В ноябре 2022 года Генеральная прокуратура потребовала АО "Коммерческий центр, транспорт и лес" вернуть в собственность государства причалы на "Северной верфи", которые принадлежат семье петербургского бизнес-омбудсмена Александра Абросимова.
На фоне остальных предприятий "Северной верфи", компания имеет более высокие привилегии, так как является единственным владельцем причалов, а не их арендатором как другие.
Получить это имущество в собственность семейство Абросимова могло отнюдь не самым честным способом. Подробности в материале корреспондента The Sankt-Peterburg Post.
"Подарки от власти – не отдарки"
Генпрокуратура считает приватизацию причалов КЦТЛ незаконной. Договор "об образовании и деятельности холдинговой группы" заключен в 1994 году между АО "Северная верфь" и КЦТЛ, с подписями "отцов" приватизации Егора Гайдара, уехавшего из страны Анатолия Чубайса, Альфреда Коха и Михаила Маневича. Тогда Абросимов и возглавил КЦТЛ.
После того, как в собственность Абросимова попали причалы, он оформил все, доставшиеся ему активы на кипрские счета MALAINE LIMITED, LAMBDON SERVICES LIMITED, PENGAWN HOLDINGS LIMITED. Какой простор для налоговых и других манипуляций с государственными средствами и активами!
То есть, пока Правительство борется с использования офшорных компаний российским бизнесом, петербургский омбудсмен активно пользуется благами кипрских счетов, и годами выводит миллионы в офшоры? Для семьи Абросимовых работа и жизнь за пределами России – похоже, что обычное дело, об этом говорит и приписываемое им недоброжелателями наличие у них американского гражданства.
С 2014 года среди учредителей КТЦЛ - дочери омбудсмена гендиректор Юлия (345 акций) и ее заместитель Дарья Абросимовы (90 акций), а также ООО "Леверидж", владельцем которой является сам Александр Абросимов, по данным СПАРК.
Однако это далеко не единственные фигуранты судебного дела. В число ответчиков по иску выступают как родственники, так близкие омбудсмена, одно из таких юрлиц ООО "Маленькое счастье" (407 акций), где снова доли бизнес-омбудсмена переданы в управление Анны (60%) и Юлии (40%) Абросимовых.
Такая схема бизнеса распространяется еще на пять компаний, каждой из которых управляет "Леверидж" и есть доли у омбудсмена через "Маленькое счастье" или у его дочери Анны.
Своих не бросаем "поабросимовски"
Имидж уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге давно запятнан и даже без всех манипуляций с "Северной верфью". Несколько петербургских компаний обращались в суд с иском напрямую к бизнес-омбудсмену, обвиняя его в вымогательстве и сокрытии налогов.
"По мнению предпринимателей, бизнес-омбудсмен не только не выполняет свою работу, но и мешает бизнесу, намерено затягивая сроки рассмотрения их обращений. В результате, фирмы банкротятся, а их активы отходят третьим лицам" – пишет издание "Руньюс24".
По словам одного из коммерсантов, в 2015 году на его компанию был подан ложный иск по неоплате денежных средств субподрядной организации за якобы выполненные работы. Пока шли разбирательства, суд наложил обеспечительные меры, а приставы изъяли все движимое имущество компании, в том числе собственность третьих лиц. В результате были потеряны контракты с GLOBAL ALLIANCE FOR General TRADE & CONTRACTING W.L.L. и сорван инвестиционный проект на территории страны Кувейт и Королевство Саудовская Аравия. Чтобы выкарабкаться из положения, бизнесмен обратился к Александру Абросимову, но организации "перекрыли кислород и привели к банкротству".
Комментариями самого уполномоченного по этому поводу стало то, что в простонародье называют "отбрехался" - как пояснил Александр Абросимов, по закону он не может участвовать в какой-либо процессуальной форме в уголовном или гражданском судопроизводстве, а тем более обжаловать состоявшиеся решения. Всё верно, но работа уполномоченного заключается в том, чтобы привлечь внимание к проблеме и подключить соответствующие ведомства. И, кажется, г-н Абросимов умеет это делать только вот не всегда хочет.
Издание "Петербургская газета", указывая на "общую пассивность" на посту защитника интересов предпринимателей, пишет о его активном покровительстве компании "Стройкомлект" своего зятя – г-на Шамарина. Фирма получала выгодные государственные контракты в СЗФО, возможно, именно благодаря г-ну Абросимову.
А недавно её признали банкротом. При этом, контора серьёзно задолжала государству и кредиторам – не выполнив контракт на 1,5 млрд рублей. Не осели ли денежки в офшорах Абросимова?
Сейчас на "Северной верфи" могут в огромном количестве "отмываться" госдньги при участии Абросимова и главы ОСК Алексея Рахманова. За почти шесть лет всё никак не построят эллинг для "Северной верфи" – как заявлял Рахманов: "У нас уже второй подрядчик банкротится не по нашей вине". А может быть, через "Метрострой" и ООО "Отечественные системы и технологии" просто выводят деньги?
Посудите сами – владелец последнего - "Ост-Финанс" до 2019 и 2020 года, когда с его "дочкой" заключили контракт, сидел в нуле по финансовым показателям. Его будто специально "накачали" деньгами, чтобы можно было получить госзаказ. И к 2021 этих денег в компании уже не стало.
Прикрытие сверху
Г-на Абросимова в марте 2019 года назначили на второй срок на пост уполномоченного – кандидатуру выдвинул сам губернатор Александра Беглов. Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров тогда отметил, что Абросимов зарекомендовал себя "как человек серьезный и вдумчивый". На фоне всего, что мы о нём знаем, слова Макарова выглядят либо как полнейшее непонимание того, чем в действительности занимается Абросимов, либо потакание его интересам. Не в угоду ли своим личным тоже? Такой же вопрос назревает и к губернатору Беглову.
Талант Абросимова сложно опровергнуть. Воспитать преемников семейного бизнеса, умело работать на иностранных финансовых счётах и выйти в правительственные чины – задачи не из легких. Правда, сегодня мы видим, как корабль КЦТЛ несет за собой на дно и другие предприятия, связанные с семьёй Александра Абросимова. Удастся ли уполномоченному и его команде выйти "сухими из воды"?
Питерского бизнес-омбудсмена оттирают от причала
Александр Абросимов рискует потерять многомилионный семейный бизнес и попасть "на карандаш" к правоохранителям.