Правительство поддержит законопроект, вводящий имущественную ответственность для налоговых консультантов. Об этом «Известиям» рассказал директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Илья Трунин.
— Проект официального отзыва правительства мы уже готовим, — заявил он. — Ведь принятие такого законопроекта предусмотрено «дорожной картой» по совершенствованию налогового администрирования, утвержденной распоряжением правительства. Надеемся, что он будет принят до конца года.
Законопроект «О налоговом консультировании» в конце мая внес на рассмотрении Госдумы председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Хотя формальным автором проекта считается он, инициатива введения законопроекта принадлежит представителям Федеральной налоговой службы (ФНС). О необходимости строгого контроля за налоговыми консультантами ранее неоднократно заявлял руководитель службы Михаил Мишустин.
Согласно документу, с 1 января 2017 года осуществлять деятельность по налоговому консультированию смогут только обладатели специального квалификационного аттестата, полностью подконтрольные ФНС: как указывается в проекте, при «контроле качества» со стороны «уполномоченного федерального органа» они обязаны предоставлять чиновникам «все необходимые для этого документы и информацию». При этом консультант должен быть еще и членом саморегулируемой организации (СРО). Кроме того, документом вводится полная финансовая ответственность консультанта. И в случае, если его налоговый совет привел к налоговым претензиям, консультант обязан компенсировать весь имущественный вред, включая полную сумму доначисленных инспекторами налогов и пеней. Как указано в пояснительной записке к проекту, его реализация «позволит существенно повысить общий уровень правовой и экономической грамотности и качественно улучшить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органам». Участники рынка с этим тезисом категорически не согласны.
— Складывается ощущение, что разработчики просто не понимают сути налогового консультирования, — говорит директор департамента налогового консалтинга компании ФБК Татьяна Матвеичева. — Консультация крайне редко заканчивается конкретной рекомендацией, консультант всего лишь показывает конкретную ситуацию с разных точек зрения, а окончательное решение всегда принимает клиент.
По ее мнению, принятия проекта выгодно только налоговикам. Причем введение закона может привести к злоупотреблениям со стороны компаний, ведь им будет выгодно по спорным вопросам взыскивать сумму «ущерба» с консультантов, а не судиться с налоговой. Сейчас судебная статистика на стороне налогоплательщиков. Согласно данным Высшего арбитражного суда, в 2013 году компании подали на ФНС 19,2 тыс. исков, при этом в 57% случаев суды признали правоту компаний.
— Зачастую даже официальные позиции Высшего арбитражного суда РФ, Минфина России и ФНС не совпадают по одному и тому же вопросу, поэтому консультант просто не может дать безусловную гарантию правильности своей консультации, — возмущается руководитель направления по финансовому рынку и налоговому праву независимого экспертного центра «Общественная Дума» Дмитрий Липатов. — С этой позиции имущественная ответственность налоговых консультантов выглядит дополнительным давлением на участников рынка.
— Налоговый консультант (так же как и любой другой консультант) отвечает на поставленный перед ним вопрос, выражая свое частное мнение по проблеме, — отмечает адвокат Михаил Яшин из коллегии адвокатов «Юков и партнеры». — То обстоятельство, что его мнение будет совпадать с мнением налогового органа или суда, не может быть заранее установлено, поэтому невозможно возлагать на него какую-либо ответственность за выражение своего профессионального мнения.
— На практике гарантией качества услуг консультанта является его известность на рынке, его профессиональная репутация, а не принадлежность к СРО или наличие аттестата, — уверяет руководитель налоговой практики компании «Линия права» Сергей Калинин.
— Именно широкий круг лиц, консультирующих по налоговым вопросам, позволяет гарантировать налогоплательщикам свободу выбора способов защиты исходя из их финансовых возможностей и репутации участников рынка, — соглашается старший юрист налоговой практики юридической фирмы «Юст» Екатерина Болдинова.
В отличие от участников рынка, налоговые советы и рекомендации чиновников Минфина и ФНС под действие закона подпадать не будут.
— Минфин в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса дает не налоговые консультации, а разъяснения налогового законодательства, — говорит Илья Трунин. — Поэтому официальные разъяснения не будут попадать под действие закона.
По данным ФНС, только центральный аппарат службы дает порядка 20–30 тыс. налоговых разъяснений ежегодно. Минфин такую статистику не публикует, но вряд ли число разъяснений от финансового ведомства принципиально отличается. Как отмечают юристы, нередко разъяснения финансового ведомства и позиция налоговиков разнятся.
— Одна небольшая сельскохозяйственная компания (ее ежегодная прибыль составила всего лишь порядка 5 млн рублей) строила бизнес только на последних разъяснениях Минфина, — вспоминает Липатов. — И вот пришла налоговая проверка, не согласилась с этим мнением и доначислила ей налогов на общую сумму 3 млн рублей. C увеличением оборота растет и сумма убытков: одна средняя строительная фирма судилась с налоговиками по спорному вопросу несколько лет, и за это время официальная позиция Минфина по этому вопросу менялась несколько раз. В итоге ущерб от неверного разъяснения мог бы превысить 60 млн рублей.
Впрочем, значительное число участников рынка не видят для себя проблем в случае принятия нового закона.
— Отсутствие официального статуса квалифицированного налогового консультанта не отнимает права оказывать такую услугу у тех, кто не захочет или не сможет получить аттестат налогового консультанта. Клиенты сами смогут решить, к кому обращаться. Зато статус налогового консультанта будет служить дополнительной гарантией качества проведенной консультации и защитой от возможного ущерба. Введение имущественной ответственности повысит качество услуг на рынке и очистит его от слабых, неквалифицированных консультантов, — говорит представитель крупной консалтинговой фирмы. — Сейчас за свои советы консультант никакой ответственности не несет. Даже если он предложит клиенты «серые» и «черные» схемы клиенту, отвечать будет последний.
Правительство поддержит введение санкций для налоговых консультантов
По словам представителей Минфина, закон, который предполагает имущественную ответственность налоговых консультантов за советы, принесшие вред клиентам, будет принят до конца года.