Замоскворецкий районный суд Москвы отказался отправлять Алексея Навального в тюремную камеру и назначил дату — 14 августа, когда начнется рассмотрение уголовного дела в отношении оппозиционера и его брата Олега, обвиняемых в том, что при помощи учрежденной ими компании «Главное подписное агентство» («Главподписка») братья совершили мошенничество и похитили деньги французской компании «Ив Роше».
Предварительные слушания по уголовному делу могли пройти буднично-незаметно. Но служебное рвение сотрудников ФСИН и прокуратуры взорвало блогосферу и вынесло это событие на ленты мировых новостных агентств.
Основанием для изменения меры пресечения сотрудники ФСИН посчитали нарушение запрета Навальному «делать сообщения, заявления, обращения и давать комментарии в связи с уголовным делом через СМИ». А бдительная ФСИН зафиксировала, что 29 июля «... в 11 часов 08 минут в социальной сети «Интернет» в блоге ВК, на его странице, зарегистрированной на его персональные данные, опубликовано Ходатайство генерального директора ООО «Ив Роше Восток» (стилистика рапорта сохранена. — И. М.).
Но рапорт сотрудника ФСИН не убедил суд, и он отказался отправлять Навального в СИЗО, оставив его под домашним арестом.
Ходатайством гендиректора «Ив Роше Восток» сотрудник ФСИН, писавший рапорт, назвал ходатайство представителя компании адвоката Вадима Кодола, направленное в Следственный комитет России (внимание!) еще 11 февраля 2013 года. В документе написано, что французская компания сомневается в том, что братья Навальные нанесли ей финансовый ущерб. К ходатайству был приложен еще один документ, датированный 10 января 2013 года. Это докладная записка о внутренней проверке в «Ив Роше Восток», в ходе которой были перепроверены все договоры с подрядчиками.
В документе, к примеру, приводятся такие цифры. В 2009 году «Главподпиской» было осуществлено 890 рейсов с грузами «Ив Роше» по маршруту Ярославль — Москва. В 2010 году по тому же маршруту было сделано 550 рейсов, в 2011-м — 150, в 2012-м — 126. При этом стоимость одного рейса — 20 тыс. рублей — была зафиксирована еще в 2009 году и не менялась все годы действия договора. По подсчетам специалистов «Ив Роше Восток», компания не понесла ущерб, а, наоборот, сэкономила. Потому что среднерыночные цены у других компаний-перевозчиков были выше. Если в 2009 году — на 6%, то в 2012-м — на 15%.
Получив эти документы еще в начале 2013 года, следователь по особо важным делам подполковник юстиции Роман Нестеров, в чьем производстве находится уголовное дело, должен был закрыть уголовное дело и принести извинения братьям Навальным за незаконное уголовное преследование. Но Нестеров — человек подневольный, у него есть руководство, которое, уверен, и принимает окончательные решения.
Команды «закрыть дело» не было, а, скорее всего, была команда «продолжить расследование».
Почему я так думаю? Дело в том, что весной 2013 года я сам едва не стал фигурантом уголовного дела по статье 310 УК, предусматривающей наказание за разглашение тайны следствия. Следователь Нестеров вызвал меня в СКР на допрос. И очень интересовался, как ко мне попали документы следствия, на основании которых была подготовлена публикация «Ив Роше» посадит в России три миллиона деревьев и двух братьев Навальных»? (см. «Новую», № 13 от 6 февраля 2013 г.).
Напомню, в этом материале я подробно рассказал о технологии возбуждения уголовного дела в отношении Алексея и Олега Навальных, обратив внимание на такие очень важные детали. Заявление директора «Ив Роше Восток» Бруно Лепру на имя руководителя СКР Александра Бастрыкина было зарегистрировано в Главном следственном управлении СКР в понедельник, 10 декабря 2012 года, в 15 часов 25 минут. В этот же день руководитель ГСУ СКР генерал-майор Щукин А.В. поручил следователю по особо важным делам ГСУ майору Пищулину А.О. провести проверку в порядке статей 144–145 УПК РФ. Пищулин проверил и подал на имя генерала Щукина «Рапорт об обнаружении признаков преступления». Рапорт датирован все тем же 10 декабря. В этот же день, согласовав свои действия с генералом Щукиным, майор Пищулин вынес «Постановление о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела». Такой рекорд скорости поражает.
Рапорт майора Пищулина, обнародованный «Новой» 6 февраля 2013 года, проливает свет на «фабулу преступления». Уже в день регистрации заявления г-на Лепру следователь выяснил, что весной 2008 года Олег Навальный узнал, что Ярославское отделение ФГУП «Почта России» «не имеет возможности в полном объеме удовлетворить потребность ООО «Ив Роше Восток» в отправке посылок». Очевидно, что всё было заранее спланировано.
За четыре с половиной года действия договора ООО «Ив Роше Восток» перечислило на расчетный счет ООО «Главное подписное агентство» 55 184 767 рублей. Из которых агентство заплатило 31 598 750 рублей ООО «АвтоСАГА» за транспортные услуги. Следователь Пищулин решил, что 55 184 767 рублей — это сумма похищенного, которыми братья Навальные «распорядились по собственному усмотрению». В ГСУ СКР не стали принимать во внимание, что экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, да даже сама логистика оказания услуг чего-то стоит. И в денежном выражении услуги стоят ровно столько, сколько за них готов платить клиент. И не важно, сам ли подрядчик полностью выполняет эти работы или привлекает субподрядчиков.
Когда следователь Нестеров допрашивал меня, его совершено не интересовало содержание этой публикации. Все полтора часа, проведенные в кабинете молодого подполковника, он пытался получить от меня ответ на один-единственный вопрос: как ко мне попали документы следствия? Раскрывать свои источники я отказался, а поскольку никаких подписок о разглашении тайны следствия я не давал (говоря языком юристов: не могу быть субъектом преступления по этой статье УК), подполковник Нестеров вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но руководство это постановление отменило, и Нестеров проводил повторную проверку. И снова не смог найти достаточных оснований для возбуждения уголовного дела.
В случае с ходатайством адвоката Кодола, не сомневаюсь, что, получив этот документ, следователь Нестеров доложил руководству, что в действиях братьев Навальных нет состава преступления, но, по всей видимости, получил указание подшить документы к делу и продолжить расследование.
Между тем в ходатайстве адвоката Кодола содержится еще одна очень важная деталь. В документе написано: «Предположение о возможном материальном ущербе для ООО «Ив Роше Восток» в результате сотрудничества с ООО «Главное подписное агентство» появилось у г-на Бруно Лепру после допросов представителей ООО «Ив Роше Восток» в качестве свидетелей по уголовному делу № 201/713068-11, а также выемки документов, проведенных в ООО «Ив Роше Восток».
Уголовное дело № 201/713068-11, напомню, — это дело о хищении леса компании «Кировлес». Это какой же надо обладать фантазией, чтобы связать кировский лес и французскую косметику?
Но теперь все окончательно становится на свои места. Следствие пришло в «Ив Роше» в поисках похищенного кировского леса. Лес не нашли, но изъяли все документы, связанные с договорными отношениями французской компании с «Главподпиской». А поскольку притянуть эти документы к «лесному» делу было проблематично, уверен, что Бруно Лепру уговорили написать заявление о преступлении.
Гендиректор «Ив Роше Восток» Лепру оказался порядочным человеком. И еще в декабре 2012 года назначил внутреннюю проверку. А итоговые документы проверки, свидетельствующие об отсутствии хищения денег компании, отправил в СКР.
То, что Бруно Лепру оставил должность руководителя «Ив Роше Восток» и уехал во Францию, скорее всего, говорит о том, что он не захотел принимать участия в этом фарсе.
Теперь, когда документы «Ив Роше Восток», направленные в СКР еще в феврале 2013 года, просочились в публичное пространство, не понятно, как суд будет сводить концы с концами и выносить обвинительный приговор.
«Ив Роше» не хочет быть «Ив РАША»
Французская компания с цифрами доказывает, что братья Навальные принесли ей прибыль, а не ущерб. Тем не менее прокуратура требовала посадить подозреваемых за решетку.