Сегодня Арбитражный суд РТ продлил конкурсное производство ОАО «ВАМИН-Татарстан», удовлетворив заявление конкурсного управляющего агрохолдинга Сергея Кондратьева. По его словам, завершить эту процедуру сейчас просто не представляется возможным. Хотя бы потому, что ему до сих пор не удалось проинвентаризировать все имущество молочной империи, принадлежавшей семье сенатора Вагиза Мингазова. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на заседании суда, услышала из уст Кондратьева впечатляющую «хронику болезни» агрохолдинга, а также выяснила, что в товарищах кредиторах «согласия нет»: ВТБ, Сбербанк и ЮниКредит Банк выступили единым фронтом против передачи своего залогового имущества в аренду УК «Просто молоко»…
ЗАВЕРШИТЬ КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ
Сегодня в Арбитражном суде РТ было назначено рассмотрение вопроса о завершении конкурсного производства ОАО «ВАМИН-Татарстан» – предприятия, чья история банкротства, вне всякого сомнения, побила по своим масштабам и скандальности все остальные подобные процессы в республике.
Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», крупнейший агрохолдинг Татарстана, ставший, по сути, семейным предприятием сенатора Вагиза Мингазова, был признан банкротом 13 марта этого года. Тогда же в отношении него Арбитражным судом было открыто конкурсное производство.
На том «историческом» заседании определили, что вопрос о завершении конкурсного производства может быть поднят не ранее чем 10 сентября.
Однако сегодня на судебном заседании арбитражный управляющий Сергей Кондратьев сообщил, что завершить процедуру конкурсного производства ОАО «ВАМИН-Татарстан» в срок «не представляется возможным».
Как выяснилось, причина в том, что ему пока еще не удалось проинвентаризировать все имущество огромной молочной империи. В частности, этой процедуре пока не подверглись земельные участки (управляющий массово расторгал договоры их аренды) и объекты незавершенного строительства.
Хотя, как сразу оговорился Кондратьев, среди этого имущества есть и такое, что заложено в двух и более банках. «Это перекрестные залоги. Общее количество такого имущества – 636 единиц по 14 филиалам», – уточнил он.
По его словам, более 3 тыс. единиц заложенного имущества пока не идентифицировано, включая залог в «Росагролизинге».
Сергей Кондратьев рассказал, что пока еще не удалось проинвентаризировать все имущество огромной молочной империи
ИМУЩЕСТВА НАБРАЛОСЬ НА 11,6 МЛРД. РУБЛЕЙ
Кондратьев детально перечислил все, что успел сделать за это время. Как выяснилось, имущество банкрота искали и ищут где только можно. По крайней мере, запросы были направлены в ГИБДД РТ, Ростехнадзор, управление ФРС, БТИ, центр ГИМС, МЧС по Татарстану и даже Росавиацию. В результате у банкрота было выявлено (и проинветаризировано) имущество на 11,6 млрд. рублей.
Из них основные средства оцениваются в 5,3 млрд. рублей, скот – в 4,8 миллиарда. Готовой продукции на «ВАМИНе», который не прервал производственную деятельность, несмотря на банкротство, насчитали на 206,7 млн. рублей, сырье и продукты – это еще 389,7 миллиона. Денежных средств же на этом фоне совсем немного – всего-то 47,9 миллиона. Предприятие успело вложить некоторую часть средств в различные проекты. Сегодня его финансовые вложения оцениваются в 37,5 млн. рублей.
СЫРНЫЕ КРЕДИТОРЫ
Несмотря на предельную серьезность темы, Кондратьев проговорился и о курьезных моментах своего конкурсного «правления» на «ВАМИНе». Так, он рассказал, что обращался в Арбитражный суд с заявлением, в котором просил разъяснить два определения о включении в реестр кредиторов, требования которых обеспечены залогом – товаром в обороте. «Техническим регламентом не установлено наименование сыра натурального», – пояснил управляющий суть своих затруднений. Впрочем, арбитраж ему в этом помочь отказался.
Напомнил управляющий и о самой громкой своей победе, когда арбитраж по его заявлению признал недействительными 90 договоров купли-продажи недвижимого имущества ОАО «ВАМИН-Татарстан» компании «Казан».
Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», его результатом стал подписанный 8 июня этого года акт приема-передачи имущества – оно добровольно (вернее будет сказать, принудительно-добровольно) было возвращено обратно агрохолдингу. Речь шла ни много ни мало о 7 молокозаводах и других производственных предприятиях.
Часть имущества «ВАМИНа» была передана в аренду (видимо, имеется в виду УК «Просто молоко), другая – передана на ответственное хранение.
Продукции, судя по озвученным цифрам, сколько произвели, столько и продали – на 206,7 миллиона. В том числе, как отметил Кондратьев, продавали и товар, являющийся предметом залога. «Эта продукция является скоропортящейся», – коротко объяснил он этот шаг.
Всего же, по его словам, за время конкурсного производства на предприятие поступило 3,27 млрд. денежных средств.
Немаленькой оказалась у агрохолдинга и «дебиторка» – «ВАМИНу» задолжали 5,57 млрд. рублей. Конкурсный управляющий сообщил, что им были поданы 17 исков, в которых оспаривались сделки-взаимозачеты. Там, где суд отказал, подавались новые иски – уже по взысканию долга. Но пока из всей суммы дебиторской задолженности удалось вернуть только 28,6 млн. рублей.
РЕЕСТР ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ПРЕВЫСИЛ 12 МИЛЛИАРДОВ
По словам Кондратьева, сегодня общая сумма реестра требований кредиторов ОАО «ВАМИН-Татарстан» превысила 12 млрд. рублей (12,63 млрд.).
В ходе конкурсного производства у агрохолдинга было закрыто 109 расчетных счетов. С июня этого года основной счет должника переместился в татарстанский филиал Россельхозбанка (как известно, его представители возглавляют комитет кредиторов «ВАМИНа»). А также счет для расчета с кредиторами от продажи залогового имущества. В настоящий момент на нем 50,6 млн. рублей.
Расходы, связанные с производственной деятельностью молочной империи, составили 3,3 млрд. рублей. Как отметил управляющий, наиболее значимые из них – это зарплата и компенсации уволенным работникам (к слову, как прозвучало, были уволены 4690 работников). Всего – 449, 4 млн. рублей. Еще 222,7 млн. было потрачено на обязательные платежи во внебюджетные фонды.
«Молоко для производства продукции – это 1,7 миллиарда. Лизинговые платежи – 23, 6 миллиона», – скрупулезно перечислял понесенные затраты конкурсный управляющий.
БАНКРОТСТВО «ВАМИНА» СТОИТ 8 МИЛЛИОНОВ
Чтобы не было кривотолков, Кондратьев рассказал о собственных расходах, которые связаны с выполнением обязанностей конкурсного управляющего: они составили 8,2 млн. рублей. При этом вознаграждение самому управляющему составило всего 378,5 тыс. рублей.
На что же были потрачены остальные средства? На госпошлину в связи с переходом права собственности на 153 объекта недвижимости от ООО «Казан» ушло больше 2 миллионов (2,29 млн.) Больше 5 млн. было заплачено за хранение имущества (5,23 млн.).
Однако расходы еще предстоят. Как признал управляющий, остались непогашенными платежи в пенсионный фонд. «Вместе с пенями и штрафами – 25 миллионов рублей. НДФЛ – порядка 70 миллионов рублей. Лизинговые платежи – 141 миллион рублей (в том числе «Тетрапак» – 107,8 миллиона рублей)», – сообщил он.
Не погашены и кредиты «Европа-лизингу» – 105 млн. рублей и «Центр-Капиталу» – 32,6 миллиона. Еще 600 млн. рублей «ВАМИН» остался должен «Росагролизингу». Хотя, как отметил Кондратьев, этот долг погашаться не будет: «Предметы лизинга будут возвращены».
Видимо, для того чтобы заверить суд в тщательном исполнении своих обязанностей, Кондратьев сообщил, что его представитель участвует во всех судебных заседаниях, где взыскиваются текущие платежи, и приводит «все имеющиеся аргументы для того, чтобы в исковых требованиях не было отказано».
В МУСЛЮМОВО И ТЕТЮШАХ НЕДОСЧИТАЛИСЬ ЗЕРНА, А В КАЗАНИ – ТОВАРА В ОБОРОТЕ
Отдельно Кондратьев остановился на мерах, которые он предпринял для защиты интересов должника. Для этого управляющему, как известно, пришлось обращаться в правоохранительные органы.
В частности, было подано заявление о преступлении начальнику ГСУ МВД по РТ, в котором содержится просьба о возбуждении уголовного дела по статье 196 УК РФ в отношении лиц, являвшихся руководителями ОАО «ВАМИН-Татарстан» в период с 10 октября 2011 года по 31 октября прошлого года. Как отметил Кондратьев, их действиями предприятию был причинен крупный ущерб – на 2,13 млрд. рублей.
В том числе заявления подавались и в правоохранительные органы соседней республики – Марий Эл – по факту незаконного использования товарного знака «ВАМИН» при реализации сливочного масла «Крестьянское».
Дальше управляющий перешел к перечислению недостач в разных районах. Он писал заявления в компетентные органы по поводу недостачи зерновых культур в Муслюмовском хлебо-приемном предприятии (ХПП) «ВАМИНа», недостаче ячменя в Тетюшском ХПП.
Не обошел управляющий вниманием и Казань. Так, в отдел полиции №11 «Восход» МВД России по Казани, по его словам, было подано заявление, подтверждающее недостачу ржи на казанской реалбазе хлебопродуктов.
Наконец, 13 июня (после примирения с «Казаном»!) Кондратьев подал заявление в органы с целью провести проверку по установлению должностных лиц ОАО «ВАМИН-Татарстан», виновных в недостаче заложенного товара в обороте на общую сумму в 1,451 млрд. рублей (!).
В общей сложности, по его словам, уже подано около 15 заявлений о возбуждении уголовных дел. Между делом управляющий упомянул и о том, что еще в апреле направил в Роспатент заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака ОАО «ВАМИН-Татарстан».
Правда, говоря о своих заявлениях в силовые структуры, Кондратьев никаких фамилий называть не стал. Также в ответе на запрос «БИЗНЕС Online» он не пояснил, о ком идет речь.
ДЕЛ ХВАТИТ ЕЩЕ НА ПОЛГОДА
Управляющий просил суд продлить срок конкурсного производства на «ВАМИНе» на 6 месяцев – до 10 марта будущего года. Представители банков-кредиторов (а на этот раз их представительство было крайне скромным – лишь представители Татфондбанка и банка «Зенит») оставили этот вопрос на усмотрение суда. Налоговая (без нее не обходится рассмотрение ни одного банкротного дела) в связи с предстоящим объемом работ не возражала против продления конкурсного производства, но на вдвое меньший срок – три месяца.
В результате судья Марсель Сафиуллин ходатайство конкурсного управляющего удовлетворил и продлил срок завершающей стадии банкротства в агрохолдинге еще на полгода.
К вопросу о завершении конкурсного производства «ВАМИНа» суд вернется 10 марта будущего года.
Банк ВТБ, выступивший против передачи своего залогового имущества в аренду УК «Просто молоко», добился судебного решения в свою пользу.
БОИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Между тем на фоне всех этих мероприятий в рамках конкурсного производства, о которых рассказал сегодня Кондратьев, идут другие бои местного значения.
Как стало известно нашему изданию, банки-кредиторы согласны далеко не со всем, что происходит на «ВАМИНе».
В частности, как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», банк ВТБ, выступивший против передачи своего залогового имущества в арену УК «Просто молоко», добился судебного решения в свою пользу. Речь шла о его несогласии с решением состоявшегося 6 мая собрания кредиторов о передаче всего производственного комплекса, всех производственных мощностей в аренду.
Интересно, что ВТБ поддержали Сбербанк и ЮниКредит Банк.
«АК БАРС» Банк (с ним оказался солидарен Татфондбанк) тоже остался не удовлетворен одним из решений комитета кредиторов. Как сообщало наше издание, его не устроил момент, связанный с закрытием счета агрохолдинга у него и открытием в Россельхозбанке. Арбитраж и в этом случае встал на сторону заявителя, отметив, что решение об открытии расчетного счета в Россельхозбанке принимал комитет кредиторов, состоящий из представителей этого банка.
Судя по данным на сайте Арбитражного суда РТ, не до конца улажен вопрос и с ООО «Казан». Эта компания, вернув имущество агрохолдингу, вдруг потребовала от ОАО «ВАМИН-Татарстан» выплаты 89,5 млн. рублей – это иск о применении последствий недействительности упомянутой выше сделки купли-продажи молокозаводов.
Источник, знакомый с ситуацией, пояснил «БИЗНЕС Online», что речь идет о возврате суммы НДС, возникшей при заключении сделки. Заседание по этому делу должно состояться уже через считанные дни – 16 сентября.
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием ситуации вокруг банкротства «ВАМИНа».
Похороны «ВАМИНа» отложили на полгода
При Вагизе Мингазове 363 объекта агрохолдинга сумели заложить дважды разным банкам.