Как стало известно «БИЗНЕС Online», президент «Данафлекса» Айрат Баширов лоббирует создание фонда господдержки, чтобы переработчики полимеров могли закупать сырье у ТАИФа. По его мнению, это единственный способ спасения отрасли при росте сырьевых цен и — добавим — в ситуации, когда производители сырья и кураторы отрасли, по сути, саботируют указание президента РТ решить проблему. «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез» продолжают привязывать свои цены к валюте и уже утроили (!) чистую прибыль.
НАЛИЧНЫХ НЕ ХВАТАЕТ, БАНКИ НАВСТРЕЧУ НЕ ИДУТ...»
Концепция спасения переработчиков полимеров Татарстана должна быть представлена на ближайшем экономическом совете при президенте РТ. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал автор концепции, президент ЗАО «Данафлекс» Айрат Баширов. По его мнению, правительству Татарстана необходимо сформировать фонд поддержки объемом 1 - 2 млрд. рублей, который будет выдавать деньги на пополнение оборотных средств и закупку сырья у ТАИФа. Пользоваться им смогут участники профильной «полимерной» ассоциации, которую необходимо создать из инициативных предприятий РТ. В чем суть? «Сейчас главный вопрос, который всех волнует, — это оборотные средства, которые нужны на закупку сырья, чтобы оградить себя от постоянного роста цен, — объясняет Баширов. — Есть такой выход: держать сырьевой запас и получить какие-то отсрочки от производителей. Сегодня этот вопрос обострился из-за того, что стоимость денег стала выше, их стало просто не взять в банке».
Идея пока имеет лишь общие очертания, которые надо конкретизировать в рамках некоей государственной структуры. Однако ряд «формулировок» у Баширова уже есть: «Фонд, возможно, не самое удачное название, может быть, муниципальное предприятие, чтобы нам самим не лезть в управление государственными деньгами. Это можно делать под эгидой инвестиционно-венчурного фонда, или агентства инвестиционного развития Татарстана (АИР), или другой подходящей правительственной структуры. Причем мы не хотим забрать эти деньги — будем пользоваться ими как оборотным капиталом. Они остаются у государства, и, думаю, мы даже можем реализовать какую-то доходность. Мы могли бы в этом фонде закупать сырье по своим заявкам у ТАИФа, и фонд мог бы с минимальной наценкой или отсрочкой продавать всем переработчикам». По мнению президента «Данафлекса», оптимальный размер фонда — 1 - 2 млрд. рублей. «Нет точных просчетов, пока нет всех заявок, но это точно не 10 миллионов, а миллиард и выше», — отметил он.
Баширов уверяет, что к созданию профессиональной ассоциации при новой госструктуре морально готовы как поставщики полимеров, так и переработчики: «Я пытался встречаться в частном порядке и обсуждать. В ТАИФе общались на эту тему и с Русланом Альбертовичем Шигабутдиновым (сын гендиректора ОАО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова, заместитель гендиректора по корпоративному управлению, собственности и инвестициям — прим. авт.), на «Казаньоргсинтезе» — с Тимуром Альбертовичем (Тимур Шигабутдинов — другой сын Шигабутдинова — прим. авт.), общались и с «Нижнекамскнефтехимом». [Везде] сказали: здравая, хорошая идея, если получится ее реализовать, мы двумя руками за». По его словам, в работе фонда готовы участвовать и татарстанские представители рынка, такие как предприятие по выпуску стройматериалов из древесно-полимерных композитов «Мультипласт», производитель полиэтиленовых труб «Техстрой» и ряд других. «Понятно, мы, вероятно, не сможем охватить 100 процентов производителей полимеров, потому что их много и они разного качества, — рассуждает Баширов. — Есть компании, которые ведут нормальную здоровую деятельность, не близки банкротству и не могут отвечать за возврат средств. Но мы могли бы объединиться и единым фронтом выступить».
Опрошенные «БИЗНЕС Online» переработчики полимеров подтвердили готовность рассмотреть идею Баширова, хотя и указывают, что фонду нужно установить привлекательные процентные ставки. «В любом случае это что-то новое, — рассуждает коммерческий директор ЗАО «Техстрой» Ленар Гильмутдинов. — Наличных денег в нашем производстве не хватает, банки нам навстречу не идут. Если это как-то поможет, будет неплохо. Я, правда, не совсем понимаю, как это будет выглядеть, но рациональное зерно в идее есть. Надо пробовать. Считаю, что при хорошей оборачиваемости 1 - 2 миллиардов рублей в этом фонде будет достаточно». ООО «УК «Индустриальный парк «Камские Поляны» (производство стрейч-пленки) участие в фонде интересно, если возвратность средств будет соотносима с рентабельностью. «Об этой идее я не слышал, но нужно рассматривать цену вопроса — какая процентная ставка будет у ссуд в этом фонде? — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор компании Сергей Токмаков. — А дальше сядем и посчитаем».
«КРУПНЫЙ БИЗНЕС ПРИСТЫДИЛИ, НО...»
Идея возникла неспроста: уже почти год ТАИФ и другие российские производители полимеров отгружают сырье российским переработчикам по экспортным ценам, взлетевшим после обвала рубля. С начала года, по словам того же Баширова, цены на полимерное сырье российских производителей взлетели на 30%, а импортных — на все 60 - 70%. В итоге, по данным Татарстанстата, объемы производства резиновых и пластмассовых изделий в январе-сентябре 2015 года просели на 7% (по сравнению с прошлогодними показателями). При этом производство труб, трубок, шлангов, рукавов и фитингов из пластмассы упало на 18,2%, окон и подоконников — на 3,7%, а дверей и полимерных коробок — на 41,6%. За 9 месяцев в республике отгрузили резиновых и пластмассовых изделий на 57,98 млрд. рублей. За аналогичный период 2014 года — на 46,6 миллиарда. Увы, видимое увеличение выручки означает не рост производства, а удорожание продукции — общая стоимость возросла на четверть.
Часть компаний, производящих пластмассовые изделия (например, на «Химграде»), останавливает производство и временно уходит с рынка, докладывал президенту на апрельском заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» его генеральный директор Рафинат Яруллин. «БИЗНЕС Online» предложил руководству «Химграда» прокомментировать данные Яруллина, но оперативно дать ответ в технополисе не смогли. Зато на условиях анонимности комментарий дал один их резидентов «Химграда»: «Компании, наподобие нашей, испытывают очень большие проблемы. Совершенно верно — некоторые компании на грани закрытия. Я половину июля вынужден был стоять — из-за ценовой политики: остановил производство, и люди у меня сидели в административном отпуске. Сейчас уже не стоим, но, боюсь, в конце концов нас додушат... Да, были поручения президента — встретиться, обсудить. Со мной никто не встречался по этому вопросу... На правительственном уровне что делают? Обязывают КОС и НКНХ заключить договоры напрямую с производителем. И что? Это ведь не дистрибьютер сумасшедшие деньги зарабатывает... В апреле я брал у дистрибьютеров сырье НКНХ с отсрочкой платежа по 96 рублей за килограмм, сейчас — по 138. Все это перекладывается на плечи покупателей. Мы начинаем меньше производить, люди начинают меньше покупать...»
Впрочем, Яруллин называл и ряд других причин снижения рентабельности отрасли помимо роста цен на сырье: «Негативное влияние на рынок пластмассовых изделий оказывает и падение спроса от автопроизводителей. Вслед за автозаводами о снижении выпуска и сокращении инвестпрограмм объявляют производители автокомпонентов. Негативная динамика отмечена во многих регионах страны. Продолжает снижаться производство полимерных труб и шлангов. В основном это связано с сокращением государственного и частного финансирования», — отмечал Яруллин, подтверждая слова Баширова о нехватке оборотных средств. Глава холдинга считает, что помочь переработчикам пластмасс может разве что льготное кредитное финансирование.
«Проблему пластмассы» неоднократно обсуждали на самом высоком уровне: обеспокоенный положением дел президент РТ Рустам Минниханов потребовал разработать меры госпомощи потребителям полимеров еще в апреле, а на сентябрьской встрече клуба инвесторов при агентстве инвестиционного развития РТ прямо поручил руководству ТАИФа рассмотреть возможности преференций. Напомним, тогда Баширов рассказал о тревожной ситуации президенту и получил ряд ответов. «Соберитесь вместе, подумайте, можно ли дать «Данафлексу» какие-то преференции с учетом того, что у него крупные объемы?» — указал Минниханов Руслану Шигабутдинову. Президент считает, что ТАИФ должен озаботиться тем, чтобы 30 - 50% его продукции приходилось на внутренний рынок: «Внешний рынок сегодня очень вкусный, но завтра там для нас все может закрыться. Поэтому нужно заботиться о стабильном внутреннем потреблении».
Однако на сегодня поручение Минниханова, как видно, не исполнено. Незадолго до беседы с президентом «Данафлекса» корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Яруллина, есть ли изменения в отношениях производителей и переработчиков полимеров. «Вопрос остается открытым для многих производителей, которые берут сырье у ТАИФа, — ответил он. — Изменений особых нет. Было несколько совещаний на эту тему, крупный бизнес, так скажем, пристыдили, обсуждали вопрос, но сказать, что улучшения есть, пока не могу».
На встрече с инвесторами Минниханов в качестве одного из путей помощи даже, шутя, предложил Баширову породниться с Шигабутдиновыми. Тогда же президент ЗАО «Данафлекс», не откладывая дела в долгий ящик, успел поделиться с ТАИФом идеей создания фонда господдержки. «Пожениться мы не поженились, но нашли другие точки соприкосновения», — заверил он корреспондента «БИЗНЕС Online». Баширов объяснил: последние долгосрочные договоренности «Данафлекса» с ТАИФом подразумевают импортозамещение ряда особенно дорогих категорий товаров, а на ценовые скидки «Данафлекс» даже и не рассчитывал.
АПОЛОГИЯ ТАИФА
Тем временем промышленные гиганты — производители полимерного сырья буквально пухнут от прибыли за счет привязки цен к твердым валютам. Так, выручка «Нижнекамскнефтехима» в январе-сентябре 2015 года выросла на 13%, «Казаньоргсинтеза» на — 26,9%. Рентабельность от продаж в первом полугодии составляла 17% и 34% соответственно, констатировал Яруллин. «Сейчас по рентабельности «Казаньоргсинтез» опережает «Татнефть», — проиллюстрировал он ситуацию. Вместе КОС и НКНХ за 9 месяцев 2015 года заработали 33,1 млрд. рублей чистой прибыли — на 23,5 млрд. рублей больше, чем в январе-сентябре 2014 года!
Причем, судя по отчетности, далеко не вся продукция предприятий ТАИФа ориентирована на экспорт. В отчете «Казаньоргсинтеза» за 9 месяцев 2015 года отмечается, что изменений в направлениях продаж не произошло, значит, львиная доля полиэтиленов была реализована в России. В отличие от КОСа значительная часть продукции НКНХ действительно уходит на экспорт, в первую очередь каучуки и стирол. В общей выручке по итогам третьего квартала внутренний рынок занял только 55,5%, по итогам 2014-го доля внутреннего рынка составляла 54%. Но если говорить об интересующем нас полиэтилене, то 94% по итогам 2014 года было реализовано в России. То есть в плане сбыта полимеров и сополимеров этилена и КОС, и НКНХ ориентированы на российский рынок. При этом, повторим, отпускные цены для отечественных переработчиков остаются привязанными к валюте. Насколько же сильное влияние на перерабатывающую полиэтиленовое сырье отрасль оказывает политика КОСа? Ответ кроется в доле отдельных видов продукции российского производства. К примеру, по итогам 2014 года в производстве полимеров и сополимеров этилена на КОС приходилось 47,1%, в производстве поликарбоната — 62%.
Интересно, что сам глава «Данафлекса» не имеет претензий к ценовой политике ТАИФа. Он рассказал «БИЗНЕС Online», что поддерживать рентабельность можно и при возросших сырьевых ценах, если соответственно увеличить и стоимость конечной продукции. «Все (химические гиганты — прим. авт.) поднимали цены адекватно рыночной ситуации. Я думаю, что конкретно перед КОС и НКНХ стояла задача реализовать весь товар, который они производят. У нас очень много говорят, что поднимают цены, качество плохое, а при этом мы видим, что сохраняется дефицит на рынке. То есть весь полиэтилен у них «выгребают», нет у них затоваренных складов, так что они ведут свою политику достаточно разумно. По сравнению с конкурентами, например «Сибуром», наши компании поднимали цены меньше. И я даже не говорю о том, насколько подорожала продукция иностранных поставщиков (а мы до сих пор берем у них порядка 30 процентов сырья)», — оправдывает ТАИФ Баширов.
Возможно, это объясняется не только тесными партнерскими отношениями, но и комфортным положением на рынке. «Данафлекс» с начала года увеличил цены на собственную пленку на 25%, Баширов называет 2015 год удачным в плане продаж и ожидает, что предприятие увеличит выручку примерно на 40%.
«БИЗНЕС Online» предложил руководству ТАИФа прокомментировать ситуацию, но на момент выхода материала ответ получен не был.
«КТО БУДЕТ НЕСТИ РИСКИ?»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» представители госструктур, отвечающих за развитие бизнеса, слышали об идее Баширова по созданию фонда. «Реально все, — отреагировала на вопрос «БИЗНЕС Online» руководитель АИРа Талия Минуллина. — Очередной финансовый институт — это не новая форма работы. Понятно, что сама идея с фондом устраивает татарстанский бизнес в целом. Но вот устроит ли она государство?.. Кто будет нести риски за невозврат этих средств? Никто не гарантирует финансового благополучия пользователей фонда. И тогда в проигрыше будет бюджет Татарстана, ведь цифры немаленькие. Кто станет принимающим решение госорганом, которым, как показывает практика, многие будут недовольны в любом случае?»
Она напомнила, что у производителей есть и другие, самостоятельные способы выживания: «Например, изменение маркетинговой стратегии и увеличение объема продаж или применение новой технологии, которая позволит снизить издержки по несырьевым ресурсам. Можно подумать о новой линейке производимой продукции, чтобы на период (до появления аналогов) сформировать уникальность». Бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов, подтвердив, что обсуждал идею фонда с «Данафлексом», от комментариев воздержался.
Переработчики полимеров РТ готовятся пойти с протянутой рукой
На фоне сверхприбылей поставщиков сырья их контрагенты попросят у Рустама Минниханова пару миллиардов для спасения отрасли.