Когда бывший врач-психиатр, художник-карикатурист и бизнесмен Андрей Бильжо 9 декабря 2016 года оклеветал замученную гитлеровцами в селе Петрищево советскую партизанку Зою Космодемьянскую, гневу общества не было предела. Вот что написал гражданин Бильжо:
«Сейчас я расскажу страшную, крамольную вещь, которая взорвет интернет и меня, но, слава богу, я сейчас нахожусь далеко. Я читал историю болезни Зои Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память. Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется “мутизмом”: она просто не могла говорить, так как впала в “кататонический ступор с мутизмом”, когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит. Этот синдром был принят за подвиг и молчание Зои Космодемьянской. Хотя, на самом деле, она наверняка была смелой, и для меня как психиатра и человека, который очень сердечно относится к душевнобольным, понимая их страдания, это ничего не меняет. Но историческая правда такова: Зоя Космодемьянская не раз лежала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко и переживала очередной приступ на фоне тяжелого мощного потрясения, связанного с войной. Но это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской».
Будь сказанное правдой — перед нами грубейшее нарушение медицинской этики. Но владелец сети ресторанов «Петрович» бессовестно лгал. О каком «мутизме» может идти речь, если казнь велась публично, и, по свидетельствам очевидцев, Зоя до последних мгновений жизни призывала к борьбе с оккупантами? Медицинские документы партизанки сохранились — ещё в школе Космодемьянская болела менингитом, от которого лечилась не в Кащенко, а в больнице Боткина. Впервые версия о психиатрическом заболевании появилась в газете «Аргументы и факты» в 1991 году, но её авторы заявляли об уничтожении истории болезни сразу после войны.
Видеть эти бумаги несколько десятилетий спустя Бильжо не мог, поэтому сознательно лгал. А затем выкручивался — менял в публикации глумливое «подиум» на «эшафот». Вопреки ранее написанному «это была клиника, а не подвиг», утверждал, что «ее подвиг остается подвигом». Даже называл себя сыном «фронтовика, прошедшего всю Великую Отечественную Войну на Т-34». И это несмотря на то, что отец карикатуриста в реальности служил завскладом боеприпасов. Кажется, неравнодуные люди разоблачили и опровергли каждую строчку этого текста, но никто не задумался — для чего автору было нужно публично марать репутацию и вообще его писать?
Хотел устроить скандал ради скандала? Но раньше ни в чём подобном хозяин «Петровича» не был замечен — он не Божена Рынска и не Ксения Собчак, да и возраст не тот — 64 года. Решил насолить министру культуры Владимиру Мединскому, который в канун 75-летия казни партизанки, предложил снять о ней фильм и назвать его «Страсти по Зое»? Но эффект получился обратный — к будущему фильму привлечено всеобщее внимание. После прогремевшего на всю Россию скандала с наглыми выходками против памяти Космодемьянской государство просто обязано профинансировать киноэпопею Мединского, а его самого, как защитника партизанки, политически поддержать. По данным источников агентства «Руспрес» в окружении Андрея Бильжо, цель его действий состояла именно в этом — выступление художника инициировал чиновник.
С 1992 по 1998 год Владимир Мединский возглавлял рекламное агентство «Корпорация „Я“» (United corporative agency, UCA), сделав капитал на информационном продвижении финансовой пирамиды «МММ» мошенника Сергея Мавроди.
Пиарщик в министерском кресле знает, что провокация — лучшая реклама. Сколько копий переломали историки, обсуждая — был ли в реальности подвиг 28 панфиловцев в 1941 году или это пропагандистская выдумка? Результат: полные залы на сеансах спонсировавшегося Минкультом фильма «28 панфиловцев». Почему бы не оскорбить Космодемьянскую, чтобы повторить эффект?
Не секрет, что Владимир Мединский последний год балансирует на грани отставки. Группа доверенных сотрудников во главе с его первым заместителем проворовалась и уже подписывают признательные показания. Выходят всё новые публикации об освоении государственных денег компаниями, близкими к семье Мединского. Да и рассмотрение переполненной плагиатом докторской диссертации в МГУ нельзя переносить бесконечно... Если так пойдет и дальше, президент может избавиться от компрометирующего страну министра. Но если увольнения патриота от Путина будут требовать оголтелые русофобы, национал-предатели и прочие белоленточные враги, причем после относительного успеха «28 панфиловцев» и в разгар подготовки съёмок «Страстей по Зое», — отставка вряд ли будет покажется президенту своевременной. Владимир Путин очень не любит, когда на него давят. Тем более глумящиеся над героями Великой Отечественной войны деятели, от которых глава государства испытывает искреннее омерзение.
План — достойный опытного царедворца. Но если всё так, почему исполнителем стал именно Бильжо, а не та же Рынска или какой-нибудь Александр Невзоров? Причина в том, что при реализации опасной PR-кампании, целевая аудитория которой сводится к единственному человеку — профессиональному разведчику Владимиру Путину, критически важно не допустить утечки информации. Если президент узнает, что министр делает из него идиота, на карьере заказчика атаки на Зою Космодемьянскую можно поставить крест. Рынске, Невзорову и другим им подобным Мединский доверять не может, зато Андрея Бильжо знает, с прошлого века делает с ним бизнес и потому стопроцентно доверяет.
Художник 15 лет работал главным карикатуристом издательского дома «КоммерсантЪ». Тогдашний завотделом одноименной газеты, редактор журнала «Коммерсантъ-Weekly», генеральный директор, шеф-редактор объединенной редакции Андрей Васильев — старейший близкий друг одновременно Бильжо и нынешнего директора государственного агентства ТАСС Сергея Михайлова, компаньона Мединского по «Корпорации „Я“» и сокурсника будущего министра по МГИМО.
Используя «КоммерсантЪ» и карикатуры Бильжо, Васильев, Мединский и Михайлов провернули ряд рискованных коммерческих операций. Андрей Васильев является сильно пьющим человеком. А в состоянии алкогольного опьянения довольно часто рассказывает об этих заработках, включая заказные публикации, коммерческий подкуп и рэкет. Видеопризнания Васильева можно просмотреть здесь, особо внимательно изучив запись после начала пятой минуты эфира. Из совместного творчества с создателями «Корпорации «Я» главный редактор «Коммерсанта» выделяет вымогательство денег у фигуранта уголовных дел Василия Бойко-Великого и главы «Российских железных дорог» Владимира Якунина.
Работа «великолепной четвёрки» спорилась. Васильев печатал разоблачительные статьи, Бильжо их иллюстрировал по тезисам Мединского и Михайлова, а двое рекламщиков убеждали пострадавших решать вопросы с "Коммерсантом" путём проплаты новых, но уже сугубо позитивных материалов и добродушных рисунков. Особенно удачно пошли дела, когда Сергей Михайлов трудоустроился к Якунину в «РЖД» главой департамента по связям с общественностью, а Мединский стал депутатом Государственной Думы.
Сейчас Васильев и Бильжо покинули «Коммерсант», Мединский и Михайлов состоят на госслужбе, но неформальные отношения всех четверых продолжаются. Бывший карикатурист «Коммерсанта» вместе с министром культуры посетил закрытую премьеру мультфильма «Ку! Кин-Дза-Дза» в кинотеатре «Фитиль». На вечеринке журнала «Русский пионер» в Мемориальной синагоге на Поклонной горе Бильжо замечен вместе с женой директора ТАСС, главой PR-агентства «Михайлов и партнёры» Юлианой Слащёвой.
То что Мединский и Михайлов — сотрудники Владимира Путина, а Васильев с Бильжо — его противники, для их бизнеса и взаимного доверия абсолютно ничего не значит. К тому же не совсем ясно, на кого реально работают основатели «Корпорации „Я“». История с водружением министром культуры мемориальной доски соратнику Адольфа Гитлера и организатору блокады Ленинграда Карлу Маннергейму очень похожа на сознательную провокацию против Путина и членов его окружения. Сергей Михайлов неоднократно замечен в размещении через ТАСС легко опровергаемой критиками России дезинформации, которая выставляет Владимира Путина в роли всеобщего посмешища. Например, Михайловым придуманы и вброшены через ТАСС фальшивый рейтинг американского издания Foreign Policy, якобы назвавшего президента России «самым влиятельным политиком планеты», а также никогда не существовавший в реальности список 19 американских лётчиков, по заявлению ТАСС, сбитых и уничтоженных боевиками запрещенного в России ИГИЛ на Ближнем Востоке.
Но ведь президенты приходят и уходят. А коллективные деловые интересы остаются. Вполне возможно, что именно деньги Мединского и Михайлова, заработанные на скандале вокруг Зои Космодемьянской и других мероприятиях, позволили Андрею Бильжо компенсировать потери от финансирования фильма «Рыба-мечта» своего сына Антона Бильжо. В главной роли папа и отпрыск сняли литовскую актрису Северию Янушаускайте, называющая Россию ужасным государством. Помимо Бильжо-старшего «Рыбу-мечту» спонсировал учреждённый группой российских и европейских продюсеров «Фонд поддержки кинопроектов P.O.V.». Фонд работает в тесном сотрудничестве с принадлежащим государству ОАО «Роскино», прессы-релизы рассылались пиар-агентством «Михайлов и партнёры». В титрах «Рыбы-мечты» вместо традиционного «При поддержке Министерства культуры» значилось «При поддержке Андрея Бильжо», но, зная историю отношений Мединского и Бильжо-старшего, очень трудно обнаружить разницу.
Бильжо оскорбил Космодемьянскую по заказу Владимира Мединского
Рекламу очередного распилочного кинопроекта глава Минкульта поручил своему старому подельнику.