпуска [заканчивается 31 января], так и начнем»… Но эта структура входит в Федерацию независимых профсоюзов России, и, насколько я понял, она достаточно часто занимала позицию собственников, а не рабочих. Люди фактически один на один остаются с администрацией завода в ситуации с низкими зарплатами, постоянными увольнениями. Но сейчас, видимо, довели уже до последней точки коллектив, — заключил депутат.
На УАЗе начались забастовки
Рабочие автозавода протестуют против ожидаемых увольнений. Руководство компании Sollers информацию об остановках конвейера и массовом конфликте с рабочими опровергает.