Казанский конструктор, автор более 20 изобретений, оказался в тюрьме по обвинению в мошенничестве. За решетку инженер попал после того, как одна из его разработок по использованию наноматериалов, не имеющая мировых аналогов, прошла успешные испытания приемочной комиссии Министерства образования РФ. Сам изобретатель уверен, что его заключение под стражу заказано известным в Татарстане певцом, который прямо и через аффилированных лиц контролирует ряд частных компаний в республике.
Научный сотрудник Казанского исследовательского университета имени Туполева, автор множества изобретений Марат Галеев стал партнером коммерсанта Загира Исрафилова, чтобы запустить свои разработки в массовое производство. Выпуск автокомпонентов по патентам Галеева стал приносить хорошую прибыль, однако интересы коммерсантов разошлись. Конфликт усугубился, поскольку у Исрафилова нашелся влиятельный покровитель — известный в Казани певец и бизнесмен Салават Фатхутдинов. Итогом бизнес-разногласий стало уголовное дело в отношении Галеева.
Статья за инновации
Госконтракт на 95 млн рублей между Министерством образования РФ и Казанским национальным исследовательским техническим университетом имени Туполева был заключен в 2011 году. Деньги выделялись в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России».
Объявленный университетом конкурс на разработку инновационной технологии и оборудования для выпуска панелей из композиционного материала с использованием наночастиц выиграло ООО «НУР-ТЕХ». Эти панели не имеют аналогов в мире. Они отличаются повышенной прочностью и устойчивостью к воздействиям внешней среды, могут применяться в самых разных отраслях промышленности.
В 2013 году технологическая линия для производства полимерной продукции была принята КНИТУ-КАИ, она находится на балансе университета по настоящее время.
Однако, следователь по особо важным делам управления МВД по Татарстану Игорь Москалев пришел к выводу, что конструкторы обманули сотрудников технического вуза: вместо разработки нового оборудования ООО «НУР-ТЕХ» закупило его в Китае, а разницу в цене участники преступной схемы разделили между собой.
Обвинение по ч.4. ст. 159 УК РФ предъявили заведующему кафедрой энергетического машиностроения КНИТУ-КАИ Виктору Гурееву, учредителю фирмы «НУР-ТЕХ» Загиру Исрафилову и директору компании Марату Галееву. По версии следователей, инициатором мошеннической схемы стал Галеев, его партнер Исрафилов согласился с предложенной идеей заработка и втянул в аферу замректора Гуреева.
Никто из обвиняемых своей вины не признал. Оба предпринимателя, а также профессор Гуреев, который является автором около сотни научных работ, настаивают, что казанская разработка технологии и оборудования для выпуска полимеров является уникальной, а выделенные деньги потрачены по назначению.
Без пострадавших и ущерба
В феврале 2019 года дело было передано в Вахитовский районный суд Казани судье Наилю Камалетдинову. Пострадавшей стороной следствие назвало Казанский исследовательский университет. Однако, в суде выяснилось, что представители вуза, так же, как и Минобразования, себя пострадавшими не считают. Ученые, в отличие от казанских силовиков, не увидели нарушений при разработке инновационной технологии.
Компания «НУР-ТЕХ», действительно, приобретала некоторые агрегаты за рубежом. Однако, это не запрещалось по условиям госконтракта. Из закупленных материалов была собрана и модернизирована базовая часть линии для изготовления полимерных наномодифицированных досок, которую фирма «НУР-ТЕХ» доработала и запатентовала (патент на изобретение № 2540314 «Способ получения полимерных композиционных материалов с нано-наполнителями и установка для его осуществления»).
Как пояснил в суде бывший ректор учебного заведения Юрий Гортышов, проходящий свидетелем по делу, производить агрегаты, которые «НУР-ТЕХ» закупил за рубежом, на территории России было невозможно, поскольку для их изготовления потребовалось бы построить целый завод и вложить на порядок больше денежных средств.
Письменные объяснения по делу предоставил и нынешний ректор КНИТУ — доктор физико-математических наук Альберт Гильмутдинов. Он подтвердил, что задачи, предусмотренные Государственным контрактом с Министерством образования выполнены.
«…получен полимерный композиционный наномодифицированный материал с улучшенными физико-техническими свойствами. Патент подтверждает, что указанной технологии и способу получения не имеется мировых аналогов», — указывается руководитель вуза в письме в Вахитовский суд Казани.
Ректор обращает внимание на то, что документацию ООО «НУР-ТЕХ» на протяжении всего срока исполнения госконтракта проверяла независимая экспертная фирма — ООО «Инконсалт-К», нанятая Министерством образования, и претензий не возникало. Сдача работ проходила на всех шести этапах реализации проекта, и в случае выявления несоответствия условиям договора, эксперты могли бы остановить финансирование.
Кроме того, выполнение государственного контракта было подтверждено приемочной комиссией Министерства образования РФ, члены которой непосредственно присутствовали при испытаниях технологической линии. Оборудование до сих пор находится на балансе вуза, а следовательно, университету не было нанесено ущерба.
Звездные секреты
Изобретатель Марат Галеев — сегодня единственный из обвиняемых, кто ждет приговора суда в следственном изоляторе: бывший проректор вуза Виктор Гуреев и учредитель компании «НУР-ТЕХ» Загир Исрафилов находятся под домашним арестом. Юристы Галеева называют такой подход следствия осознанной тактикой и считают, что дело имеет заказной характер.
Адвокат Олег Камалов, представляющий интересы ученого в суде, полагает, что дело по госконтракту с Минобразования могло быть сфабриковано, чтобы выбить из Галеева деньги и захватить его компании. Сам Марат Галеев заказчиком своего уголовного преследования считает народного артиста Татарстана Салавата Фатхутдинова, который покровительствует партнеру Галеева — Загиру Исрафилову — и пытается вывести его из дела.
О связи Фатхутдинова с Исрафиловым широкой аудитории стало известно в 2017 году, когда «Банк Казани» через суд потребовал признать певца банкротом. Долг Салавата Фатхутдинова, по сообщениям СМИ, составил порядка 22 млн рублей. Финансовые проблемы возникли из-за того, что певец стал поручителем по кредитам для компании «Центр новых технологий «Нур», которую он учредил вместе с дочерью Исрафилова — Альбиной Низамутдиновой.
Займы в банке фирма «ЦНТ Нур» брала в 2012 году, но расплатиться по ним не смогла. Когда к концу 2016 года кредитное учреждение начало активные действия по взысканию долгов, Марат Галеев узнал, что часть финансовых претензий Фатхутдинов и Исрафилов возложили на него.
«В группе компаний «НУР», которые Исрафилов оформлял на себя и родственников, я начал работать инженером-конструктором и изобретателем с 2002 года, и к 2016-му наши предприятия выпускали уже более 20 наименований изделий, основанных на моих патентах. Исрафилов сделал меня партнером: я получил 30% уставного капитала и должность директора в фирме ООО «НПЦ „НУР-ТЕХ“, но наше сотрудничество закончилось судами и тюрьмой», — сообщил Галеев журналисту PASMI через своего адвоката.
По словам инженера, Загир Исрафилов требовал под фиктивными предлогами перечислять деньги со счета «НПЦ «НУР-ТЕХ», директором которой являлся Галеев, на другие предприятия из группы «НУР». Но изобретатель от таких предложений отказывался. Позднее Исрафилов использовал это обстоятельство, чтобы обвинить Марата Галеева в финансовых проблемах смежной компании — «ЦНТ Нур», которой он владел вместе с Фатхутдиновым.
«К концу 2017 года Исрафилов был должен Фатхутдинову 8 млн рублей, и когда банк стал нажимать на певца, то Исрафилов „перевел стрелки“ на меня. Люди Фатхутдинова „повесили“ на меня восемь миллионов и пригрозили проблемами, если я их не отдам», — объяснил Марат Галеев.
В 2017 году Исрафилов отстранил Галеева от должности директора НПЦ «НУР-ТЕХ», как установит позже суд — это было сделано незаконно. Изобретатель открыл собственную фирму ООО «ЦТР «Тимер», сумев собрать команду опытных менеджеров и инженеров. Компания занялась разработкой деталей и узлов для автопромышленности и быстро вошла в десятку крупнейших поставщиков для автомобильных заводов КамАЗ и ГАЗ, а также производителя сельскохозяйственной техники «Ростсельмаш».
Вместе с большими заказами пришла хорошая прибыль, а затем в офисе «Тимера» стали появлять вымогатели. Деньги для казанского певца, как рассказал Галеев, требовали Искандер Хабибуллин, которого инженер называет «решальшиком» вопросов с силовиками, и официальный юрист Фатхутдинова Светлана Царькова.
«Хабибуллин и Царькова угрожали, что если я не отдам деньги, на меня заведут уголовное дело и отнимут бизнес, что и произошло в дальнейшем», — вспоминает заключенный в СИЗО изобретатель.
Особо опасный ученый
За решетку Галеев, на иждивении которого находятся три несовершеннолетних дочери, попал 1 февраля 2018 года. Наряду с мошенничеством ему вменили злоупотребление полномочиями. Заявление о наличии в действиях Галеева признаков преступления, предусмотренного ч.1 ст. 201 УК РФ написал племянник Исрафилова — Фаиль Файзуллин. Он формально был учредителем НПЦ «НУР-ТЕХ», хотя на самом деле компания находилась под контролем его дяди.
Файзуллин сообщил в полицию, что Галеев, будучи директором НПЦ «НУР-ТЕХ», с 2016 по 2017 года незаконно вывел из фирмы оборудование и денежные средства на общую сумму около 30 млн рублей. Адвокаты инженера-предпринимателя считают позицию обвинения надуманной и бездоказательной.
«За полтора года, прошедших с момента предъявления обвинений, следствие так и не смогло установить — были ли на балансе НПЦ „НУР-ТЕХ“ те деньги и станки, о которых сообщал в заявлении племянник Исрафилова. Дело в том, что фирма отдавала изготовление деталей на аутсорсинг, и в деле нет ни одного документа, подтверждающего наличие в компании оборудования и средств, в хищении которых обвинила Галеева. Все судебное следствие сейчас строится на предположениях», — говорят представители арестованного конструктора.
Все, что вменяется Марату Галееву и по 201, и по 159 статье УК РФ, относится к сфере предпринимательской деятельности, уверены юристы. Однако, бизнесмена-конструктора продолжают держать в заключении как особо опасного преступника, а Загира Исрафилова, как заметили участники заседаний Вахитовского суда, напротив, выводят из-под обвинения, перекладывая всю ответственность за якобы невыполненный госконтракт на его партнера.
Что надо сделать Марату Галееву, чтобы выйти из-под обвинения, в СИЗО ему объяснили сотрудники татарстанского МВД, которое возглавляет Артем Хохорин.
Шантаж в СИЗО
«15 февраля и 3 мая 2018 года ко мне в СИЗО приходили двое оперативников — майор УЭБ и ПК МВД по Татарстану Дамир Темирбулатов и его коллега Александр, фамилию которого я не знаю. Они предлагали мне заплатить за решение проблем 10 млн рублей, видимо, из соображений 2 миллиона — себе за хлопоты, а 8 миллионов — для Фатхутдинова», — утверждает Марат Галеев.
Инженер также указал, что Темирбулатов и его коллега не только пытались убедить его закрыть долг перед Фатхутдиновым, но и советовали дать показания на сотрудника КНИТУ-КАИ Гуреева в обмен на освобождение из-под стражи. Визиты оперативников в СИЗО зафиксированы на камерах наблюдения, но без звука.
Кроме того, давление оказывается и на супругу арестованного изобретателя — Айназ Галееву. По словам женщины, в марте 2018 года с ней на связь выходил тот самый Искандер Хабибуллин, который в 2017 году шантажировал Марата Галеева. Правда, в отличие от «полицейских посредников» он предлагал выдать 8 млн рублей для Фатхутдинова без «надбавок».
О факте вымогательства денег Айназ Галеева сообщила в УФСБ по Республике Татарстан. Кроме того, запись разговора с Хабибуллиным женщина вместе с заявлением о преступлении передала в отдел полиции «Ямашевский» города Казани.
После этого Айназ Галееву вызывали в отдел для дачи показаний, но в ходе проверочных мероприятий полиция признаков преступления в действиях Хабибуллина не увидела. В возбуждении уголовного дела по факту вымогательства правоохранители отказали.
От Бортникова до Титова
Заявления с информацией о «произволе, творящемся в правоохранительных органах Республики Татарстан» Марат Галеев в 2018 году дважды направлял на имя директора ФСБ Александра Бортникова.
Жалобы арестованного инженера из центрального аппарата органов безопасности направили в республиканское УФСБ, которым руководит Динар Хамитов, а также в прокуратуру Республики Татарстан, возглавляемую Илдусом Нафиковым. Но в итоге, ни чекисты, ни сотрудники надзорной структуры никаких мер не приняли. Как рассказал Галеев, все его заявления спустились к следствию республиканского МВД, действия которого как раз и оспаривал предприниматель.
Сейчас защита инженера добивается включения Марата Галеева в список бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Глава Ассоциации защиты бизнеса и ближайший помощник Титова Александр Хуруджи уже составил экспертное заключение о необоснованности содержания казанского предпринимателя в СИЗО и о необходимости перевода его дела из уголовной плоскости в гражданскую.
Поющий бизнесмен Салават Фатхутдинов напел срок казанскому изобретателю
Казанский конструктор, автор более 20 изобретений, оказался в тюрьме по обвинению в мошенничестве.