В Московском районном суде Казани вчера началось разбирательство уголовного дела, главным и единственным фигурантом которого стал Надир Акулов — сын депутата Госдумы РФ от Татарстана Тимура Акулова. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», бизнесмену Дмитрию Штину удалось привлечь Акулова-младшего к ответственности по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Свидетелем по делу, которое достойно лечь в основу детективного романа, станет министр промышленности Татарстана Равиль Зарипов, а компанию ему составит заключенный казанской колонии Динар Шайдуллин, который, по версии следствия, сам того не зная, стал компаньоном Акулова.
«ВЫ ПАРЕНЬ БОЛЬШОЙ, ХОТЯ НЕ СОВСЕМ ЕЩЕ ВЗРОСЛЫЙ...»
В ожидании начала судебного процесса истец и ответчик сидели в коридоре здания Московского районного суда на разных скамейках друг напротив друга, рядом находились их адвокаты. Трудно было представить, что когда-то их связывали деловые отношения. Бизнесмен Дмитрий Штин и Надир Акулов, ныне не работающий сын депутата Госдумы РФ от РТ Тимура Акулова, не разговаривали, не предъявляли друг другу претензий, не спорили по поводу уголовного дела. Видимо, эмоции стихли еще во время следствия, когда стало понятно, что добиться справедливости удастся только через суд.
Газета «БИЗНЕС Online» уже писала о том, что в отношении Надира Акулова возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»). 1 ноября лично первый заместитель прокурора РТ Артем Николаев утвердил обвинительное заключение по делу Акулова. Если Акулова признают виновным, ему грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.
Заседание стартовало со знакомства судьи Рузалии Тихоновой с участниками процесса. Первым судье представился ответчик.
— Где родились? Где прописаны? — стандартно поинтересовалась судья.
— На данный момент нигде не прописан, сменил место регистрации. Выписался два дня назад, был прописан на улице Волкова, — ответил Акулов.
— Мне не надо, где был прописан... Сейчас прописку не имеете, значит. Где живете? У кого? — продолжала судья.
Узнав, что Акулов сейчас проживает у родителей, а на Волкова квартиру снимал у родственников, но был вынужден выписаться оттуда по «семейным обстоятельствам» и сейчас намерен снова прописаться у родителей, судья объяснила: «А то чуть ли вообще не бомж, получается. Я не хочу до этого доводить статус ваш». Акулов также рассказал, что имеет высшее юридическое образование, холост, детей не имеет, официально не работает, но есть трудовая книжка, ранее не судим и к уголовной ответственности не привлекался.
Зачитав права ответчику, судья уточнила, доверяет ли Акулов судье, спросила, есть ли у него ходатайства на данном этапе судебного разбирательства. Акулов взглянул на своего защитника — адвоката. Не успел он это сделать, как Тихонова предупредила его.
— Нет, вы смотрите на меня. Что у вас в там на душе есть — так вы и должны говорить. Судьба ваша решается, а не его (имеется в виду адвокат — прим. авт.). Поэтому вы должны свои ходатайства сами заявлять. Вы парень большой, хотя не совсем еще взрослый, опыта у вас нет такого, — говорила судья.
После десятиминутного перерыва адвокат Акулова рассказал, что ответчиком ранее было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке.
— Однако сторона защиты настаивает на рассмотрении дела в общем порядке. Мы также ходатайствуем сегодня о рассмотрении дела в общем порядке, — заявил адвокат Акулова.
— Мы просим рассмотреть дело в общем порядке, от особого отказываемся, — подтвердил подсудимый Акулов.
— Это с чем связано? Вы вину не признаете? — поинтересовалась судья.
— Это связано с тем, что у меня есть свои доводы, которые я бы мог привести в процессе судебного следствия, а также учитывая ту ситуацию, что мы только что получили исковое заявление, где указаны цифры и даты, которыми я сейчас не владею, — пояснил Акулов.
Поинтересовавшись, был ли возмещен материальный ущерб, и получив отрицательный ответ от Штина, судья объявила о перерыве и удалилась в совещательную комнату. Вернувшись, судья объявила: в деле объявлен перерыв до 16 декабря и обещала, что процесс удастся завершить к новому году.
Штин, выйдя из зала суда, прокомментировал ситуацию корреспонденту «БИЗНЕС Online».
— К сожалению, до сих пор со мной не связывался ни сам Надир Акулов, ни его юристы для урегулирования сложившейся проблемы в досудебном порядке, — рассказал Штин. — До последнего момента я ждал, но со мной так никто и не связался. Материалы уголовного дела составляют четыре или пять томов. Что касается наказания, знаете, я даже не знаю, какого наказания требовать для Акулова. Мне желательно, чтобы он просто вернул, компенсировал деньги. Потому что деньги заемные, мне в любом случае надо рассчитываться с моими партнерами. Если во время судебного процесса Акулов предложит пойти на мировое соглашение при условии возврата денег, я пойду ему навстречу.
СВИДЕТЕЛИ — ОТ МИНИСТРА ДО ЗЭКА
Напомним, что, по версии следствия, Акулов-младший вышел на бизнесмена Штина — директора ООО «ХимПромТрейд» — и обещал стать посредником в поставке туркменского полипропилена, в котором нуждался Штин. Акулов сообщил, что лучше будет произвести поставку через посредника — некую фирму ООО «Казтехресурс», директором которой являлся загадочный Динар Шайдуллин. Бизнесмен Штин произвел оплату 50% от суммы контракта — 11 млн. рублей — на расчетный счет «Казтехресурса», но затем Надир исчез, а поставки полипропилена так и не было. Руководитель «Казтехресурса» Шайдуллин, которого Акулов называл своим «надежным компаньоном», оказался заключенным одной из казанских колоний, который даже не был знаком с Надиром.
В качестве свидетелей, возможно, по делу будет проходить не только заключенный Шайдуллин, ставший невольным участником дела, но и министр промышленности РТ Равиль Зарипов. Акулов обещал Штину встречу с Зариповым и убеждал, что министр осведомлен о сделке и обещал оказать содействие. Но как выяснила газета «БИЗНЕС Online» у Адиса Зуфарова — помощника Зарипова, Надир Тимурович никогда не встречался с министром по этому вопросу.
КУДА УШЛИ ДЕНЬГИ?
Следователям удалось установить историю передвижения денег, перечисленных бизнесменом Штином в пользу компании ООО «Казтехресурс». Так 3,5 млн. рублей были перечислены с расчетного счета «Казтехресурса» на расчетный счет ООО «Эвертон», с которого были впоследствии обналичены знакомым Акулова Александром Бжассо, последний не знал о происхождении этих денег.
Оставшаяся часть денежных средств в размере 7,3 млн. рублей была перечислена с расчетного счета ООО «Казтехресурс» на расчетный счет ижевского филиала ООО «Розничная сеть АЗС САЛАВАТ» в счет погашения долга, который Акулов имел перед этой организацией. Причем эта история тоже достойна внимания: задолженность образовалась после того, как Надир Тимурович взял на себя обязательства от лица фирмы «Стартэк», также оформленной на подставное лицо, и не выполнил их.
«Акулов, совершив указанным способом хищение денежных средств, действовал с прямым умыслом, из корыстных побуждений, осознавал, что совершает хищение путем обмана и злоупотребления доверием представителя ООО «ХимПромТрейд» Штина в особо крупном размере, предвидел и хотел наступления таких последствий», — резюмируют следователи в обвинительном заключении.
Напомним, что ранее в порядке гражданского судопроизводства с Акулова уже решено было взыскать 1,5 млн. рублей, которые ему передал для заключения контракта по купле-продаже дизельного топлива «Россия — Ашхабад» предприниматель Айрат Галавиев. Договор заключен не был, как выяснилось, Акулов в момент сделки с Галавиевым уже не работал в представительстве Татарстана в Туркменистане и не имел таких полномочий. Деньги Акулов не вернул и перестал выходить на связь. Сейчас эту сумму с сына депутата пытаются взыскать судебные приставы. Но, судя по базе исполнительных производств, пока безрезультатно.
Надир Акулов пошел под суд
Сын депутата Госдумы не согласился на решение проблемы долга в 11 млн. рублей путем мирового соглашения.