Общественный омбудсмен в сфере малого и среднего предпринимательства Анастасия Татулова спешно покинула Россию, переместившись вместе с детьми в Армению. Бизнесвумен, владелица сети семейных кафе «Андерсон» с оборотом до пандемии 1,7 млрд рублей, прославилась скандальной речью на ПМЭФ с участием Владимира Путина, где раскритиковала власти, заявив – «мы вас ненавидим».
Тем самым Татулова привлекла большое внимание к своей персоне и стала довольно заметной личностью, занимающей фактически государственную должность. Вполне закономерно, что информация о ее стремительном бегстве из страны вызвала множество вопросов. Отъезд мог быть продиктован как ее общественно-политической риторикой, так и проблемами в бизнесе, на который она сейчас усиленно ищет покупателей.
Однако как только информация о бегстве омбудсмена за границу стала публичной, Татулова в признанном в России экстремистском Фейсбуке* написала, что уехала всего лишь в отпуск. Точь в точь, как многие наши «несогласные» селебрити, которые на старте военной операции массово уезжали «всего лишь в отпуск» за рубеж, да так там и оставались.
В последнее время Анастасия Татулова, известная жесткой критикой практически любых инициатив государства по поддержке МСП, присоединилась к общему хору противников внешней политики России. В своих соцсетях омбудсмен заявила, что Украина «выигрывает со счетом 100:0» в «беспрецедентной первой информационной войне» и что стало понятно – «никто не заинтересован в окончании этого ада». И была такова, пополнив ряды сбежавших за границу «жирных котов» вроде Анатолия Чубайса или эстрадных звезд.
Другой причиной могло быть желание Татуловой избежать уголовной ответственности, отмечают знакомые с ситуацией источники, поскольку ее непрозрачная предпринимательская деятельность привлекла внимание правоохранительных органов. Помимо множащихся нареканий со стороны клиентов на качество предоставляемых услуг в кафе «Андерсон», спровоцировавших многочисленные проверки сети Роспотребнадзором, претензии к бизнесу Татуловой возникли и у других надзорных органов. В структурах предпринимательницы обнаружились признаки дробления – десятки ООО с одинаковым видом деятельности, многие из которых находятся в перекрестном владении и управлении аффилированных с ней лиц, что делает бизнес крайне непрозрачным. Один из ближайших «дропов» омбудсмена – родная сестра Татуловой, бренд-директор сети «Андерсон» Екатерина Гамова. Не её ли муж в 2017 году обвинялся в отмывании доходов? Ряд организаций, кстати, скрывают прибыль в офшорах на Кипре. Все это свидетельствует о масштабном уходе от налогов. Также для занижения налогооблагаемой базы в компаниях Татуловой могли применяться незаконные схемы с привлечением самозанятых и зарплаты в конвертах.
Именно для решения проблем с бизнесом Татулова пролоббировала у Бориса Титова свое назначение в 2020 году на должность общественного омбудсмена по МСП. Не исключено, что это позволило ей получить многие преференции от правительства Москвы, где расположено большинство заведений ее сети. Например, арендовать несколько крупных участков по ценам ниже рыночных, а также пользоваться кредитными каникулами, заключать госконтракты на обеспечение питанием персонала больниц и выгодные договоры на поставки с крупнейшими ритейлерами. Только одно ООО «Тиролерхоф», включенное летом 2021 года в реестр малого и среднего предпринимательства, в середине апреля этого года могло получить от ГБУ «Малый бизнес Москвы» финансовую помощь в сумме 2,5 млн рублей.
Должность омбудсмена в руках Татуловой буквально превратилась в оружие борьбы и давления как на проверяющие органы, так и на конкурентов, с которыми она расправлялась с особой жестокостью. Так, было разорено одно из франчайзи – ООО «Рестик-Групп», чья владелец Наталья Воробьева отказалась передать безвозмездно (!) 51% предприятия, нанеся компании убыток почти в 30 млн рублей. Суд в Москве Воробьева проиграла, а с сайта защищавшего франчайзи адвокатского бюро загадочным образом исчезла информация о споре с «Андерсон», где упоминалась омбудсмен Татулова.
Бизнес Татуловой давно вызывал нарекания у контролирующих органов. Уже выступая на Питерском форуме, омбудсмен прекрасно знала о том, что очередная проверка ее империи может закончиться привлечением как минимум к административной ответственности, однако продолжала выторговывать себе индульгенции, прикрываясь лозунгами о «давлении» на бизнес и собирая армию таких же «обиженных» дельцов.
Складывается впечатление, что у Татуловой был бизнес-план – деньги из должности, но он так полностью и не сработал. Омбудсмен стала слишком токсичной фигурой, и избежать ответственности Татулова теперь намерена за пределами России. Лишившись лоббистских рычагов, она, очевидно, потеряет в деньгах, которые, по ее же собственному признанию, ставит на первое место в жизни. Поэтому уже скоро можно будет наблюдать, как Татулова станет изображать из себя жертву политических репрессий на заграничных экономических форумах и раздавать интервью западным СМИ про давление на бизнес.
От кого сбежала в Армению заступница российского малого бизнеса
Почему Анастасия Татулова покинула Россию?