Сюжет прямо из триллера: многомиллионный портрет, обнаруженный во французском магазине безделушек; загадочные российские посредники; продажа Саудовской Аравии, о которой объявили за 107 миллионов евро, но этого так и не произошло, и до сих пор неизвестный арт-фонд, которым управляют два предпринимателя, которые продают в нем долю… один из которых даже не видел эту картину.
Это только начало буйной истории этого портрета на бумаге, положенного на холст, который российский производитель косметических товаров Олег Насобин нашел в провансальской деревне Драгиньян в 2004 году. Насобин отнес ее домой, снял рамку и обнаружил в углу надпись «Tête d'homme, Benvenuto Cellini».
Оттуда Насобин быстро подпрыгнул и подпрыгнул, решив, что это автопортрет великого ювелира эпохи Возрождения, создателя знаменитой и экстравагантной Сальеры (Солонки), несмотря на то, что портрет, по всей видимости, был создан в XIX веке. века, с надписью на французском, а не на итальянском языке.
Эта история стала предметом захватывающего десятисерийного сериала «Кровь и бронза» на BBC Radio 3 (который будет транслироваться с 22 марта по 2 апреля и впоследствии доступен на BBC Sounds), исследованного, написанного и рассказанного Джерри Броттоном, профессором исследований эпохи Возрождения в Университет Королевы Марии в Лондоне.
На российском сайте Рукомпромат Насобин описан как коллекционер, актер, блогер и публицист. В 2017 году он снялся в британском сериале «МакМафия», но в течение многих лет также руководил косметическим бизнесом Green Mama во Франции. Он рассказывает свою историю в триллере «Бенвенуто: тайна одной картины» и утверждает, что все события в ней абсолютно правдивы. В российской прессе сообщалось о трудностях компании и даже некоторых разногласиях с российскими банками, что привело к судебному иску.
Таинственная аутентификация
Тем временем Насобин работал над портретом, вызывая ряд экспертов для его подтверждения. В их число входили ныне вышедший на пенсию торговец с юга Франции Ришар Дэвид («назначенный судом эксперт по антиквариату, предметам искусства и ювелирным украшениям»), который вручил сертификат, подтверждающий, что эта работа является автопортретом Челлини XVI века; исследование черт лица французского академика Рауля Перро; анализ краски, проведенный парижской лабораторией, и отчет британского реставратора Сары Уолден, которая написала, что портрет «несомненно» датирован 16 веком, хотя она также сказала, что надпись была 19 веком. Первоначально все ответили на контакты The Art Newspaper, но все, кроме Перро, прервали переписку, когда их попросили предоставить дополнительную информацию о том, как они пришли к своим выводам.
В 2007 году Насобин организовал пресс-конференцию, чтобы представить миру свое открытие, оценив его в 60 миллионов евро; он был разочарован отсутствием эффекта, хотя Daily Telegraph написала об этом одну статью.
Затем, в 2018 году, через посредников Насобин отправил картину не менее колоритному Михаилу Тамойкину. Ассоциация доброй воли России и Америки начинает статью о нем в 2016 году так: «В августе прошлого года Михаила Тамойкина под дулом пистолета похитили в центре Киева, приковали цепями и затащили в машину, отвезли в лодку, где его избивали и пытали. Чудом ему удалось спастись, прыгнув в реку и проплыв 12 км до безопасного места».
Чем он заслужил это? Далее в статье говорилось: «Он в одиночку остановил, пожалуй, крупнейшую в мире незаконную продажу древних золотых артефактов на сумму более полумиллиарда долларов. Его организовали коррумпированные высокопоставленные украинские чиновники, сотрудники полиции и организованные преступные группировки, которые преследуют Михаила и по сей день».
Связь с Саудовской Аравией
В свободное от борьбы с коррупцией время Тамойкины, отец Михаил и сын Дмитрий, руководят Тамойкинским художественным фондом. Используя свою экспертную систему Tamoikin, они оценили «Челлини» в удивительно точную сумму в 56 487 902 евро. Затем они использовали различные коэффициенты, такие как цена «Сальвадора Мунди» Леонардо да Винчи, чтобы получить окончательную цену в 106,79 миллиона евро, и согласились продвигать картину от имени Насобина.
Согласно блогу WordPress, опубликованному в 2018 году, Национальный музей Саудовской Аравии планировал купить портрет по этой цене. В блоге был размещен скриншот (по-видимому, отфотошопленный) Саудовского агентства печати (SPA). Попытки The Art Newspaper установить автора блога не увенчались успехом.
Именно в этот момент Броттон нашел эту историю и связался с Дмитрием Тамойкиным. Он сообщил, что на самом деле он не видел картину и что она на самом деле не была продана Саудовской Аравии, что Насобин прервал связь перед этой «продажей» и что фонд сейчас ведет спор с Насобиным и пытается продать свою картину. «договорная позиция» в работе на 1,5 млн евро в счет своих расходов по проекту.
На момент публикации Броттон контактировал с Олегом Насобиным, но поговорить с Михаилом Тамойкиным не удалось. На вопрос Бротона, действительно ли он считает портрет подлинным, Дмитрий Тамойкин ответил: «Это вопрос на 107 миллионов евро», добавив: «Вы не могли бы это выдумать!» Довольно.
ОБНОВЛЕНИЕ 12 марта: После публикации мы получили следующее заявление от Олега Насобина:
«Когда я нашел надпись, написанную графитовым карандашом на карточке внутри рамы — хочу уточнить не на самой картине — которая гласила, что на портрете изображена «Голова мужчины Бенвенуто Челлини», на французском языке, я не сразу пришел к выводу, что это была его работа, а не его лицо.
«Это казалось очень надуманным, и я на самом деле был настроен весьма скептически: то, что кто-то мог написать на листе бумаги в 19-м или 20-м веке, конечно, ничего не значит.
«Однако эта надпись была очень интригующей и побудила меня начать свое исследование, которое обнаружило, что Челлини скрывал в своих произведениях собственные автопортреты. То, что этот портрет был автопортретом, было не только моим мнением, но разделяемым итальянским государством; В 2005 году оно начало официальные переговоры с послом Италии в России в Москве Джанфранко Факко-Бонетти. Эти переговоры велись лично с послом и наверняка не начались бы, если бы итальянское государство не было уверено в подлинности картины.
«Наш портрет послужил ключом, он позволил нам, исследователям, найти в общей сложности восемь других автопортретов в творчестве Челлини и два портрета Челлини других художников, в частности Париса Бордоне, чьи натурщики ранее были неизвестны («Влюбленные и Портрет ювелира, на котором Челлини изображен без бороды и без украшенного прикуса, как это принято в его автопортретах). Если сравнить наш портрет с рисунком Челлини, известным только как «Голова мужчины», размещенным в Туринской Королевской библиотеке даже невооруженным глазом становится очевидным, что это действительно одно и то же лицо, а также автопортрет.
«Изображенный стилистически одинаково, мы видим, что Челлини, как и в его автобиографии, всегда изображал себя в героическом свете. Это увлекательно, потому что история искусства до сих пор не знала, как выглядел Челлини в молодые годы.
«Лично я не имею полномочий давать финансовую оценку этому произведению искусства и полагался на мнение других по этому вопросу. Для меня и моей семьи больше всего важно то, что лицо Челлини снова становится доступным для всеобщего обозрения, поскольку именно это и есть то, что нужно. он хотел.Поэтому он оставил свое лицо на затылке Персея, или почему после его смерти его нотариус внес в состав своего имения его портрет, который, согласно нотариальной книге, висел в подъезде зал дома Челлини.
«У нашего сотрудничества с Tamoikin Art Fund истек договор, который закончился более двух лет назад. Я надеюсь, что люди в первую очередь смотрят на искусство, а не на ярких персонажей, вовлеченных в эту историю, как это делалось в прошлом. В душе я не финансист, но на самом деле я еще и искусствовед и даже музеолог.Меня взяли старшим научным сотрудником и экспертом по искусству против отмывания денег в российское подразделение по борьбе с отмыванием денег.Моя работа курировала экспертизы предлагают эксперты.
«Мне бы очень хотелось, чтобы со мной связались до публикации этой статьи, в которой, по моему мнению, опущены некоторые из наиболее важных частей моего исследования, вместо этого я сосредоточился на слухах, окружающих портрет, таких как «продажа» Саудовской Аравии. государство.Я считаю,что этот портрет принадлежит не мне,он принадлежит вечности,и человечеству в целом.Это мощное произведение искусства,картина на бумаге,то есть она предназначалась не для мецената,а скорее для личного пользования. Оно дает нам невероятное представление о наследии Челлини, которое, к сожалению, было утеряно с течением веков, точно так же, как мы забыли истинное лицо Челлини, как сказал покойный Джон Папа Хеннесси в своей книге о Челлини.
«Чтобы поддержать эту теорию, я провел несколько независимых анализов: материальный анализ пигментов и условные отчеты. Все они объективны по своей природе и приводят к одному и тому же выводу: это XVI век, и действительно, это лицо Челлини. Эти анализы провели видные эксперты из Франции, Англии и Италии.
«Несмотря на весь анализ картины, который мы уже провели за свой счет, мы, конечно, приглашаем экспертов к дальнейшему изучению. Это действительно было бы очень интересно для искусствоведческого сообщества и, будем надеяться, приведет Челлини на его законное место в нашей книге. коллективное понимание его».
ОБНОВЛЕНИЕ 6 апреля: После публикации мы получили следующее заявление от Михаила Тамойкина:
«Эта картина была в центре внимания публики с 2007 года. Неслучайно только после того, как к этому проекту подключился Художественный фонд Тамойкина, к портрету Челлини действительно проявился интерес арт-сообщество, а также сверхбогатые покупатели произведений искусства. Важно отметить, что вскоре после того, как Насобин разорвал контакты с нашим фондом, к нам обратился покупатель из одной из самых богатых стран Ближнего Востока и выразил серьезную заинтересованность в приобретении автопортрета Бенвенуто Челлини за €107 млн. К сожалению, нам пришлось сообщить ему, что владелец перестал с нами общаться и вся сделка сорвалась.
«В опубликованном заявлении Олега Насобина он сказал следующее: «Наше сотрудничество с Tamoikin Art Fund имело договорной срок, который закончился более двух лет назад». Это утверждение верно лишь частично. Контракт, который мы подписали, имел дату истечения срока действия, однако некоторые части этого соглашения не были ограничены этой датой и, следовательно, не истекли. В этом нет ничего необычного или редкого. В связи с этим у Насобина есть обязательства перед нами и, следовательно, мы имеем право залога в отношении автопортрета Бенвенуто Челлини».
Олег Насобин и Михаил Тамойкин не поделили "автопортрет Бенвенуто Челлини"
Признание найденного бывшим президентом обанкротившейся парфюмерной компании Green Mama рисунка шедевром мировой живописи XVI века снова отложено на неопределенный срок. Виной всему - неспособность скандального бизнесмена договариваться.
12.03.2021