Когда я собирался в командировку в Камбоджу, у меня не было серьезных оснований не доверять следователю по особо важным делам следственного департамента МВД России полковнику Олегу Сильченко, предъявившему руководителю компании «Mirax Group» Сергею Полонскому обвинения в мошенничестве и хищении денег дольщиков ЖК «Кутузовская миля». Сомнения в виновности Полонского зародились уже после записи интервью с ним, знакомства с огромной кипой документов, встреч со специалистами и экспертами строительной отрасли, юристами и даже с некоторыми пострадавшими — дольщиками «Кутузовской мили».
В августе 2012-го, приехав в «Шереметьево», чтобы отправиться в Камбоджу, Сергей Полонский едва ли мог предположить, что в Россию он вернется не скоро, а его жизнь станет очень похожа на приключенческий роман. С возбуждением уголовных дел в России и Камбодже. С погонями на воде и на суше, сопровождавшимися предупредительными выстрелами. С томительным ожиданием своей участи и пыткой неизвестностью в тюрьмах Сиануквиля и Пномпеня. С загадочным исчезновением из Камбоджи после освобождения под подписку о невыезде и появлением в Израиле. С включением в разыскную базу Интерпола, с бегством из Израиля и возвращением в Камбоджу. С запросом на экстрадицию и отказом Королевского суда Камбоджи удовлетворить ходатайство России об этапировании беглого девелопера в Москву.
«Новая» не раз писала об уголовных делах в отношении Сергея Полонского. И о российском, и о камбоджийском.
Уголовное дело в Камбодже, из-за которого Полонского арестовали в канун 2013 года, обвинив в нападении на моряков, в настоящее время находится в стадии закрытия.
А вот уголовное дело № 28163, возбужденное в России по заявлению дольщиков ЖК «Кутузовская миля», находится в подвешенном состоянии. Вроде бы продолжается расследование (во всяком случае, в СМИ периодически вбрасывается дозированная информация об очередных действиях следователя Сильченко). Но два года для расследования подобного рода преступлений — это очень большой срок. За это время уже можно было провести все необходимые следственные действия, установить истину и передать материалы в суд для вынесения заочного приговора в отношении Полонского. Если, конечно, прокуратура поддержит обвинение. Но похоже, что следствие в этом не уверено. И, видимо, тянет время.
Кто обманул дольщиков «Кутузовской мили»?
По мнению адвоката Александра Карабанова, следствие не заинтересовано в объективном и непредвзятом расследовании и передаче материалов дела в суд:
— Очень велика вероятность, что уголовное дело если и доберется до суда, то во время процесса рассыплется. И перед Полонским придется извиниться за незаконное уголовное преследование, предоставив ему право на реабилитацию.
В подтверждение своей версии об умышленной «нерасторопности» следствия Карабанов напомнил фабулу уголовного дела:
— Следствие утверждает, что Полонский «…не позднее 2 августа 2004 года вступил в предварительный сговор с неустановленными лицами, заранее планируя умысел через восемь лет совершить хищение денежных средств у дольщиков ЖК комплекса «Кутузовская миля».
Карабанов не имеет права разглашать документы следствия, с которыми у него была возможность ознакомиться как у адвоката Полонского, но есть полуторагодичной давности официальный пресс-релиз МВД, в котором написано: «ГК «Mirax Group» — инвестор застройки двух кварталов в Западном административном округе Москвы привлек в качестве соинвесторов и подрядчиков дочерние организации ООО «Аванта» и ЗАО «Конкордия-эссет менеджмент», от имени которых с физическими лицами заключены предварительные договоры купли-продажи квартир. Инвестиции дольщиков составили 5,781 млрд рублей. Однако обязательства по строительству жилого комплекса не выполнены, а денежные средства выведены из проекта».
— В пресс-релизе нет даже упоминания, что по инвестиционному договору ООО «Аванта» перечислила застройщику — ЗАО «ФЦСР» — 2,531 млрд рублей, — продолжает адвокат.
— Эта сумма была вполне достаточной, чтобы выполнить обязательства перед восемьюдесятью дольщиками, внесшими деньги за квартиры. Сейчас, в рамках арбитражного процесса между ООО «Аванта» и ЗАО «ФЦСР», назначена официальная экспертиза по определению себестоимости квартир обманутых дольщиков. Говоря проще, эксперты должны подсчитать, сколько было необходимо денег, чтобы выполнить обязательства перед конкретными восемьюдесятью дольщиками.
По утверждению Карабанова, экспертное учреждение выбрал суд, что гарантирует объективность экспертной оценки, а, по предварительным подсчетам, 2,5 млрд рублей — сумма более чем достаточная, чтобы ФЦСР построил восемьдесят квартир и предоставил жилье дольщикам.
На мой вопрос, почему же с дольщиков собрали намного больше — почти 6 миллиардов, Карабанов ответил:
— Добавочную стоимость никто не отменял. Любой товар, будь то квартира, автомобиль, одежда или продукты, продается по той цене, по какой этот товар покупают. Никого же не удивляет, что, к примеру, водка продается по цене в десятки раз выше себестоимости, почему должно вызывать недоумение, что квартиры продавались по цене в два раза выше себестоимости?
Кроме того, по словам Карабанова, все коммунальные сети ЖК «Кутузовская миля» построены ЗАО «Фили-Недвижи-мость», входящим в группу «Mirax Group». На эти работы было потрачено около 2 миллиардов рублей.
— Многие дома комплекса уже заселены, а ФЦСР все не подписывает акты приемки выполненных работ и не признает, что на коммунальные сети всего комплекса были потрачены именно деньги, собранные дольщиками, — говорит Карабанов.
Карабанов убежден, что, если кто и обманул дольщиков, это именно ФЦСР, а никак не Полонский:
— Что такое ФЦСР? Это компания, предположительно аффилированная с экс-вице-мэром Москвы Валерием Шанцевым, — рассказывает адвокат. — Ни для кого не секрет, что директора ФЦСР Петра Иванова и Валерия Шанцева связывают дружеские отношения. И похоже, что благодаря этим отношениям еще в 2002 году ФЦСР и правительство Москвы заключили инвестиционный контракт о строительстве жилого комплекса, позже получившего название «Кутузовская миля».
По утверждению Карабанова, подтвержденному документами, больше двух лет по инвестиционному контракту практически не было никакого движения.
— Видимо, поняв, что Иванов со своим ФЦСР никогда не построит жилой комплекс, тогдашние вице-мэры Москвы Ресин и Росляк и обратились к Полонскому с просьбой-предложением подключиться к реализации проекта. Наверное, это была ошибка Полонского, что на той стадии он даже не пытался исключить из проекта ФЦСР, — признает Карабанов. — Но на эту компанию были оформлены все первичные документы. И переоформление могло занять очень много времени, поэтому-то Полонский и посчитал, что проще отдать ФЦСР пять процентов готовых квартир, и подписал договор о том, что Mirax Group становится соинвестором проекта.
Что произошло с «Кутузовской милей»?
Прилетев в Камбоджу и добравшись до приморского города Сиануквиль, растянувшегося на побережье Сиамского залива Южно-Китайского моря, я созвонился с Полонским. Он еще раз подтвердил, что готов ответить на любые мои вопросы.
Чтобы записать интервью с опальным девелопером, мне пришлось нанять лодку на городской набережной и отправиться на остров Кох-Дек-Куль, расположенный в трех милях от береговой линии. На острове построен трехэтажный отель, в одном из номеров которого и живет Полонский.
Периметр острова круглосуточно охраняют вооруженные автоматами Калашникова солдаты камбоджийской армии (в королевстве нет структур наподобие российской вневедомственной охраны или частных охранных предприятий, поэтому Полонский заключил договор об охране острова с Вооруженными силами Королевства Камбоджи). Полонский считает, что у него есть основания опасаться за свою жизнь. Его физическая ликвидация или исчезновение порадовали бы многих. Прежде всего тех, с кем он начал судебные тяжбы в Лондонском суде. (Имен называть не буду, каждый из процессов в Лондоне достоин отдельной публикации, сейчас же речь — исключительно об уголовном деле о хищении денег дольщиков «Кутузовской мили».) В России тоже немало людей, для которых возращение Полонского на родину — очень нежелательно.
Интервью мы записали только на третий день моего пребывания на острове. До этого Полонский показывал мне документы, демонстрировал аудио- и видеозаписи и рассказывал «не под диктофон» про свою жизнь, в том числе и о том, что же, по его версии, произошло с «Кутузовской милей».
— Мы в месяц строили двести квартир, красть восемьдесят — это глупо, — заявил Полонский в самом начале интервью. — Произошел рейдерский захват. Господин Иванов придумал эту аферу, и в разгар финансового кризиса 2008 года ФЦСР забрал у нас этот объект. Иванов должен был получить пять процентов квартир, это всем известно. Сейчас он собирается получить пятьдесят процентов.
Важный момент. По версии следствия, Полонский похитил деньги дольщиков «Кутузовской мили», аккумулированные в ООО «Аванта», переведя их на счета подконтрольных ему фирм. Но следствие предпочитает не упоминать, что деньги ушли не в офшоры, не в западные банки, а на счета российских же компаний, так же как и «Аванта» входящих в Mirax Group. То есть это было движение денег внутри холдинга. Если в чем и можно обвинить Полонского, то в нецелевом использовании средств дольщиков. А это никак не тянет на статью Уголовного кодекса.
Из справки, представленной Сергеем Полонским:
ЖК «Кутузовская миля» — это десять объектов общей площадью более 600 000 квадратных метров жилья, куда входила первая очередь площадью 360 000 квадратных метров (1-й корпус — 100 000 кв. м, 2-й и 3-й корпуса — по 130 000 кв. м). К моменту расторжения договора с корпорацией «Mirax Group», инициированного застройщиком — ЗАО «ФЦСР» в лице Петра Иванова, готовность 1-го корпуса составляла 95%, 2-го корпуса — 70% и 3-го корпуса — 30%.
— Восемьдесят квартир — это всего 12 тысяч квадратных метров. А к моменту возбуждения уголовного дела в «Кутузовской миле» было уже построено 130 тысяч квадратных метров и всем дольщикам можно было предоставить квартиры, — рассказывает Полонский. — Я в этой истории такой же потерпевший. Это не я украл, это у меня украли бизнес-проект. Украли, когда уже стояли корпуса и самая сложная и трудоемкая часть работ была уже выполнена. Почему-то все стараются не вспоминать, что это был инвестиционный проект, в котором участвовало и правительство Москвы. И город свои 35% квартир получил. Не вложив ни копейки.
Это правда, город действительно свою часть квадратных метров жилья получил и уже давно заселил квартиры.
— Ну хорошо, украли у меня, но людям-то отдайте квартиры, — продолжает Полонский. — Нет, устроили охоту на меня. Никто не хочет разбираться. Вот и вы ничего не напишете…
— Почему не напишем? — перебиваю Полонского.
— Да потому что боитесь! Кому я только не рассказывал, кто стоит за моим уголовным преследованием, но как только произношу фамилию Ротенберг, разговор заканчивается, это становится «не интересно»… Хотя, если есть сомнения, можно же на меня в суд подать за клевету. И суд уже разберется, прав я или не прав.
…И при чем здесь Аркадий Ротенберг?
— Если убили человека, что делает следствие в первую очередь? Устанавливает, кому это выгодно, — продолжает Полонский. — Этот же вопрос уместно задать и в истории с «Кутузовской милей» и уголовным делом в отношении меня. Кому это было выгодно — отобрать «Кутузовскую милю» у Mirax Group? Кто выиграл от того, что в отношении меня возбудили уголовное дело и попытались заткнуть рот, запрятав в СИЗО, когда я начал публично говорить о рейдерском захвате проекта? Ответ очевиден. Кто сегодня достраивает «Кутузовскую милю»? Кто снимает все сливки с проекта, когда, повторюсь, самая трудоемкая и затратная часть работ была уже выполнена и проект был готов на 70%?
— Кто?
— Аркадий Ротенберг! И контролируемая им компания ГВСУ «Центр»! Это же ни для кого не секрет. Кто финансирует ГВСУ? Сбербанк! Черт с ним, Полонского «накрячили». Но людям квартиры отдайте. Как можно играть в хоккей с президентом страны, когда у тебя обманутые дольщики? — в свойственной ему манере вопрошает Полонский. — Стыдно должно быть.
Справедливости ради надо сказать, что Аркадий Ротенберг формально не имеет отношения к ГВСУ «Центр».
Небольшая справка. Аббревиатура ГВСУ расшифровывается как «Главное всерегиональное строительное управление». Компания была создана в 1998 году на базе строительного главка Министерства обороны России, после чего не раз меняла собственников. В конце 2009 года 97,03% ГВСУ перешли в собственность Сбербанка и были оформлены на контролируемую госбанком ЗАО «Проффинанс». В начале 2012 года была завершена сделка по продаже 74,5% «Проффинанса» компании ООО «Развитие-строй», которое стало владельцем 72,29% акций ГВСУ.
ООО «Развитие-строй» — это дочерняя фирма управляющей компании «Развитие», которой, в свою очередь, через цепочку фирм владеет кипрский офшор Tuber Trading. Но участники строительного рынка связывают УК «Развитие» с Михаилом Черкасовым, вице-президентом Федерации дзюдо России, давним приятелем и компаньоном еще одного дзюдоиста — Аркадия Ротенберга (к примеру, Черкасову и Ротенбергу принадлежали по 50% строительной компании «Паритет», в марте 2011 года половина доли Черкасова была переоформлена на Сергея Соловейчика, в то время возглавлявшего совет директоров ГСВУ).
На тот момент, когда ООО «Развитие-строй» завершило приобретение ГСВУ, портфель заказов бывшего строительного главка Министерства обороны оценивался в 1 млн квадратных метров. Из которых до 70% приходились на контракты с федеральными структурами и московской мэрией. К примеру, контракт с Министерством обороны на строительство около 500 тысяч кв. м жилья в Балашихе или участие в программе по сносу ветхого жилья в Москве.
Даже беглый анализ проектов, в которых участвует ГСВУ, говорит о том, что компания не берется за рискованные проекты, предпочитая работать с госзаказами или проектами, где гарантирована прибыль. Поэтому можно предположить, что и в проект «Кутузовская миля» компания ГСВУ включилась, предварительно скрупулезно просчитав все риски. Но «фактор Полонского» специалисты ГСВУ, похоже, недооценили.
С конца 2011 года Полонский развернул масштабную кампанию по возвращению «Кутузовской мили» компании «Mirax Group». Это были не только эпатажные публичные акции вроде голодовки Полонского на строительной площадке, но и целая серия судебных исков.
Можно предположить, что неугомонность Полонского и мешала новому инвестору «Кутузовской мили», и раздражала его. Вот тогда-то в отношении «неустановленных лиц» и было возбуждено уголовное дело о хищении денег дольщиков.
То, что у уголовного дела в отношении Полонского, по всей видимости, все же был теневой инициатор, косвенно подтвердил один из активистов дольщиков «Кутузовской мили» — Сергей Лабутьев:
— Первое заявление в прокуратуру я написал еще весной 2010 года. И два года не было никакого движения, — рассказал Лабутьев «Новой». — Приходили отписки, что это ваши проблемы, это спор «хозяйствующих субъектов», тут нет состава преступления, обращайтесь в суд. Мы прекрасно понимали, что у нас нет перспектив возбуждения уголовного дела. Но сам факт обращения в прокуратуру — это был в какой-то мере способ вытащить эту историю в публичное пространство, своеобразный фактор давления прежде всего на правительство Москвы, которое по договору получало треть квартир и сегодня претензий не имеет, потому что город не пострадал, он свое получил.
А в сентябре 2012-го заявления дольщиков, по которым раньше неоднократно проводились проверки и не находилось ничего, кроме «спора хозяйствующих субъектов», неожиданно оказались востребованными. И 11 сентября 2012 года было возбуждено уголовное дело № 28163.
Важно отметить, что первоначально уголовное дело было возбуждено в отношении «неустановленных лиц». А предъявление обвинения Полонскому произошло только тогда, когда он собрался вернуться в Россию.
— Ходатайствуя об объявлении Полонского в международный розыск, следствие ввело в заблуждение суд и Интерпол, утверждая, что местонахождение моего подзащитного — неизвестно, — рассказал «Новой» адвокат Александр Карабанов. — Это притом что Полонский стоит на консульском учете в посольстве России в Королевстве Камбоджа.
* * *
Провожая меня, Полонский, неожиданно для него, грустно произнес:
— Хорошо тебе, в Россию летишь. А я вроде бы и на свободе, но сижу тут, как Робинзон Крузо, и не могу выехать за пределы Камбоджи…
Не оправдываю Сергея Полонского и не утверждаю подлинность всего, сказанного им. Если он в чем-то виноват, то должен понести наказание. Но при объективном расследовании. С учетом всех обстоятельств. Без отсечения тех фактов, документов, показаний, которые не вписываются в фабулу обвинения.
Остров Полонского
Опальный девелопер убежден, что ни в чем не виноват, а его уголовное преследование инициировано теми, кто позарился на «Кутузовскую милю».