"Норникель" Владимира Потанина и "Русская платина" Мусы Бажаева объявили о создании совместного предприятия. Паритетное СП создано на базе таймырских активов. "Норникель" внесет в СП Масловское месторождение, а "Русская платина" – Черногорское и южную часть "Норильска-1", которую ранее и отсудила у компании Потанина. Примерный объем инвестиций оценивается в 250 млрд рублей.
Похоже, старые враги примирились: Потанин с Бажаевым несколько лет таскали друг друга по судам и правительственным инстанциям как раз из-за "Норильска-1". Конкурс на месторождение выиграла входящая в "Русскую платину" артель старателей "Амур", с чем "Норникель" был категорически не согласен. Спор дошел до администрации президента, которая встала на сторону Бажаева, в то время как правительство хотело поддержать Потанина и собиралось "обнулить" итоги торгов. Почему же Потанин "простил" бизнесмена, который увел у него из-под носа такой лакомый кусок? Похоже, дела у него совсем плохи, раз он протягивает руку своим недругам: без их помощи он, видимо, уже ни на что не способен.
Как решиться на прощение?
Интересны, на самом деле, условия создания СП. Во-первых, на каких условиях в него войдет ВТБ, которому принадлежит 3% Черниговского? Видимо, именно банк Костина будет спонсировать дальнейшие работы – и Бажаев, и Потанин хором говорят о привлечении банковского финансирования. Но неужели деньги достанутся без залога? А что закладывать Потанину – "Норникель"?
А ведь у "Норникеля" все не очень хорошо. Не то, чтобы активы компании никто в залог не взял – но отдавать-то долги Потанин чем собирается? Согласно производственному отчету за 2017 год, производство никеля – профильное направление! – сократилось на 8%. А это значит, что и финансовые результаты могут оказаться далеко не самыми радужными. Ударил по Потанину и запуск Быстринского ГОКа, с которого только в виде налогов в бюджет Забайкалья перечислить 400 млн рублей. Плюс общий протест против ГОКов по России немало сказался на его репутации, а значит – будущих доходах.
Кроме того, Потанина включили в "кремлевский доклад" США. И хотя он бравирует, утверждая, что на зарубежных инвестициях это никак не отразится, его утверждения вызывают массу сомнений. Как и тот факт, что следом за публикацией нового санкционного списка "Норникель" вместе с "Алросой" кинулись выпрашивать доступ к месторождениям без лицензий и жаловаться на недостаток бюджетного финансирования геологоразведки! Раз все хорошо и американские санкции им не страшны, то чего жаловаться-то побежали?!
Потанин делает хорошую мину при плохой игре?
Не удивительно, что и к соглашению о создании СП Потанин с Бажаевым пришли после публикации "кремлевского доклада": ранее Муса Бажаев называл переговоры по этому поводу "вялотекущими", а тут, видимо, вожжа под хвост попала. Вот и согласился Потанин дружить с кем угодно, лишь бы выплыть из огромной финансовой ямы: ведь состояние его только за 2016 год сократилось на 27.3 млн долларов до 16.6 млрд долларов – удар не очень значительный, но все равно ощутимый! В общем, все это сложило отличную почву для активизации по части совместных проектов. Потому что иначе просто не выжить.
Схемы добрых друзей?
Понял это Потанин, судя по всему, даже немного раньше – ведь до "примирения" с Бажаевым он взялся за один проект с Григорием Березкиным. Они вместе заявили о создании фонда CIS Natural Resources Fund, через который вознамерились приобрести 40% Быстринского месторождения… У "Норникеля"! В котором Потанину и так принадлежит 30%. Казалось бы, зачем?
Кстати, никакой новый фонд они, разумеется, не создавали. Он существовал еще в 2013 году и занимался как раз природными ресурсами. Управляет им Curzon Alternative Investments – офшор с Бермудских островов, который связывали как раз с Березкиным. Выходит, он давал средства на сделку и проворачивал ее при помощи Потанина в собственных интересах? А Потанин зачем на это повелся? Ответ простой – деньги.
Березкин играет с Потаниным, а не за него?
Ибо придуманная далеко не ими схема с участием офшора как нерезидента позволяет легко уклониться от уплаты налогов и даже выплаты дивидендов, особенно если акции в итоге "обналичат" и переведут в кэш. В общем, дружить Потанин умеет. И всячески привлекает людей, охочих до схем по выводу средств, в свою деятельность. Так может и с Бажаевым ситуация аналогичная? Или Бажаева он просто решил "проучить"?
Ведь есть еще одно интересное условие создания СП с "Русской платиной": Бажаев обязан первым запустить "Норильск-1", на который Потанин в свое время так рассчитывал, а только затем в ход пойдет Масловское месторождение. Может быть, он и вовсе не собирается им "делиться", а лишь делает хорошую мину при плохой игре? И в итоге "Норильск-1" они поделят пополам – к нему-то уже проложена инфраструктура, которая, кстати, принадлежит "Норникелю". А вот дальше уже, как говорится, поглядим.
Бажаев зря связался с "Норникелем"?
Ситуация с "Норникелем", впрочем, вообще здорово осложняет Потанину жизнь. Его "Интерросу" принадлежит 30.4% акций, 27.8% акций – у Дерипаски и еще 5.5% - у Абрамовича. Уже давно ходят слухи о том, что Абрамович в "Норникеле" не заинтересован и намерен выйти при должном предложении. И такое уже в ближайшее время может поступить… от Дерипаски.
Срок соглашения между акционерами истек, и если Дерипаска, у UC Rusal которого тоже серьезные проблемы, решится выкупить пакет Абрамовича – Потанину придется совсем несладко. Ведь это, по сути, его основной актив, контроля над которым он может лишиться буквально по щелчку пальцев! Так что вот он и выходит из текущего шаткого положения всеми возможными способами – готов привлечь и ВТБ, и Бажаева, и Березкина – вообще кого угодно, лишь бы вернуть былое благополучие. Которое продолжает уплывать из рук уже даже не по каплям, а ручьями. И Потанин рискует остаться с пустыми руками, а заодно и кошельком.
Почему Владимир Потанин пошел навстречу Мусе Бажаеву
"Норникель" договорился с "Русской Платиной" не от хорошей жизни.