Как стало известно “Ъ”, от трех лет общего до восьми лет строгого режима получили по приговору Московского гарнизонного военного суда восемь фигурантов скандального уголовного дела о передаче дальневосточными бизнесменами в столицу взяток неустановленным чиновникам за оказание ими общего покровительства и смещение главы сахалинского УФСБ, который разрабатывал губернатора Александра Хорошавина.
Оглашение приговора заняло у судьи Максима Иванова два дня, а судебное следствие — два года. Как установили следствие и суд, осенью 2013 года известный дальневосточный бизнесмен Николай Кран, структуры которого активно проверяли сотрудники УФСБ Сахалинской области, попытался решить свои проблемы через Москву, отправив туда $1,4 млн. Помочь ему вызвались бывший полковник ФСБ Константин Уваров и сын высокопоставленного сотрудника этой же спецслужбы Валерий Михеев. Их консультантом выступил отслуживший в органах госбезопасности около 40 лет Владимир Заречнев, возглавивший потом общественный фонд «Правопорядок-центр». По версии защиты, разговоры с полковником Заречневым касались только совершенно законных вопросов, в том числе спасения принадлежавшего Николаю Крану ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк», которому грозил отзыв лицензии. Однако следствие, а затем и суд пришли к другому выводу. По их версии, за эти деньги неустановленные чиновники должны были обеспечить общее покровительство бизнесу Николая Крана, а заодно поспособствовать смещению с должности его главного врага — начальника УФСБ Сахалинской области генерала Игоря Стручкова.
Заговорщики попали в разработку УСБ ФСБ — Валерия Михеева и Владимира Заречнева задержали, а Константину Уварову удалось скрыться. Денег у них, правда, не нашли.
Чуть позже, как выяснили сотрудники УСБ, из Приморья в Москву самолетом на те же цели доставили еще $700 тыс. Сумку с деньгами под негласным контролем чекистов довезли до центра Москвы, где оставили в машине. Оттуда они также исчезли.
Помимо чекистов по этому делу арестовали Николая Крана, начальника его службы безопасности Юрия Некраша, предпринимателей Сергея Орлова, Владимира Гостева, а также водителя последнего Владимира Сулименко и столичного бизнесмена Сергея Морозова — родственника сенатора от Рязанской области Игоря Морозова. Всем им вменили посредничество в даче взятки (ст. 291.1 УК РФ). Главными же фигурантами Следственный комитет России посчитал полковника Заречнева, которому также вменили покушение на особо крупное мошенничество (ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ) и вымогательство у другого обвиняемого, Валерия Михеева, автомобиля (ст. 163 УК РФ), и действующего подполковника спецслужбы Сергея К.— его данные не разглашались в связи со спецификой работы. Николай Кран решил сотрудничать со следствием. В частности, он дал показания о получении взяток губернатором Сахалинской области Александром Хорошавиным. В марте 2015 года чиновника задержали, а позже приговорили к 13 годам заключения с полумиллиардным штрафом. Николай Кран, которого освободили из-под стражи, впоследствии скончался от сердечного приступа.
Адвокаты офицеров ФСБ утверждали, что они непричастны к коррупционной схеме, ссылаясь при этом на испытания детектором лжи. Однако судья Иванов вчера признал всех подсудимых виновными. Самый маленький срок — три года — достался Сергею Морозову, а самый большой — полковнику Заречневу, который должен провести в колонии строгого режима восемь лет. Его коллега-подполковник получил четыре года общей колонии, Владимир Гостев и Сергей Орлов — 7,6 года и 7 лет строгой соответственно. При этом судья освободил осужденных Валерия Михеева и Владимира Сулименко, так как они отбыли свое наказание под следствием и судом, так же как и отсутствующий при оглашении приговора Юрий Некраш, ставший инвалидом в результате тяжелого заболевания. Адвокаты осужденных заявили “Ъ”, что обжалуют приговор, полный текст которого получат на руки на следующей неделе.
Операция по смещению главы сахалинского УФСБ окончилась сроками
Вынесен приговор за попытки подкупить столичных чиновников с Сахалина.