На фоне довольно крупной аварии, последствия которой до конца не устранены, аналитики ждут продолжения роста акций НЛМК. Причина простая – компания обеспечивает двузначную дивидендную доходность. Крупное металлургическое предприятие под контролем кипрского офшора умудряется делать это на фоне регулярных претензий надзорного органа. Как бы не случилось трагедии...
В выходные НЛМК объявил о завершении ремонтных и пуско-наладочных работ, необходимость которых возникла после аварии 9 августа. Однако уже в понедельник, 16-го числа, компания сообщила, что работа конвертерного цеха №2 приостановлена ещё на неделю. «Вывод сталеплавильного оборудования на максимальную мощность после завершения ремонтных работ на кислородно-распределительном пункте выявил необходимость доработки инфраструктуры, – сказано на её официальном сайте. – По предварительной оценке, конверторный цех №2 возобновит работу 21-23 августа. Прокатное производство работает в плановом режиме».
При этом мы до сих пор не услышали о результатах доследственной проверки, стартовавшей в день ЧП, которое лишь чудом обошлось без человеческих жертв. По закону проверка проводится в течение трёх суток, но при необходимости проведения экспертиз и оперативно-розыскных мероприятий её срок может быть продлён до 30 дней. Вполне возможно, что именно это сейчас и происходит на липецкой площадке НЛМК, где за последние годы Ростехнадзор выявил десятки нарушений требований промышленной безопасности. Судите сами, может ли на ровном месте случиться серия «хлопков» с последующим возгоранием?
Нарушение на нарушении
Первый взрыв на комбинате произошел 9 августа около 10 часов утра. Следом возник пожар, повредивший здание кислородно-распределительного пункта. Огонь потушили довольно быстро, но во время восстановительных работ из-за остаточного кислорода в трубе произошел ещё один «хлопок». Что же привело к аварии?
Понятно, что точную картину событий в тот день должны установить правоохранительные органы. Но мы не можем не отметить следующее. С начала 2021 года Ростехнадзор провёл на объектах ПАО «НЛМК» не менее трёх внеплановых выездных проверок, в ходе которых у ведомства возникли претензии к предприятию Владимира Лисина. Например, в январе инспекторы осмотрели тот самый 2-й цех и связанную с ним инфраструктуру. В материалах проверки сказано, что трубопроводы пара от котла-утилизатора № 3 до РОУ выдачи в заводскую сеть и на свечу дожигания эксплуатируются с нарушениями требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно: «не введены в эксплуатацию в установленном порядке».
В феврале нынешнего года Ростехнадзор, также при внеплановой проверке, обнаружил, что один из объектов капитального строительства на территории НЛМК используется без разрешения на ввод его в эксплуатацию. А примерно через месяц инспекторы обнаружили, что на другом строящемся объекте при устройстве ростверков допускается применение бетона и металлических конструкций, не предусмотренных проектной документацией. Насколько можно понять из информации в «Едином реестре проверок», должностные лица комбината получили за это предупреждения и административные штрафы.
Вопросы к промышленной безопасности объектов НЛМК у Ростехнадзора возникают регулярно. Только в 2018 году на предприятии было выявлено 153 нарушения. Ведомство выписало штрафы двум десяткам сотрудников компании на общую сумму 651 тыс. рублей. Проще говоря, в среднем каждое нарушение обошлось металлургическому гиганту менее, чем в 5 тыс. рублей. Стоит ли после этого удивляться авариям?
Без жертв не обходится, но дивиденды хорошие
В 2017 году на площадке НЛМК погиб рабочий. Фигурантом уголовного дела в результате этого стал специалист цеха, который якобы поручил мастеру подрядной организации убрать мусор внутри топки котла без наряда-допуска на производство газоопасных работ. При этом обвиняемый, по мнению правоохранительных органов, знал об отсутствии заглушек на газопроводе доменного газа, так как они были демонтированы по его поручению и в нарушение графика капитального ремонта котлоагрегата. Мог ли этот человек рискнуть чужими жизнями по личной инициативе или он всего лишь выполнял волю вышестоящего руководства?
Как бы то ни было, в момент утечки доменного газа внутри котла находились трое рабочих. Один из них, 42-летний мужчина, не успел выбраться наружу и скончался от отравления. Двое других оказались в больнице. На фоне такой истории выглядит настоящим чудом тот факт, что в результате аварии 9 августа никто не пострадал. Повторится ли такое везение при следующем ЧП?
При всём при этом нельзя сказать, что «Новолипецкий металлургический комбинат» находится в глубоком кризисе. Не первый год компания направляет на дивиденды едва ли не 100% свободного денежного потока. За первые шесть месяцев 2021-го она получила прибыль в размере 158,8 млрд рублей. По оценке аналитиков «Финам», в нынешнем году НЛМК сохранит двузначную дивидендную доходность по своим акциям: 18,5%. Значительную часть этой суммы получит участник списка Forbes Владимир Лисин, который (по крайней мере на конец 2020 года) владел почти 80% акций НЛМК через кипрский офшор Fletcher Group Holdings Limited.
Ну как здесь удержаться от предположения о том, что на фоне такого праздника жизни крупнейший акционер комбината и его менеджеры могут смотреть на технические недочёты сквозь пальцы? Главное – чтобы прокатные мощности работали, а за всё остальное можно заплатить небольшой штраф.
Над Владимиром Лисиным не капает
Ростехнадзор постоянно находит нарушения на НЛМК, но это едва ли влияет на доходы миллиардера Владимира Лисина.