Журналисты «Новой газеты», уехавшие из России, запускают в одной из европейских стран интернет-издание «Новая газета. Европа». Проект не является зарубежным филиалом российской редакции, на площадке будут публиковаться новости не только на русском, но также на английском и немецком языках, рассказал «Ъ» главный редактор издания Кирилл Мартынов. В российской «Новой газете» «Ъ» подтвердили, что никаких отношений, кроме дружеских, с коллегами за границей у редакции нет.
Запуск издания «Новая газета. Европа» назначен на 13 апреля — на сайте проекта запущен счетчик обратного отсчета. Там же рассказывается о запуске соцсетей, YouTube-канала и особенно подчеркивается: европейская редакция — «не филиал» российской, «но самостоятельный проект, независимый юридически и фактически». Журналисты, «вынужденные покинуть Россию из-за фактического запрета на профессию», будут освещать мировые и российские новости «для людей, читающих по-русски и разделяющих европейские ценности», говорится в заявлении новой «Новой». Публиковать материалы, впрочем, планируют не только на русском, но также на английском и немецком языках, рассказал «Ъ» главный редактор «Новой» в Европе Кирилл Мартынов. Он отказался раскрыть подробности о числе штатных сотрудников и их месте пребывания из соображений безопасности, однако пояснил, что модель работы «Новой газеты. Европа» будет похожа на российскую за счет финансирования через платформы краудфандинга.
«Сложилась странная ситуация с новейшей историей газеты, прошедшей за пять месяцев путь от Нобелевской премии (главред издания Дмитрий Муратов получил премию прошлой осенью.— “Ъ”) до прекращения печати,— сказал “Ъ” господин Мартынов.— В нынешней ситуации мы не можем оставить читателя без информации, надо продолжать работу».
Он отметил, что «остается в дружеских отношениях» с главным редактором «Новой газеты» Дмитрием Муратовым, однако никаких юридических отношений между ними нет.
«Новая газета» впервые с 1995 года приостановила по собственной инициативе выход в печатном формате на территории России 28 марта 2022 года — «до окончания "специальной военной операции на территории Украины"». С того дня также не обновляются соцсети и сайт «Новой». Формальной причиной приостановки стало второе за месяц предупреждение Роскомнадзора об отсутствии в материалах издания маркировки иноагентов. Как сообщал «Ъ», после начала событий на Украине редакция «Новой» получила шесть писем от Генпрокуратуры и Роскомнадзора с требованиями удалить материалы, связанные со спецоперацией на Украине под угрозой «гигантских штрафов и перспективы ликвидации СМИ».
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, который стал лауреатом Нобелевской премии мира за «усилия по защите свободы выражения мнений», 40,2 млн руб. премиальных пожертвовал нескольким благотворительным фондам и детскому хоспису, а также частично спонсировал создание фильма о СМИ в РФ. В марте 2022 года господин Муратов объявил, что намерен продать нобелевскую медаль на аукционе и направить вырученные средства «украинским беженцам и больным украинским детям». 5 апреля норвежский медиахолдинг Amedia объявил об уходе из России и передаче Дмитрию Муратову управление шестью типографиями компании, которые остались на территории РФ. Господин Муратов, в свою очередь, заявил, что сохранит все рабочие места сотрудников типографий и продолжит сотрудничество по заключенным Amedia партнерским контрактам.
Рабочие места и зарплаты сохраняются и для российской «Новой газеты», приостановившей выпуск.
«Никто не уволен, приостановка означает только отсутствие печати и обновлений, а так работа идет, зарплата сохраняется, надеемся на лучшее,— подтвердила “Ъ” в четверг пресс-секретарь "Новой" Надежда Прусенкова.— Те, кто делают издание "Новая газета. Европа" в "Новой газете" не работают, уехали и уволились».
Она отметила, что «в личном качестве» никто не запрещает оставшимся в России авторам «Новой» сотрудничать с коллегами в Европе, однако указала, что в этом случае для них остается риск подпасть под законодательство об иностранных агентах.
Кирилл Мартынов надеется на «параллельную партнерскую» работу двух проектов «Новой» в России и Европе после возобновления выпуска печатного издания в РФ, однако не исключает потерю значительной части российской аудитории, в том числе из-за ужесточения законодательства о СМИ. Напомним, 6 апреля в Госдуму были внесены поправки к законам «О СМИ», «Об информации» и «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека в РФ». Согласно проекту, СМИ признаются «инструментом влияния на информационное состояние общества в реалиях геополитической обстановки», а право приостанавливать их работу дается Генпрокуратуре. Эксперты «Ъ» раскритиковали проект за введение практики «пожизненной блокировки» интернет-ресурсов, отсутствие права для СМИ обжаловать блокировку в суде, а также за возможность отзывать свидетельства о регистрации печатных СМИ по требованию прокурора.
Отметим, что в четверг на господина Муратова было совершено нападение в вагоне поезда Москва—Самара. Неизвестный облил его красной краской. «Он выкрикнул: "Муратов, вот тебе за наших пацанов"»,— приводит цитату Дмитрия Муратова «Новая газета. Европа». Господин Муратов также заявил, что испытывает боль и жжение на коже и в глазах. Заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов заявлял о возможной госпитализации руководителя издания.
‟Новая газета‟ обживается в Европе
Журналисты одного из ведущих российских СМИ объявили о старте самостоятельного проекта за пределами страны.