Накануне состоялось первое заседание Госдумы нового созыва. Главными вопросами были структурные — о руководстве палаты и ее комитетов. Состав одного их них — антикоррупционного — увеличился на треть и обновился наполовину. Перед этим комитетом стоят серьезные задачи приведения законодательства в соответствие с национальным планом по противодействию коррупции, который подписал Владимир Путин. О старожилах и новичках, которым придется взять на себя эту миссию, об их эффективности и репутации — в обзоре ПАСМИ.
Стабильность во главе
Комитет по безопасности и противодействию коррупции в Госдуме восьмого созыва оказался одним из самых многочисленных — 24 депутата против 18 в прошлом созыве. Причем, ровно половина членов комитета работали в нем и предыдущие пять лет.
Так, пост председателя комитета сохранил единоросс Василий Пискарев. По данным официального сайта Госдумы, с декабря 2018 года он выступал на заседаниях нижней палаты парламента 250 раз и участвовал в разработке 95 принятых и обсуждаемых законопроектов.
Правда, непосредственно к антикоррупционному законодательству отнести можно немногие из них. Так, за пять лет работы Думы седьмого созыва поправки в закон “О противодействии коррупции” поправки вносились всего дважды, и оба раза Пискарев выступал в качестве одного из авторов. Еще одной из значимых инициатив, разработанных при участии Пискарева, стали изменения в закон “О статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации”, вводившие отвественность за непредотвращение конфликта интересов и подачу недостоверных сведений о доходах имуществе. Правда, изначально планировалось лишать депутатов и сенаторов мандатов, но до этого дело не дошло — ограничились освобождением от руководящей должности или просто предупреждением.
Сам Василий Пискарев заявлял, что считает антикоррупционное законодательство достаточно эффективным и не видит необходимости кардинально его менять. Впрочем, теперь ситуация может измениться в связи с утверждением президентом Владимиром Путиным Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Как сообщается на официальном сайте нижней палаты парламента, 1 октября Совет Госдумы утвердил план мероприятий по противодействию коррупции на тот же период, и одним из главных пунктов этого плана стали “мониторинг российского законодательства о противодействии коррупции и подготовка предложений по его совершенствованию”.
Декларация о доходах главы антикоррупционного думского комитета выглядит весьма скромно — годовой доход 6,8 млн рублей, две квартиры в пользовании, два гаража в собственности и дача в аренде. Но журналисты выяснили, что одна из квартир, которыми пользуется депутат, находится в элитном ЖК Green House и стоит не менее 45 млн рублей. Жилье площадью 94,2 кв. метра получено бесплатно от Управления делами президента и оформлено на дочь парламентария Анастасию Пискареву.
Молчаливый зам
Первым заместителем председателя комитета стал член фракции “Единая Россия” Рахим Азимов, он работал в комитете и предыдущие пять лет. Правда, если верить сайту Думы, за время работы седьмого созыва он не произнес на заседаниях ни одного слова. Зато у него в активе соавторство в 89 законопроектах, хотя большинство из них не имеют отношения к антикоррупционной политике. Он участвовал в разработке одной из поправок к закону “О противодействии коррупции”, а также поправки к закону “О Росгвардии”, предусматривающей проверку поступающих на службу на полиграфе.
Рахим Азимов заработал в прошлом году 5,5 млн рублей, а его супруга гораздо больше — 34,5 млн. В собственности парламентария имеется три автомобиля — Land Rover Range Rover, Toyota Land Cruiser 200 и грузовик УАЗ-390995-04, а вот недвижимость — три земельных участка, два жилых дома и три квартиры общей площадью 6,8 тыс. кв. метров записаны на жену.
В прошлом созыве у Василия Пискарева было два первых зама — Эрнест Валеев и Дмитрий Савельев, они будут работать в комитете по противодействию коррупции и в текущий пятилетний срок. Единоросс Валеев выступал на заседаниях Думы 448 раз, принимал участие в разработке 48 законопроектов, в том числе, практически всех антикоррупционных инициатив. ЛДПРовец Савельев брал слово 1 тыс. 112 раз, участвовал в законотворчестве 105 раз. Правда, среди авторов проектов по противодействию коррупции не значился.
Валеев заработал в 2020 году 6,7 млн рублей, из имущества имеет автомобиль Lexus RX350. Все указанные в декларации объекты недвижимости — земельный участок около 2 тыс. кв. метров и дом 250 квадратов — принадлежат его жене. Савельев задекларировал 5,6 млн рублей, две квартиры в аренде и одну в собственности, а также машиноместо.
Лидеры и аутсайдеры
Также свои места в комитете по безопасности и противодейсвию коррупции сохранили Анатолий Выборный, Адам Делимханов, Николай Езерский, Георгий Карлов, Олег Колесников, Андрей Луговой, Виктория Николаева и Адальби Шхагошев.
Член фракции “Единая Россия” Анатолий Выборный — самый активный депутат в комитете. На его счету 426 выступлений на заседаниях седьмого созыва и 177 законодательных инициатив. А самыми скромным парламентариями стали единороссы Адам Делимханов и Олег Колесников. Они ни разу не взяли слово на заседаниях и выступили соавторами всего в 18 и 19 законопроектах соответственно, среди них — ни одного по антикоррупционной теме.
Несколько раз в разработке проектов законов, направленных на борьбу с коррупцией, принимал Георгий Карлов, в обширном списке соавторов одной из поправок также фигурирует фамилия Виктории Николаевой. Остальные члены комитета вели законотворческую деятельность, но с коррупцией никак не связанную.
Что касается доходов вышеуказанных депутатов, то они за прошлый год задекларировали от 4,7 до 7,9 млн рублей. Единственный, кто выбивается из этого ряда — Георгий Карлов. Он указал 19,7 млн рублей, еще 13,5 млн заработала супруга.
Богатые и бедные
Что касается новичков антикоррупционного комитета, то часть из них заседали в прошлой Думе, но работали в других сферах. Так, единороссы Андрей Альшевских, Евгений Марченко и Михаил Шеремет пришли соответственно из комитетов по экономической политике, по государственному строительству и по энергетике. Коммунист Юрий Афонин раньше был первым зампредом комитета по природным ресурсам.
Третий созыв заседает в Госдуме Ризван Курбанов. Что интересно, в 2011 году он избирался от “Единой России”, а в 2016 — уже от КПРФ. В последнее время был первым замом председателя комитета по контролю и регламенту. Еще больший парламентский стаж — с 2007 года — у Михаила Старшинова. Он тоже не оказался приверженцем одной партии: первый срок представлял “Справедливую Россию”, а потом — “ЕдРо”. В седьмом созыве занимал пост замглавы комитета по экологии и охране окружающей среды.
Коммунист Роберт Кочиев был депутатом Госдумы и членом комитета по безопасности в шестом созыве, а в 2016 отказался от борьбы на выборах в одномандатном округе, а по партийному списку в Думу не прошел. Этот срок он отсидел в парламенте Северной Осетии. Если верить декларации о доходах, Кочиев — один из самых бедных депутатов Госдумы: за 2020 год он заработал 453 тыс. рублей, а супруга — 186 тыс. В собственности у Кочиева имеется лишь гараж и автомобиль Toyota Land Cruiser 200. Правда, в сети о нем упоминают как о “водочном магнате”, и “крестном осетинского алкогольного рынка”. В 2011 году писали о том, что Кочиев мог быть причастен к рейдерскому захвату компании-дистрибьютора спиртосодержащей продукции, а в 2019 — о драке в московском кафе, в которой якобы участвовал депутат. Впрочем, в КПРФ эти сообщения назвали фейком.
Еще одного новичка антикоррупционного думского комитета, единоросса Романа Водянова в медиа называют “миллиардером” и “одним из самых богатых людей Прикамья”. Водянов — вице-президент организации “ОПОРА России”, до избрания в нижнюю палату работал советником губернатора Пермского края по вопросам предпринимательства и занимался бизнесом. После выборов сообщалось, что он перестал быть директором компаний трех компаний и передал брату и сестре в доверительное управление принадлежащие ему доли еще в четырех организациях. За 2020 год Роман Водянов задекларировал 42,2 млн рублей, его супруга — 23 млн. В собственности у семьи Водяновых целая коллекция земельных участков общей площадью 3,5 гектара, два жилых дома — 180 и 583 кв. метра, гараж, телятник, а также три автомобиля, два мотоцикла, катер и прицеп.
Силовые мандаты
Засветился в новостях и еще один новоиспеченный парламентарий-антикоррупционер — бывший начальник управления ГИБДД МВД по Республике Башкортостан Динар Гильмутдинов. Находясь в этой должности, он принял участие в праймериз “Единой России”, несмотря на запрет на политическую деятельность, прописанный в законе “О полиции”. Правда, наказывать высокопоставленного гаишника не стали — он выиграл праймериз, после чего уволился из органов.
Возможно, на намерение Гильмутдинова баллотироваться в Госдуму повлиял коррупционный скандал — в марте 2021 прямо на оперативном совещании задержали пятерых его подчиненных. Сотрудников МРЭО республиканского ГИБДД заподозрили в получении взяток за выдачу водительских прав без экзаменов. Местные СМИ тогда писали о том, что вопросы у следователей СКР могут возникнуть и к главе региональной Госавтоинспекции.
Гильмутдинов — не единственный выходец из силовых структур в комитете Василия Пискарева. Также борьбой с коррупцией в Госдуме теперь будет заниматься единоросс Абдулхаким Гаджиев, который до избрания был замом командующего Северо-Кавказским округом войск Росгвардии по организации вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной работы.
Также от Дагестана избрался в нижнюю палату еще один яркий персонаж — руководитель федерального проекта “Трезвая Россия”, член Общественной палаты РФ Бийсултан Хамзаев. Борец за трезвость тоже попадал в коррупционные скандалы: дагестанский предприниматель обвинил Султанова и его активистов в провокациях с целью получения денег с торговцев алкоголем в республике. Его конфликт с представителями “Трезвая России” закончился массовой потасовкой, в которой пострадали обе стороны. Правда, к уголовной ответственности привлекли лишь самого бизнесмена.
Еще один выходец из Дагестана, который стал членом антикоррупционного комитета, — единоросс, замгендиректора Фонда инвестиционного развития территорий Руслан Гаджиев. Правда избирался он от Татарстана. Местные СМИ называли его “совершенно чуждым” республике человеком и «депутатом-транзитером, спущенным из Москвы”.
Невелика потеря
Впрочем, такой же транзитер, избранный от Татарстана в 2016 году, в новый созыв не попал. Это теперь уже бывший и, наверное, самый загадочный член комитета по противодействию коррупции Валентин Чайка. Единоросс избирался в Думу с 1999 года от разных регионов, но выступил на заседаниях всего три раза, последний — в 2001 году. Что касается законотворческой деятельности, то Чайка за последние пять лет стал соавтором трех законопроектов. Принят из этих трех был лишь один — “О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств”, но перечень соавторов данной инициативы близок к списку депутатов Думы.
Также в составе нижней палаты парламента восьмого созыва нет еще ряда депутатов, ранее работавших в комитете по безопасности и противодействию коррупции. Это бывший зам Пискарева справоросс Николай Рыжак, представитель той же фракции Гаджимурад Омаров и два единоросса — Фарит Ганиев и Дмитрий Перминов. В перечне соавторов антикоррупционных инициатив из них фигурировал лишь Перминов, да и то один раз.
Разработчиком нескольких инициатив в сфере противодействия коррупции в прошлом созыве выступал член президиума Генсовета “Единой России” Иван Квитка. Теперь он продолжит работу в думском комитете по обороне.
План Путина под водку госдепа Пискарева
Новый состав думского комитета по безопасности и противодействию коррупции в лицах.