Двое преступников, выходцев из Чечни, арестованы по горячим следам. Убийство, по данным источников Civica, совершил Сарали Ахтаев 1972 года рождения, также проживавший в Вене. В открытых источниках информации практически нет, если не считать пары комментов под одним из видео на YouTube (орфография сохранена): «Опасайтесь ахтаева сар- али.он связан с игил» и «Он проживает в Австрии и вербует людей для игил.сам он с урус мартана».
Мамихан Умаров открыто критиковал Рамзана Кадырова с апреля этого года в своем видеоблоге. Но, что более важно, он контактировал со спецслужбами Украины и Австрии с 2008 года и помогал разоблачить сеть наемных убийц, связанных с властями Чечни.
Работу на спецслужбы подтверждает не только сам блогер (он делал это в разговорах со знакомыми в Вене, а затем и в интервью украинскому телеканалу), но и австрийское информагентство APA, в распоряжении которого оказалась записка Венского Управления по Защите Конституции, в которой Мамихан У. характеризуется как «уязвимый представитель чеченской диаспоры».
«Еще до начала своей карьеры видеоблогера этот человек был известен в чеченском обществе и в разведывательных кругах. После того, как бывший полицейский из Чечни <сам Умаров уверял, что был следователем в МШГБ — министерстве шариатской госбезопасности непризнанной Ичкерии в 90-е — The Insider> приехал в Австрию в 2005 году, он был признан беженцем в сентябре 2007 года. Его контакты в чеченской общине привели к тому, что после показательного убийства просителя убежища Умара Исраилова в Вене в январе 2009 года он был допрошен представителями спецслужб. Он не только приехал из того же места, что Исраилов, но также знал некоторых преступников, причастных к его убийству», — сообщает APA. По данным информагентства, Умарову полагалась государственная защита Австрии, однако «он отказался от нее сам».
В 2017 году на Умарова вышли люди Рамзана Кадырова и попросили о помощи в организации тройного заказного убийства в Украине, жертвами которого должны были стать Игорь Мосийчук (нардеп Верховной Рады, замруководителя батальона Азов), Адам Осмаев (командир украинского добровольческого батальона имени Джохара Дудаева), а также супруга Осмаева — Амина Окуева, участвовавшая в АТО в качестве фельдшера, к тому времени была убита в 2017
Сам Мосийчук в 2014 году в тренировочном лагере расстреливал портрет Рамзана Кадырова (что, в свою очередь, связано с участием кадыровцев во вторжении в Украину). Мосийчук и Осмаев близко знакомы.
«Амина Окуева была моим ассистентом, а вообще темой Чечни я занимаюсь с 1995 года, — пояснил Мосийчук The Insider. — Я выступаю за освобождение угнетенных Россией народов. На два фронта — в Донбассе и еще где-то, Россия воевать не сможет — на эту тему я выступил и в Верховной Раде. Как заместитель главы батальона Азов я поддерживал отношения с батальоном имени шейха Мансура. Анзор Умаров пытался выйти на меня до покушения на меня и Амину в 2017 и предупредить. В то же время он связался с австрийскими спецслужбами. К сожалению, посредники передали его просьбу о контакте со мной только к концу 2018».
К тому времени все трое уже пережили несколько покушений: 25 октября 2017 неизвестный взорвал бомбу у офиса телеканала «Эспресо», когда Мосийчук выходил с эфира. Двое человек погибли, а Мосийчук был ранен. На Осмаева и Окуеву покушались дважды — сначала, 1 июня 2017 года это пытался сделать Артур Курмакаев («Динго»), выдававший себя за иностранного журналиста (когда Курмакаев достал пистолет и успел выстрелить в Осмаева, но Окуева начала стрелять в ответ и ранила его, Курмакаев был арестован, но Кремль позже обменял его на украинских пленных). Мосийчук уверяет, что «журналист» пытался связаться и с ним, но не смог назвать издание, и в результате встреча не состоялась. Второе покушение состоялось уже через несколько месяцев, 30 октября неизвестные расстреляли машину, где ехали Осмаев и Окуева. Окуева была убита, Осмаев тяжело ранен. Третье покушение пытался организовать полковник ФСБ Игорь Егоров, для чего он привлек завербованного генерал-лейтенанта СБУ Валерия Шайтанова. Киллер, которого они собирались нанять, сдал их обоих и под контролем СБУ записал их разговоры о подготовке покушения. Шайтанов был арестован в Украине, полковник ФСБ Егоров продолжает активную деятельность в России.
Мамихан Умаров через посредников «Общества украинско-чеченской дружбы» наконец смог предупредить Мосийчука о готовящемся покушении и и согласился сотрудничать с украинскими властями в деле расследования уже состоявшихся преступлений.
«В конце 2018 года он связался со мной. Умаров начал с того, что у него есть информация, прислал четыре аудиофайла на чеченском языке, — пояснил Мосийчук, — я переслал их Адаму Осмаеву на перевод. На них шла речь об организации убийств меня, Амины, Адама Осмаева и блогера Тумсо, который тогда был в Польше». (На блогера Тумсо покушение все-таки состоялось в феврале этого года в Швеции, но Тумсо смог обезвредить нападавшего и он находится под арестом).
"Нацполиция и Департамент контрразведки СБУ не сразу, но все же отреагировали, все-таки я тогда возглавлял комитет Рады по работе правоохранительных органов, — продолжает Мосийчук. — Они допросили Умарова в украинском посольстве в Вене в начале 2019 года. В дальнейшем следственные действия проходили в рамках международного следственного поручения, Умарова допрашивали еще несколько раз. СБУ организовало подставного киллера, который должен был получить аванс из Чечни — 20 тысяч долларов». По его словам, «это были деньги от Адама Делимханова».
Адам Делимханов — двоюродный брат и правая рука Рамзана Кадырова, депутат Госдумы. Он также является родным братом того самого Алимбека Делимханова, командира батальона «Север», под командованием которого служили трое осужденных по делу об убийстве Бориса Немцова. В 2009 сам депутат Адам Делимханов находился в розыске Интерпола по подозрению в организации убийства Зелимхана Яндарбиева. 2 июля 2014 года США ввели в отношении Адама Делимханова санкции: по данным американского Минфина, депутат действовал в интересах лидера преступной группировки «Братский круг», занимавшейся среди прочего наркотрафиком.
Спецоперация СБУ, связанная с установлением заказчиков покушения на Мосийчука, Осмаева и Окуеву, внезапно прекратилась после президентских выборов в Украине. Сотрудников СБУ, участвовавших в операции, вывели за штат. «Дело замяли, у меня нет никаких новостей. Полтора месяца назад сказали, что продлили следствие на полгода», — сказал Мосийчук. Подставной киллер пропал, получив аванс. «Умаров обратился ко мне с тем, чтобы я вывел его на журналистов. Его жену в Чечне стали убеждать отказаться от него».
Поняв, что защиты от властей он не получит, Умаров решился на рискованный шаг и рассказал все журналистам украинского телеканала «Свободный», эфиры которого прошли в феврале-июне 2020 года (Мосийчук уверяет, что будет и третья часть). Телеканал разместил некоторые аудиозаписи, полученные и Мосийчуком, от Умарова. Говорящий — некий посредник в организации убийства. Он предлагает полтора миллиона долларов за убийство всех троих.
«Депутат, Амина и Адам Осмаев, самое главное. Адам и Амина бывают вместе. Скажи им Адам и Амина, и депутата этого, если их отработают, будет очень хорошо. Это то, что реально можно быстро закончить, как я говорил. Другое будет сложнее сделать, там одного человека придется засветить в любом случае. Там нужно будет время, чтобы войти в доверие. Заходить, выходить на встречи и искать удобный момент. Так что он правильно говорит, там время нужно будет. А то, что в Украине можно быстро сделать, пусть они это сделают. Так что спроси за полтора за троих готовы они сделать, и тогда заключим сделку».
Телеканал опубликовал не все записи. Есть и некоторые из них, из которых следует, что заказчиком был Адам Делимханов. The Insider получил их от Игоря Мосийчука.
«Анзор, прости, что не отвечал, был на совещании. Прости, что долго, ждем Адама с Москвы, который с Джалки, он сейчас не дома, мы его ждём, сегодня-завтра должен приехать и тогда все решим. При мне звонили туда, длинную искали, чтобы там была положена и они могли забрать ее <судя по всему, речь об оружии — The Insider>. Пока неизвестно, будет ли она, возможно просто дадут денег на покупку. Адам пока не вернётся с Москвы, пусть подождут — и проблем не будет».
Джалка — родовое село Адама Делимханова. Монументальный дворец Делимханова в Джалке запрещено фотографировать, желающих это сделать отгоняют охранники. Однако блогеру Тумсо удалось запустить над ним дрон.
На еще одной записи некий посредник информирует Умарова: «Я написал Адаму «давай встретимся». Он написал, что поднимается в самолёт. Говорит, вроде же 500 предлагали за него. Я говорю, 500 даже не упоминали, это другим предлагали. Я не знаю, будут ли они согласны за 500, сказал я Адаму».
В еще двух разговорах речь идет непосредственно о передаче денег. «В 13:30 перед резиденцией в Гудермесе, на стоянке пусть подождёт Салах», — говорит Анзор Умаров своим собеседникам. В Гудермесе только одна резиденция — и это резиденция Рамзана Кадырова.
Через некоторое время он получает ответ: «Забрали они, на Мерсе приехали, забрали и уехали. Просили связаться потом с ними».
Процесс по убийству Умарова может получить политчиеский резонанс. Так, во время процесса по убийству Умара Исраилова в Австрии в 2008 обвинение открыто указывало на заказ со стороны Кадырова.
Оппозиционного чеченца убили в Австрии по заказу двоюродного брата Кадырова
5 июля в Вене был застрелен выходец из Чечни Мамихан (Анзор) Умаров, в последнее время имевший документы на имя Мартина Бека.