Арест крупного федерального чиновника произошел 14 ноября 2016 года. По версии защитников министра, Алексей Улюкаев прибыл в офис «Роснефти» не за деньгами для «решения проблем по «Башнефти» (как полагает следствие), а для обсуждения этих проблем. Как известно, встреча с Сечиным, на которую был позван Улюкаев, не состоялась. Вместо нее Улюкаев побеседовал с одним из топ-менеджеров «Роснефти», который передал министру некие чемоданчики, но что в них находится, Улюкаев якобы не знал.
Как пишет Rucompromat , он считал, что там могли быть материалы по сделке о покупке «Роснефтью» «Башнефти», которые бы упростили и ускорили работу МЭР. Экс-министр считает, что в офисе нефтяной компании имела место провокация. В его окружении полагают, что нет никаких доказательств того, что Улюкаев знал о нахождении в чемоданчиках денег. Напротив, в силовых структурах уверены, что вина Улюкаева доказана, одно из главных доказательств — материал прослушки, где Улюкаев жалуется, что он сам и его подчиненные не получают денежной благодарности за работу по созданию материально-технического обоснования для сделки по покупке «Роснефтью» «Башнефти» и грозит в дальнейшем чинить препятствия в этой сфере. Скорее всего, слушания в суде будут проходит в закрытом режиме.
Тем временем последствия невнятной политики Улюкаева и всего экономического блока дают о себе знать все громче. Решение Госдумы и Совфеда о том, что регионы будут оставлять у себя не 18%, а 17% налога на прибыль вызывает возмущение богатых провинций. Коротко говоря, богатые регионы не хотят кормить голодранцев. Примечательно, подчеркивает Rucompromat, что вслух против политики Кремля осмелился возразить только президент республики Татарстан Руслан Минниханов.
Председатель госсовета республики Фарид Мухаметшин подчеркнул, что принуждение «доноров» к оказанию финансовой помощи необеспеченным регионам нарушает российскую Конституцию. Тем не менее, эксперты не оценивают это событие как начало крупного конфликта, считая, что это очередной раунд переговоров, вполне привычных для отношений Татарстана с Кремлём. Всего в РФ осталось чуть более 10 регионов-доноров, причем разброс между богатыми и бедными регионами достиг уже гигантских масштабов. Сегодня в регионах остаётся около 40% собранных налогов, всё остальное перечисляется в федеральную казну, в итоге около 40 регионов находятся на грани дефолта.
При этом, несмотря на трудную ситуацию, чиновники практически провалили план приватизации. Как напомнил Rucompromat, в 2014–2016 годах государство планировало сократить или прекратить свое участие в 18 «крупнейших компаниях, занимающих лидирующее положение в своих отраслях». В 2016 году в этот список дополнительно была включена «Башнефть», а «Роснано» годом ранее исключена. Но в итоге государство продало пакеты акций только в четырех компаниях: «Роснефти», «Башнефти», «Алросе» и «Интер РАО», причем «приватизация» «Интер РАО» и «Башнефти» прошла как продажа пакетов акций государственным же «Роснефтегазу» и «Роснефти». Еще в двух компаниях — аэропортах Внуково и Шереметьево — государство сократило свое участие путем консолидации частных и государственных активов.
Властям никак не удается прекратить злоупотребления при госзакупках. Как установила Счетная палата РФ, каждый 37-й выделенный на госзакупки рубль в этом году был потрачен на неконкурентные аукционы, где цена не снижалась. В результате российский бюджет, по данным СП, которые приводит Rucompromat, потерял в 2016 году 180 млрд рублей.
Удивляет и разброс цен на товары, которые закупают госучреждения. Например, стоимость ноутбука для руководителя варьируется от 25 тыс. рублей (Росфинмониторинг) до 173 тыс. рублей (Ростехнадзор), принтер для руководителя - от 8 тыс. рублей (ФССП России) до 500 тыс. рублей (Спецстрой России), кресло руководителя - от 15 тыс. рублей (Росводресурсы) до 150 тыс. рублей (Росрыболовство). По словам главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, практически все закупки товаров и услуг госкорпорациями проходят на неконкурентной основе - контракты на освоение бюджетных денег достаются заранее определенным поставщикам.
Не стоит радоваться тому, что доля единственных поставщиков снижается (в 2014 году их было 48,2%, в 2015 году – 40%). Дело в том, что единственный поставщик зачастую стал ловко маскироваться в «прочих» способах закупки, которые разрешены госкомпаниям («прочие» составили 55%).
Впрочем, даже в море проблем попадаются островки счастья. Российский миллиардер, владелец Millhouse Роман Абрамович устроил очередную новогоднюю вечеринку на острове Сен-Барт. Участники ее - олигархи из России и стран СНГ, слух которых ублажали на этот раз сэр Пол Маккартни и группа The Killers. Среди гостей вечеринки замечены такие лица, как Дмитрий Рыболовлев, Леонард Блаватник, Евгений Швидлер, Фархад Ахмедов и другие. Абрамович ежегодно устраивает самую масштабную по затратам и размаху новогоднюю вечеринку на Сен-Барте, в разные годы на них выступали Rolling Stones и U2.
Обзор Rucompromat 2 – 6 января: приключения долларовых чемоданчиков закончатся в суде
Экс-министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, обвиняемый в получении взятки в особо крупном размере, не намерен признавать свою вину.