Агентство по страхованию вкладов пытается истребовать миллиарды рублей с бывших владельцев банка «Пушкино», лопнувшего больше трех лет назад. Но в этой классической для российской банковской системы истории есть удивительное обстоятельство: один из ответчиков еще до банкротства не имел к «Пушкино» никакого отношения. Это руководитель киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин, который неожиданно стал виноват в крахе банка. Прецедент может стать «многообещающим».
Банковский билетик в кино
Эта история началась еще 7 лет назад. Бизнесмен и основатель сети кинотеатров «Кронверк Синема» стал совладельцем банка «АБ Финанс», купив долю в 15%. Сделано это было для продвижения «важнейшего из искусств» в российских регионах. Планировалось, что через банк пойдут деньги на строительство кинотеатров в небольших городах. Вместе с Эдуардом Пичугиным обладателем такого же пакета стал и знаменитый режиссер и актер Федор Бондарчук, который, как писали СМИ, потратил на акции 150 миллионов рублей. Он, судя, по розданным интервью, тоже лелеял идею кинофикации всей страны. Более того, Бондарчук и Пичугин были партнерами по проекту «Кино Сити», в рамках которого и должны были строить кинотеатры. Этот проект, в свою очередь появился на свет благодаря партии власти «Единая Россия».
В общем, все до поры до времени было очень серьезно. Что там в итоге произошло с кинофикацией – доподлинно неизвестно. А вот с банком «Пушкино» явно что-то пошло не так, потому что вскоре Эдуард Пичугин продал свой пакет. Как он позже заявил, у кредитной организации поменялись планы, и вместо кино она решила заняться поглощением других банков. Поэтому решено было акции продать. На этом все могло бы и закончиться, но прошлое неожиданно потянулось своей корявой рукой. И теперь Эдуард Пичугин, который с 2012-го года возглавляет «Ленфильм», может лишиться крупной суммы денег.
Был банк – и нет банка
В 2011 году «АБ Финанс» был продан банку «Пушкино». Эдуард Пичугин на тот момент еще был акционером, но вскоре вышел из капитала кредитной организации. Что же касается «Пушкино», то спустя 2 года название этого банка прогремело на всю страну. ЦБ отозвал у него лицензию, а затем выяснилось, что финансовая «дыра» в «Пушкино» составила 15 миллиардов рублей. Сумма по меркам российской банковской системы не особо большая. Но банкротство вполне достойно войти в учебники, хотя бы потому, что именно с него началась масштабная чистка сектора, которая не закончилась до сих пор. «Пушкино» лишился лицензии примерно за 2 месяца до краха «Мастер-Банка», который в свое время и стал символом этой чистки.
Банкротство «Пушкино» оказалось «классическим». Банк выдавал технические кредиты неким компаниям, которые, естественно, деньги не отдавали. Средства благополучно вывели. Те физические лица, чьи вклады покрывала страховка (на тот момент 700 тысяч рублей) не пострадали. Остальные своих денег лишились. Владелец «Пушкино», человек, которого обвиняют во всех бедах (ну или во всех мошенничествах), разумеется, не стал дожидаться карающего меча правосудия и покинул Родину. Имя его –
Алексей Алякин. Он, конечно же, заслуживает отдельного жизнеописания. Но ограничимся известной цитатой банкира Александра Лебедева, который однажды кратко и емко описал схему, по которой Алексей Алякин зарабатывал себе на жизнь:
«Покупаешь маленький банк, потом выводишь из него деньги, покупаешь больше, опять выводишь деньги. Когда дойдёт до самого большого, то привлекаешь побольше денег и все их за границу выводишь. Потом говоришь: извините, рыночный коллапс». Как говорится: «Занавес!».
Заходите к нам на суд
Казалось бы, причем здесь бывший совладелец бывшего банка Эдуард Пичугин? А тут сработала логика Агентства по страхованию вкладов, чья цель – вернуть в разграбленный банк хоть какие-нибудь деньги. Как выяснило АСВ, у «АБ Финанс», который принадлежал Пичугину и который купил «Пушкино», были плохие кредиты. Они перешли на баланс нового собственника. Поэтому с прежнего акционера тоже стоит что-то потребовать. Попробуем объяснить все в бытовой плоскости. Допустим, кто-то покупает с рук машину, некогда побывавшую в аварии, и потому ненадежную. Новый собственник прекрасно знает о недостатке автомобиля, но все равно покупает.
И вот он пьяный едет по дороге, не справляется с управлением и сбивает пешехода. А потом выясняется, что все может быть и обошлось, если бы машина не была «битой». И поэтому под суд попадает и прежний владелец авто. Логика, согласитесь, странноватая? Но АСВ она вполне устроила, и агентство подало иски почти на 15 миллиардов рублей против бывших владельцев «Пушкино», включив туда и Эдуарда Пичугина. Забавно, что в списке по каким-то причинам нет Федора Бондарчука. А ведь он продал свои акции одновременно с Пичугиным. Почему АСВ не предъявило претензии к режиссеру – неизвестно. Может, недосмотрели там чего-то…
Верхи не могут – низы заплатят?
Широкую публику во все детали, конечно, не посвящают. И, как знать, может быть кинодеятель Эдуард Пичугин и имел отношения к финансовым махинациям банка «Пушкино». Но сам прецедент, а до этого таких случаев в России не было, выглядит достаточно тревожным. Ведь что происходит – АСВ пытается истребовать деньги у того, кто никогда не был владельцем банка. Эдак можно предъявить иск любому, кто имел хоть какое-нибудь отношение к «Пушкино» или любой другой лопнувшей организации. Почему бы в следующий раз не привлечь к ответственности крупных и не очень вкладчиков? Хранил, допустим, условный россиянин в условном банке несколько миллионов рублей. А потом банк лопнул. А к россиянину приходят и говорят: послушай, дорогой, а ведь ты был крупным клиентом, не иначе как имел отношения к грязным делишкам, давай-ка раскошеливайся! Думаете, бред, не может быть?
Хотелось бы так думать, но практика показывает: подобные фантазии не так уж далеки от реальности. Например, в Брянске недавно пришли к одному пенсионеру. Он хранил деньги в «Капиталбанке», и незадолго до лишения лицензии успел забрать свои 1,7 миллиона рублей. Так с него сейчас через суд требуют вернуть эти средства. Потому что АСВ решило, что пенсионер имел преимущество перед другими вкладчиками. Спасал свои жалкие сбережения, негодяй! И такой иск не единственный.
С другой стороны, регуляторов можно понять. Банки разоряются, владельцы сбегают с деньгами за границу, а государство вынуждено платить по страховке. Денег на это становится все меньше, значит, пришла пора скрести по сусекам. При этом непонятно, почему бы не спросить с тех, кто позволили украсть больше триллиона рублей (столько стране стоила чистка банковской системы)? Но тут стоит вспомнить еще одну показательную деталь в деле «Пушкино». Брат Алексея Алякина (того самого, кого двумя абзацами выше так красочно описал банкир Александр Лебедев), Андрей Алякин, когда-то работал в ЦБ, а потом в государственном «Россельхозбанке». Так что просим извинения за глупый вопрос.
Он что, банк «Пушкино»?
За что АСВ требует с гендиректора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина миллиарды, и чем это грозит простым россиянам.