22 марта в Лондоне состоялись очередные слушания по делу компании «Норебо», на которых выступили ее основной владелец Виталий Орлов и его бывший бизнес-партнер Магнус Рот, следует из данных портала судебной информации Law360. Слушания прошли в рамках рассмотрения спора Орлова с Александром Тугушевым, который доказывает в Лондоне свое право на треть бизнеса оценочной стоимостью $1,5 млрд. Магнус Рот проходит соответчиком по иску.
«Норебо» — крупнейший в России и один из крупнейших в мире рыбопромышленный холдинг. В него входят 16 рыбодобывающих компаний, холдинг владеет флотом более чем из 40 рыбопромысловых судов тралового и ярусного лова. В «Норебо» входят четыре торговые компании, рыбообрабатывающая фабрика, производственно-распределительный центр и контейнерный терминал. Компания поставляет продукцию более чем в 20 стран. По итогам 2019 года выручка компании составила 60,8 млрд рублей. Группа владеет квотами на вылов более 420 000 тонн минтая, трески, пикши в год.
«Жертва сложного и изощренного заговора»
Рассмотрение дела длится уже несколько лет. Корни разбирательства уходят в 1990-е годы, когда было основано предприятие Ocean Trawlers, объединившее доли Орлова, Тугушева и Рота в рыболовецких активах. В 2003 году Тугушев перешел на работу в Госкомрыболовство, а в 2004 году был арестован и осужден по обвинению в мошенничестве. На свободу он вышел в 2009 году. Пока Тугушев находился в заключении, компания была реорганизована в холдинг Norebo, включающий российское ОАО «Норебо Холдинг» и китайскую Three Towns Capital Limited. Магнус Рот вышел из бизнеса в 2016 году, продав долю в «Норебо» Орлову.
В 2018 году Тугушев подал иск в лондонский суд. Он утверждает, что Орлов, Рот и их бизнес-партнер Андрей Петрик сговорились, чтобы незаконно присвоить себе его акции в «Норебо». По словам Тугушева, которые приведены в судебных документах, тот заключил в 1997 году и подписал в 1998 году с Орловым и Ротом соглашение, согласно которому они втроем якобы разделили между собой акции компании поровну. Свою долю Тугушев оценивает минимум в $350 млн и считает, что стал «жертвой сложного и изощренного заговора», направленного на вытеснение его из компании. В январе 2021 года Рот впервые выступил на слушаниях и подтвердил, что Тугушев был третьим участником соглашения о создании совместного предприятия по добыче рыбы вместе с Орловым в 1997 году и имеет право на треть этого бизнеса.
Сейчас предметом спора между бывшими бизнес-партнерами стала возможная подача иска Ротом против Орлова. Адвокат Рота Даниэль Толедано заявил, что его клиент может подать иск, если суд решит, что одно из соглашений 2007 года не позволяло Орлову иметь большую долю акций, чем у партнеров.
Орлов в свою очередь заявил, что Рот не может подать против него иск, так как они оба проходят соответчиками по иску Тугушева. Королевский адвокат Кристофер Паймонт, представляющий интересы Орлова, сказал, что дополнительные претензии Рота заблокированы гарантией, которую он дал в 2016 году, когда продал свои доли в «Норебо» и прекратил деловые отношения с Орловым. По словам адвоката, Рот согласился не предъявлять никаких претензий по поводу собственности на российские компании, иначе чем в арбитражном порядке. «Это было окончательное соглашение о разводе путей. Оно было разработано, чтобы заменить все предыдущие соглашения», — сказал Паймонт судье Высокого суда Найджелу Тиру.
Судебное решение по иску Тугушева в Лондоне должно быть вынесено в первой половине 2022 года. Спор включает судебные тяжбы не только в Англии, но также в России, Норвегии и Гонконге.
Орлов и Тугушев все рыбу делят
В Высоком суде Англии и Уэльса продолжается рассмотрение дела «Норебо» — крупнейшего российского рыбопромышленного холдинга, совладельцы которого судятся за доли в компании.