Группа политиков и общественных деятелей обратилась к начальнику ФСИН, требуя прекратить в колонии преследование Евгения Витишко. За несколько месяцев заключения экологу вынесли ряд взысканий и выговоров, а сейчас и вовсе посадили в штрафной изолятор. Теперь из колонии-поселения его могут отправить в настоящую зону. «Полагаем, что причиной преследования Е. Витишко является его правозащитная деятельность, — сказано в обращении. — Просим Вас использовать свои полномочия директора ФСИН РФ для восстановления прав Е. Витишко и недопущения их нарушения в дальнейшем». Под документом подписались председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин, член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин, член Научно-консультативного совета при Генпрокуратуре Валерий Борщев и ряд других известных правозащитников. Впрочем, суд должен пересмотреть его дело.
Колония-поселение № 2 находится в Кирсановском районе Тамбовской области. В двухэтажном бараке вместе с Витишко еще 140 зэков. Юридически грамотный человек тут на вес золота, и стоило Евгению появиться, заключенные потянулись к нему за консультациями. Руководство колонии обо всем знает.
Сейчас, после многомесячного конфликта с руководством, Евгений Витишко попал в штрафной изолятор — ШИЗО — камеру-наказание. И дело не только в условиях содержания. Если у заключенного нет взысканий, он через некоторое время может подать ходатайство об условно-досрочном освобождении. Но если он попал в ШИЗО, не видать ему досрочного как своих ушей. Самое же главное, что после ШИЗО администрация имеет право просить суд, чтобы из колонии-поселения заключенного перевели в колонию общего режима, где условия более строгие. Витишко предупреждали, а он не услышал.
... Отношения Витишко с руководством колонии похожи на дуэль: он пишет заявления, а ему выносят взыскания. Сначала о заявлениях. Есть в колонии женский отряд. Евгений написал в областную прокуратуру, что сотрудники колонии общались с женщинами матом. А потом написал, что сотрудники колонии курят в неположенных местах.
В мае в ЖЖ-блоге Витишко появилась запись, как на его глазах сотрудники ФСИН избивали заключенных. В заявлении российскому омбудсмену Элле Памфиловой и областному прокурору Витишко указывает: «Часть сотрудников <...> на прилегающей территории ШИЗО избивали осужденных с применением спецсредств...»
До этого Витишко работал в колонии дворником, но после записи его перевели на более тяжелую работу, уборку овощей. Надо было вставать в 7 утра, идти несколько километров пешком, а затем до вечера работать без перчаток и воды. Евгений написал заявление в прокуратуру, и теперь на работу заключенных возят, а перчатки и воду им выдали.
И еще. Недавно к Витишко в колонию приезжал председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин и член Научно-консультативного совета при Генпрокуратуре Валерий Борщев. Евгений выложил им целый ворох проблем: заключенным не дают общаться на национальном языке, на 600 заключенных — два телефонных автомата. Нарушения, по его словам, и в том, что свидания по закону могут быть в любом количестве, а к Витишко не всегда пускают даже членов Тамбовской ОНК.
Руководство колонии не дремлет. Первое взыскание вынесено 17 апреля: по поводу передачи вещи другому осужденному. 19 июня экологу объявлен выговор за «нахождение на спальном месте». 3 июля ему на 10 дней запретили выходить из барака «за халатное отношение к работе». 9 июля Витишко получил выговор за «хранение продуктов в неустановленном месте». На днях сотрудники колонии составили на Витишко несколько рапортов о «нарушении правил внутреннего распорядка». После этого он и был помещен в ШИЗО.
В 2012 году Евгений Витишко был осужден по статье 167, «Порча чужого имущества». Туапсинский районный суд признал, что эколог вместе со своим коллегой Суреном Газаряном повредил забор вокруг дачи кубанского губернатора Ткачева. А ведь забором был незаконно огорожен лес.
Витишко и Газаряна приговорили к 3 годам заключения с двухлетним испытательным сроком. Но Витишко не успокоился. Во-первых, продолжил заниматься «дачей Ткачева». Во-вторых, выдвинулся в краевое Заксобрание, потом на мэра Крымска, а затем на главу Туапсе. В конце 2012 года ему запретили выезжать без уведомления за пределы Туапсе. А вскоре инспекция заявила: вместо явки 27 февраля Витишко пришел к ним 28-го. Это зачли как первое нарушение. Второе нарушение выискали в ноябре того же года. После чего уголовно-исполнительная инспекция подала в суд ходатайство о замене условного наказания реальным. Туапсинский суд ходатайство удовлетворил. Так Витишко посадили.
«С моей точки зрения, тут сплелись: личная месть кубанского губернатора и рвение спецслужб, чтобы оградить Олимпиаду на время ее проведения от публичной критики. Витишко собирался активно давать интервью журналистам западных СМИ», — говорит координатор общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха.
Кубанская прокуратура внесла кассацию в Краснодарский краевой суд: обжалуется решение о замене реального срока на условный. Но в положенный срок 16 июля заседание не состоялось: Витишко ходатайствовал о личном участии в заседании. То есть Витишко было нужно отвезти в суд, где есть видеосвязь. Но колония этого не сделала. Рассмотрение отложено на неопределенный срок.
Каждый день Евгению приходят письма поддержки со всего мира. В России есть политзаключенные экологи, и об этом теперь знает весь мир.
Он не позволяет издеваться над собой и другими
В колонии «прессуют» известного эколога Евгения Витишко. За «дачу губернатора Ткачева» или за непокорность?