Фонд кино требует 139 млн руб. с Василия Соловьева и его компании «2Д Фильм»: он обязался выпустить военный мюзикл в 2020 году, но из-за пандемии не смог доделать проект и теперь должен вернуть субсидию. Продюсер заверяет, что фильм будет снят на средства неких новых частных инвесторов. Он участвует и в создании ЗПИФа «Синефинанс» для вложений в кино. Между тем почти все проекты господина Соловьева в последние годы были провальными, и осмысленность вложения в них государственных средств вызывает вопросы у экспертов.
“Ъ” обнаружил в картотеке арбитражных дел, что Фонд кино 14 декабря подал иск к ООО «2Д Фильм» (раньше называлось «2Д Целлулоид») продюсера Василия Соловьева (49%) и Михаила Коваленко (51%), сумма требований составляет 139 млн руб. Претензии фонда связаны с фильмом «Счастье мое», на который продюсер получил безвозвратную субсидию 120 млн руб., остальное — пени, уточнили в Фонде кино. «Мы не успели сделать картину в сроки, которые собирались, а фонд не стал делать скидку на пандемию»,— пояснил “Ъ” Василий Соловьев.
«Счастье мое» — кинодебют режиссера театральных мюзиклов Алексея Франдетти. Это музыкальная драма об артистах, попавших на фронт, которые в результате диверсии уничтожили немецких военачальников. Выпустить фильм планировалось к 75-летию Победы в 2020 году, в главных ролях заявлялись Сергей Безруков и Юлия Пересильд. Василий Соловьев приходил в фонд за поддержкой картины в 2018 и 2019 годах и на первом питчинге показал экспертам фонда тизерный ролик с господином Безруковым, а на втором сообщил, что производственный бюджет проекта — 180 млн руб., рекламный — 60 млн руб., а потенциальные сборы оцениваются в 500 млн руб.
Как рассказал господин Соловьев, на девелопмент (создание сценария и тизерный ролик) потратили около 10 млн руб., проект успели запустить в подготовку, в ходе которой была собрана съемочная группа, подготовлены костюмы и декорации — на это ушло 2,5 месяца и «десятки миллионов рублей».
Но съемки попали на начало пандемии, что стало причиной потери частных инвесторов (имена он не называет), а после локдауна все актеры «разлетелись на другие съемки».
Рассчитаться с фондом Василий Соловьев обещает «еще до того, как судебное заседание будет назначено»: «Стороны расторгли договор в августе и договорились о графике погашения долга, но студия его нарушила, поэтому фонд пошел в суд». Возврат субсидии в рассрочку — распространенная практика. Например, продюсер Джаник Файзиев обязался вернуть фонду 191 млн руб. за «Вратаря галактики» до сентября 2023 года.
Господин Соловьев не планирует бросать «Счастье мое» и обещает возобновить съемки в 2022 году. Информация о поддержке фильма Минобороны, о которой продюсер заявлял ранее, уже неактуальна, зато нашлись некие частные инвесторы, имена которых не разглашаются. «Ничто не мешает нам подать в фонд новую заявку на поддержку фильма»,—добавляет Василий Соловьев. Он также участвует в запуске ЗПИФа «Синефинанс» для инвестирования в кино, который формирует «КСП Капитал Управление активами» (см. “Ъ” от 3 сентября). «Наполнение идет в виде коммитмента, еще не вложились в проекты. Их много и они разные»,— уточнил продюсер.
Фонд кино регулярно поддерживал Василия Соловьева безвозвратными субсидиями, хотя релизы и не окупались в прокате.
В августе 2020 года после открытия кинотеатров «2Д Фильм» выпустила фильм «Хэппи-энд», съемки которого успела завершить до локдауна. Он собрал в прокате 10 млн руб. при бюджете 54 млн руб., из которых 35 млн руб. на безвозвратной основе дал фонд. Предыдущий проект «Трудности выживания», вышедший до пандемии, в 2019 году, собрал 24 млн руб. при бюджете 101 млн руб., из которых 35 млн руб. фонд дал господину Соловьеву на безвозвратной основе, а еще 25 млн руб.— на условиях возврата. Вышедший в 2016 году «Хороший мальчик» при бюджете 54 млн руб. собрал 72 млн руб. В этом проекте Фонд кино также предоставил безвозвратно 35 млн руб.
Из всех проектов продюсера единственным хитом был «Хороший мальчик», имевший хорошие продажи на цифровых платформах и ТВ, за счет которых он мог даже окупиться, полагает киноэксперт Сергей Лавров: «Все остальное провалилось, это похоже на процесс освоения денег». При этом, подчеркивает эксперт, «адекватного объяснения, почему фонд субсидирует такие проекты, нет».
По военному мюзиклу Василия Соловьева сыграли реквием
Фонд кино судится с продюсером фильма.