Фонд UCP Ильи Щербовича, который уже год судится с «Транснефтью» из-за выплаты дивидендом по привилегированным акциям за 2013 год, попросил суд отложить заседание под тем предлогом, что готов предложить ответчику вариант мирового соглашения. Заседание было перенесено на 13 марта. Вместе с рассмотрением этого иска было приостановлено судебное производство и по другому иску, оспаривающему выплату дивидендов в пользу UCP за 2015 год.
В «Транснефти» заявили, что готовы выслушать вариант мирового соглашения, но к задержке в судебном разбирательстве отнеслись настороженно, тем более, что до сих пор никаких предложений руководство оператор трубопроводов не получил. Отметим, что UCP - владелец порядка 71% всех привилегированных акций компании «Транснефть», это почти 500 тысяч ценных бумаг и 15,5% от уставного капитала. В 2013 году фонд Щербовича за каждую привилегированную акцию получил 724 рубля, тогда как держатели обыкновенных акций получили за каждую ценную по 1221 рублю.
В прошлом году «Транснефть» внесла в устав ряд изменений, итогом которых стало удешевление префов и потеря их держателями права на выплату промежуточных дивидендов. Фонд Ильи Щербовича, который в суде проигрывает иск за иском, требует разницу, которая составляет порядка 100 млн рублей. эксперты называют сумму для бизнесмена не такой существенной и делают предположение, что Щербович, который считается человеком главы «Роснефти» Игоря Сечина, преследует другие планы - совместными усилиями со своим «патроном» (ранее Щербович занимал руководящий пост в «Роснефти») сместить Токарева с поста руководителя «Транснефти».
Кстати, примечателен тот факт, что предыдущую попытку примирения, затеянную Росимуществом, Николай Токарев поддержать отказался. В прошлом году Росимущество, сообщало о возможности заключения мирового соглашения, и тогда суд также дал отсрочку. Однако представитель «Транснефти» моментально отмел возможность заключения мировой. Теперь же Токарев готов «рассмотреть варианты». Что-то изменилось или позиции главы нефтяного оператора, несмотря на все выигранные дела, не так прочны, как кажется?
Хочешь мира - готовься к войне
Казалось бы, в такой безнадежной ситуации, когда Щербович проигрывает «Транснефти» иск за иском, какие условия мирового соглашения он может предложить, кроме полного отказа от своих требований? В прошлом году «Транснефть» объявила о планах проведения допэмиссии привилегированных акций на 50-60 млрд рублей. Но провела компания выпуск только обыкновенных акций, и всего на 6 млрд рублей. А запланированный выпуск префов тормозит UCPИльи Щербовича, который объявил, что имеет право заблокировать допэмиссию.
Отметим, что владельцы привилегированный акций чаще всего не могут голосовать на общих собраниях акционеров. Однако их голоса засчитываются, когда идет речь о вопросах, способных привести к ущемлению прав держателей префов. В подобном случае для принятия решения необходимо согласие не менее 75% держателей префов, говорится в законе об акционерных обществах.
«Транснефти» с ее рекордными убытками требуются средства. Но привлечь их в необходимом объеме без согласия Щербовича компания фактически не может. Поэтому аналитики рынка ждут, что оказавшийся в безвыходном положении Токарев может согласиться пойти на мировую с UCP. Чем дольше буде затягиваться конфликт, чем больше вероятности, что нынешний глава «Транснефти» может потерять свой высокооплачиваемый пост.
Рейдер
Ряд участников нефтяного рынка не исключают, что вся судебная кампания Сечина и Щербовича является этапом по «выдавливанию» Токарева из «Транснефти». По слухам, господин Щербович располагает обширными навыками, которые с известной долей вероятности можно охарактеризовать как рейдерские. В частности, в 2014 году основатель соцсети «ВКонтакте» Павел Дуров был фактически «выдавлен» из бизнеса. Автором проведенной схемы знакомые с ситуацией называют именно Илью Щербовича. Отстранение Дурова рассматривается рядом экспертов как захват актива - то есть рейдерство. А главным интересантом называется Игорь Сечин.
В 2015 году фонд UCP Щербовича увеличил долю в Челябинском цинковом заводе. Этому предшествовала скупка акций актива, однако приобретал фонд ценные бумаги не у основных собственников, а у миноритариев. Целью также назывался захват контроля над активом.
«Обманчивое» перемирие
Сомневаться, что кампания, развернутая Щербовичем против Токарева, носит характер «выдавливания» управленца, сложно. Тем более, что «Транснефть» в настоящее время также судится с «Роснефтью» и «Башнефтью». По второму фронту на Токарева активно наступает глава «Роснефти» Игорь Сечин. «Роснефть», и вслед за ней и подконтрольная нефтяному гиганту «Башнефть» обратились в суд, обвинив «Транснефть» в фактической краже нефти под видом ее потерь при транспортировке.
Конфликт между Игорем Сечиным и Николаем Токаревым, вернее, между возглавляемыми ими компаниями, разгорелся в начале прошлого года. «Роснефть» отказалась подписывать годовой контракт на транспортировку нефти. Нефтяного гиганта не устроила методика расчета потерь при транспортировке. В «Транснефти» заявляют, что госкомпания под руководством Игоря Сечина проворачивает такой финт каждый год, пытаясь «выбить» для себя эксклюзивные условия транспортировки путем затягивания подписания соглашения.
В конце января Игорь Сечин назвал конкретные объемы. Якобы только по итогам 2016 года «Транснефть» «потеряла» при транспортировке до 0,7 млн тонн нефти. Из прокачанных по трубопроводам монополии 483,3 млн тонн нефти «Транснефть» под видом потерь вычла 0,14%, что составляет 676,2 тысячи тонн сырья. Объем, по словам Сечина, сопоставим с годовой добычей отдельного месторождения.
В начале февраля Игорь Иванович решил «повоевать» с помощью связей в руководстве страны. Глава «Роснефти» нажаловался на «Транснефть» премьер-министру Дмитрию Медведеву, и попросил политика вмешаться в конфликт. В свою очередь, председатель правительства РФ предоставил разбираться в вопросе федеральной антимонопольной службе. Таким образом, говорят знакомые с ситуацией, в ФАС оказались срезу две одинаковые жалобы от «Роснефти» - одна была отправлена напрямую, вторая - «спустилась» от Медведева.
Еще ранее суд в качестве обеспечительной меры запретил «Транснефти» приостанавливать прокачку «черного золота» с разрабатываемых «Роснефтью» месторождений, несмотря на то, что договор между компаниями так и не был подписан. Положение «Роснефти» твердое, ведь сырье продолжает прокачиваться. А вот у «Транснефти» наблюдаются проблемы: с 2014 года госкомпания потеряла более 100 млрд рублей. Известно, что в случае, если государственный по факту актив показывает сплошные убытки, первым делом власти задумаются о смене руководства этой компании. Если Сечин на пару с Щербовичем добьются замены Токарева, вполне вероятно, что новый топ-менеджер будет сговорчивее…
С другой стороны, эксперты считают, что победа Игоря Сечина над Николаем Токаревым неочевидна. Приближенными к Кремлю считаются оба топ-менеджера, но последние «достижения» Игоря Ивановича в лоббировании своих интересов говорят об усилении его позиций. В этом случае, не исключают знакомые с ситуацией, власти могут озаботиться сохранением некоторого равновесия и «притормозить» аппетиты главы «Роснефти».
Тем не менее, «перемирие», предлагаемое Щербовичем, скорее всего, означает одно: шансы Николая Токарева слететь с должности стараниями главы UCP и его патрона достаточно велики. Игорь Иванович привык добиваться желаемого.
Щербович просит мира, но готовится к войне
Глава Фонда UCP Илья Щербович, которому не удалось отсудить денег за неголосующие акции «Транснефти», предложил мировую. Но на своих условиях.