Если 20% — обеспечены будут не только посадки, но и будирование темы борьбы с нерадивыми банкирами-олигархами в предвыборную пору. Перца в этот котел настроений добавляет нервозность от американских санкций, аховая ситуация с бюджетами российских регионов и осторожные пробросы на тему "слива Донбасса". Партия "компромисса" в Кремле считает, что это не позволит правящему режиму в будущем оказаться "за железным занавесом".
Бойлерная
1. На активы Гуцериева уже есть претенденты.
Семья Гуцериева передает ЦБ свои активы на 70 млрд рублей при общем долге семейства в 8 ярдов баксов. Но остальные активы заложены в других банках, поэтому регулятор получит в несколько раз меньше средств, чем дыра в капитале Бинбанка. По одной из версий, долгое время Гуцериев не вмешивался в ситуацию в Бине, а когда его вызвали в ЦБ и показали истинное положение дел, он охуел и лишил племянника доли в семейной собственности и выгнал из Советов Директоров семейных компаний. Так что средства, которые сейчас идут в ЦБ - это только то, с чем захотел расстаться Гуцериев, именно с ним решал вопрос регулятор, и это были тяжелые разговоры.
Поэтому ЦБ сейчас будет заниматься распродажей активов типа преслувотой овощебазы, и здесь есть пространство для маневра, потому что продавать ее будут с дисконтом, и надо внимательно смотреть, кто ее будет продавать и кто купит. Firesale банковских активов - вещь очень заманчивая, и уже сейчас пороги ЦБ и близких к нему решал обивают финансово-промышленные группы, которые хотят поживиться дешевыми активами. Пока непонятно, какие будут у ЦБ претензии к Беляеву, но его другу Минцу уже приходится страдать.
2. Нам посылают странные сигналы по поводу событий на Украине.
Сегодня подконтрольный АП Левада Центр выпустил опрос, согласно которому менее половины россиян выступает за поддержку ДНР и ЛНР. Поскольку выборов у нас нет, то все сигналы власти получают через такие вот опросы, получается, что теперь у АП есть плацдарм для того, чтобы постепенно сворачивать поддержку Донбасса. Учитывая новые американские санкции, держать конфликт даже в замороженном виде становится слишком дорого. Не факт, что именно сейчас начнется процесс реинтеграции Донбасса, но зондирование реакции общества – шаг в этом направлении.
Ужесточение американских санкций уже наносит удар по нефтяной промышленности, сейчас Штаты будут добиваться разрыва контрактов по поставке российского вооружения. Сегодня в США могут быть выдвинуты первые обвинения по делу о вмешательстве России в выборы, поэтому наш источник в АП после сильнейшей интоксикации в выходные смог сообщить, что в аппарате Кириенко думают о том, как перестать сраться с Западом и сохранить лицо. Отсюда и сообщения о сокращении контингента в Сирии, и опрос по Донбассу, который бы хрен увидели без отмашки со Старой Площади.
3. Русский Стандарт могут продать за долги.
Банк Русский Стандарт может пойти с молотка для того, чтобы расплатиться с держателями бондов. Самый эпатажный, после Тиньков, конечно, банкир Рустам Тарико может потерять свой финансовый актив. Империя Тарико уже давно трещит по швам, он уже был вынужден избавиться от управляющей компании, а теперь решил, что можно не платить инвесторам. Теперь они могут попробовать продать половину банка, которая находится у них в залоге, вопрос в том, кому он нужен после такой рекламы?
Банкротство РС - это закономерный итог необдуманной риск-политики и ставки на банк-монолайнер, который при ухудшении финансовой ситуации затрещал по швам. Как говорит источник в самом банке, Тарико плохо разбирается в людях, и в основном его окружают такие странные, отвязные, но мало что понимающие в банковском деле люди. Вообще Тарико давно превратился в проблему для инвесторов, которые точно также мучаются с бондами его алкогольного подразделения - холдинга РУСТ.
Ну что же, мы видим, что нельзя вести бизнес в стиле рок-н-ролл, кокосовая стружка и бляди хороши только в том случае, если есть нудные ботаники, на которых можно оставить бизнес.
4. У Гуцериева отобрали Русснефть.
Новый поворот появился в борьбе ЦБ за активы прогоревших банков. Сегодня Василий Поздышев сильно озадачил всех, у кого бомбило по поводу нефтяных активов Гуцериева, и сообщил, что акции Русснефти передали регулятору. Более того, Поздышев заявил, что идут переговоры с другими кредитными учреждениями, где заложены активы собственников Бина. Видимо, регулятор решил отреагировать на давление правоохранительных органов и телеграмм-каналов и решил доебаться даже до залогов в других банках. Это хуево для Вадика Беляева, вопрос в том, хватит ли у ЦБ решимости забрать его алмазную компанию у ВТБ.
5. Крупный российский бизнес лоббирует отмену санкций.
РБК назвал сумму в 2 млн долларов, которые Газпром тратит на лоббирование своих интересов в США и Европе меньше, чем за год. Журналист не поленился и залез в базу Сената и там нашел данные о том, сколько Норд Стрим тратит средств на то, чтобы проект не прикрыли из-за ужесточения американских санкций. Чья-то невидимая рука дотянулась до издания и ткнула пальцем в контракты. То ли нам хотят показать, что Газпром охуел и тратит слишком много денег на лоббистов, но у компании много затрат, не поддающихся пониманию, одна только Канделаки чего стоит.
Смысл этой публикации может быть только в том, чтобы показать широким слоям населения, что американские санкции после вмешательства России в выборы оказались волшебно действенными, и любые проекты даже всемогущего Газпрома могут пойти не так как хотелось. Есть версия, которую заплетающимся языком прошептал наш источник в АП. Она говорит о том, что ведущие бизнесмены сильно озаботились тем, что их деятельность за рубежом может быть заморожена из-за санкций, и те, кому действительно есть что терять, будут делать массовые утечки в СМИ через олигархическое PR агентство
Главная цель таких утечек - показать Папе, как страдает передовой российский бизнес, чтобы подтолкнуть на урегулирование отношений с Западом, самое простое из которых - это отдать Донбасс. Интересно, будут ли покупать западные инвесторы акции Дерипаски в Лондоне? Сможет ли Газпром достроить поток? Никто, даже китайцы и тем более арабы, не пойдут против США, так что у партии компромиссов, которая формируется вокруг Кириенко и Дворковича, есть аргументы. И если даже Миллер начинает плакаться, значит, какие-то подковерные движения идут. Вопрос в том, во что они материализуются. Потому что санкции - это новый железный занавес.
Мысли-НеМысли
1. В условиях, когда привычная схема работы не приносит прибыли, банки вынуждены искать способы урвать кусочек пирога. И наступает время для шантажа своих клиентов.
Думаю, все в курсе насколько жестко сейчас обстоит дело с различными серыми схемами. Фактически, ЦБ дал банкам карт-бланш на блокировку любых необоснованных операций, и банки действуют. Блокируют операции даже по несущественным суммам, а если клиент хочет получить свои средства обратно – выставляют ему ценник в 10-25% от суммы перевода.
И расчет сделан на то, что клиенты не будут жаловаться в регулирующие органы, поскольку даже самый честный бизнес в России вынужден участвовать в серых сделках.
2. Крестовый поход на нечистоплотных банкиров – хорошая тема для предвыборной компании. Насколько серьезно ее будут использовать в АП – тема для дискуссий. Однако, тот факт, что ее прорабатывают и готовят, игнорировать никак не получится. Насколько нам известно, окончательного решения по вопросу жесткого прессинга акционеров и топ-менеджмента «ФК Открытие» и «Бинбанка» пока нет, но МВД прорабатывает почву.
P.S.: мы, например, уверены на 90%, что посадки будут, но кого и по какой статье зависит от многих факторов. Микаил Шишханов в этом смысле молодец, играет в раскаявшегося банкира, возвращает активы, «работает со следствием», а вот Беляев и Ко. могут существенно поплатиться за операции в «ФК Открытии» и «Трасте» перед введением временной администрации.
3. Никак не можем пройти мимо заявлений зампреда ЦБ Василия Поздышева. Один из самых любимых наших персонажей много всего интересного наговорил.
Начнем с глобального. По его словам, уровень проблемных кредитов в российской банковской системе составляет около 10%: «Уровни проблемных кредитов в нашей банковской системе не так высоки по сравнению с другими странами, около 10%».
Проблемные кредиты можно считать по-разному, а Поздышев говорит исключительно о необслуживаемых кредитах, то есть тех, по которым сомнительна возможность возврата. Но в общем случае под проблемными кредитами понимают и те, по которым есть просрочка. В России объем таких кредитов около 11 трлн рублей или почти четверть от кредитного портфеля, как свидетельствуют расчеты S&P. Все зависит от того, как считать. АКРА, например, пару месяцев назад писало об уровне проблемных кредитов в системе на уровне 12-15%, что является максимальным за десятилетие. И только 50% из этих долгов покрываются резервами.
Так что заявления о невысоком уровне проблемных кредитов – это очевидная ложь, проблемы есть, и они большие. И это после того, как банк закручивали гайки в последние 2-3 года, чистили балансы, ужесточали требования к заемщикам. И только 44,5% заемщиков могут считаться идеальными, то есть без проблем в своей кредитной истории. Теперь добавим сюда, например, оживление кредитования и смягчение требований в погоне за кредитным портфелем и получим новый рост проблемных кредитов.
Темник
Большинство регионов страны вплотную подошли к дефолту. Сумма общих долгов субъектов Российской Федерации уверенно превысила 2 трлн рублей.
Это давно уже не новость. Даже при небольшой тенденции к снижению (вызвана обильными дешевыми бюджетными кредитами в прошлые годы), госдолг регионов по итогам первого полугодия составил 2,23 трлн рублей. И распределён этот долг крайне неравномерно. Есть регионы, вроде нефтеносного ЯНАО, которые снижают задолженность, а есть те, которые погрязли в долгах по уши. 54 региона имеют задолженность, превышающую 50% из годовых доходов. В Мордовии долг и вовсе составляет 203,7% от всех их доходов. Выбраться из такой долговой ямы очень сложно. Также проблема в том, что 27,7% регионального госдолга приходится на коммерческие кредиты. А наши банки не прочь заработать и на областях и республиках, выдавая кредиты под 11,3% годовых (средневзвешенная ставка ЦБ).
Это приговор регионам. И без бюджетных кредитов под 0,1% регионам не выбраться из долговой ямы. В преддефолтной ситуации (какая уже была в Новгородской области) банки не готовы кредитовать регионы даже под 24% годовых.
Обзор Telegram: продолжение банкопада и ужас грядущих санкций
Михаил Гуцериев может остаться без "Русснефти", "Русский стандарт" готовится к выходу на панель, а остальные банки потрошат уцелевших клиентов, использющих хоть мало-мальские серые схемы. Сейчас не до сантиментов, вопрос лишь в том, каков уровень проблемных кредитов в российской финансовой системе — 10 или 20%?