В среду, 27 июля, у двух высокопоставленных сотрудников СКР, задержанных по делу о взятке, изменился процессуальный статус: им было предъявлено обвинение. Одновременно Басманный суд признал законными обыски у главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова по делу о контрабанде, по которому проходит петербургский бизнесмен Дмитрий Михальченко. Сам Бельянинов остался в статусе свидетеля, рассказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
За самыми громкими уголовными делами последнего времени стоит команда сотрудников ФСБ во главе с генералом Сергеем Королевым, который до недавнего времени руководил Управлением собственной безопасности (УСБ) ФСБ, а в начале июля получил под свое начало Службу экономической безопасности (СЭБ) ФСБ.
Выходец из Питера
Королев в начале 2000-х годов служил в Службе экономической безопасности питерского управления ФСБ. В 2004 году в звании майора написал рапорт о переводе в действующий резерв Федеральной налоговой службы, писала «Фонтанка».
Впоследствии он стал советником Анатолия Сердюкова, занимавшего в то время пост министра обороны. В военном ведомстве Королев курировал Главное разведывательное управление. После отставки Сердюкова (он покинул пост в 2012 году) Королев был назначен руководителем УСБ.
Собеседник РБК, близкий к руководству спецслужбы, говорит, что у Королева давно были большие амбиции, в том числе в карьерном плане.
При Королеве одним из наиболее значимых подразделений в УСБ стала Шестая служба. По словам собеседника РБК, близкого к УСБ, она была создана в 2008 году, в нее входят всего около 35 человек. Возглавляет службу Иван Ткачев.
Первые громкие дела
В феврале 2014 года именно Шестая служба задержала руководителей Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Дениса Сугробова и Бориса Колесникова. Операцию курировал замглавы УСБ Олег Феоктистов.
Для МВД это противостояние окончилось арестом нескольких высокопоставленных сотрудников, которые были отданы под суд, и сокращениями в ГУЭБиПК. Колесников покончил с собой.
Следующими громкими уголовными делами, в которых были задействованы сотрудники УСБ, стали расследования в отношении губернатора Сахалина Александра Хорошавина, которого обвинили в получении взятки, и в отношении губернатора Коми Вячеслава Гайзера и еще почти 20 человек. Впервые в российской истории глава региона (Гайзер) был объявлен руководителем ОПГ.
Борьба с контрабандой
Осенью 2015 года сотрудники УСБ начали следить за питерским бизнесменом Дмитрием Михальченко. В марте он был задержан, ему было предъявлено обвинение в контрабанде алкоголя. Связанные с ним фирмы фигурируют и в «деле Минкультуры».
«У ФСБ накопилось много материала на Михальченко, но отмашка поступила буквально месяц назад», — говорил в марте, когда арестовали Михальченко, источник РБК, близкий к петербургскому управлению ФСБ. Прослушка Михальченко выявила все его деловые связи, отмечает другой собеседник в спецслужбе.
Дело Михальченко — не единственный случай контрабанды, которым занимается УСБ. В конце 2015 года управление заинтересовалось делом компании ULS Global. Среди фигурантов расследования оказался начальник 7-го отдела управления «К» (оно занимается контрразведывательным обеспечением в кредитно-финансовой сфере) Службы экономической безопасности ФСБ Вадим Уваров.
Замена в ФСО
Связь с Михальченко отразилась на карьере одного из наиболее высокопоставленных силовиков страны — директора ФСО Евгения Мурова.
Муров несколько лет работал вместе с партнером Михальченко по бизнесу Николаем Негодовым в региональном управлении ФСБ. Муров, Михальченко, Негодов жили в одном поселке на берегу Валдайского озера в Новгородской области.
В конце мая решением президента Муров был отправлен в отставку. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков объяснял увольнение Мурова его преклонным возрастом.
Хотя разговоры о скором увольнении Мурова в связи с истечением предельного возраста для находящегося на госслужбе ходили в течение нескольких лет, но именно контакты с Михальченко стали решающим фактором, подтолкнувшим политического тяжеловеса к уходу, отмечали в разговоре с РБК высокопоставленный федеральный чиновник и собеседник, близкий к администрации президента.
Перестановки в ФСБ
В июне своего поста лишился глава управления «К» (входит в структуру СЭБ) Виктор Воронин, непосредственный начальник Уварова. У УСБ были сведения о том, что Воронин связан с Михальченко, рассказывали РБК два собеседника, близких к управлению УСБ. Отставка Воронина произошла по итогам внутренней проверки, которую в СЭБ проводили сотрудники УСБ.
Вскоре за первой ревизией Управление собственной безопасности начало повторную проверку. По ее завершении в отставку ушел глава СЭБ Юрий Яковлев.
Еще за несколько недель до отставки Яковлева основным претендентом на его место стал Королев, рассказывали РБК собеседники в спецслужбе. Именно он и был назначен 8 июля руководителем СЭБ.
Сейчас в ФСБ продолжаются перестановки, но уже на уровне оперативников среднего звена Службы экономической безопасности. По словам одного из собеседников РБК в ФСБ, близкого к руководству спецслужбы, масштабы увольнений пока сложно оценить, однако уже известно, что своих постов лишится около десяти человек, примерно половину из которых дополнительно проверят в связи с возможными нарушениями законодательства.
Другой собеседник РБК в спецслужбе рассказал, что как минимум один человек из числа сотрудников СЭБ покинул страну. По словам еще одного источника РБК, один из оперативников Службы экономической безопасности был уволен 8 июля — в день, когда был подписан указ о назначении нового главы СЭБ.
Губернатор Белых
Пока в Службе экономической безопасности шли проверки, оперативники УСБ продолжали заниматься резонансными делами. В конце июня был арестован по подозрению в получении взятки губернатор Кировской области Никита Белых. Как объясняли собеседники РБК, близкие к руководству ФСБ, оперативным сопровождением дела занималась Шестая служба УСБ, а курировал дело заместитель Королева Феоктистов.
Задержание Белых не было предварительно согласовано с руководством страны, настаивает собеседник РБК, близкий к спецслужбе. Однако, по его словам, действия оперативников укладывались в общую политику по «чистке рядов» в преддверии выборов.
Собеседники РБК, близкие к Кремлю, подтверждали РБК, что для многих в администрации президента дело против Белых стало неожиданностью.
Дело следователей
В середине июля оперативники Службы экономической безопасности, которую к этому времени уже возглавил Королев, задержали высокопоставленных сотрудников СКР, включая руководителя управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности ведомства Михаила Максименко, которого источники РБК, близкие к спецслужбе, называют правой рукой председателя СКР Александра Бастрыкина.
По данным «Новой газеты», разработкой силовиков в связи с делом «вора в законе» Шакро Молодого еще в начале года занялась Служба контрразведки ФСБ. Но сейчас это дело оперативно сопровождает именно СЭБ во главе с Королевым.
Официальный представитель СКР Владимир Маркин и председатель ведомства Александр Бастрыкин в течение суток не комментировали задержания, после чего назвали аресты следователей «самоочищением» СКР.
Два собеседника РБК в ФСБ настаивают, что Бастрыкин был проинформирован об уголовном деле в последний момент.
Обыски в ФТС
26 июля оперативники ФСБ вместе с сотрудниками Следственного комитета неожиданно провели обыски в доме и кабинете Бельянинова, а также его подчиненных. По словам представителя СКР Владимира Маркина, следственные действия прошли в рамках дела Михальченко — того самого, что начинало УСБ при Королеве.
Бельянинов остался в статусе свидетеля, однако высокопоставленный федеральный чиновник и собеседник РБК, близкий к руководству ФСБ, рассказали, что он еще в начале года написал заявление об отставке.
Претензии силовиков к Бельянинову связаны с расследованием нескольких уголовных дел о контрабанде, утверждают два собеседника РБК в ФСБ. По их словам, важным фактором стала и смена начальства в Службе экономической безопасности ФСБ (именно это подразделение отвечает за ФТС).
Чья инициатива
«Сначала экспансия и подавление конкурентов, а потом полная смена руководства — [так] развивается ситуация в ключевом департаменте экономической безопасности ФСБ, который сначала вместе с УСБ ФСБ разгромило ГУЭБиПК МВД (дело Сугробова), а потом в нем сменился весь руководящий состав. При некоторых неизбежных элементах реактивности все это производит впечатление сложной, выстроенной заранее комбинации», — комментировал в «Ведомостях» последние скандалы политолог Николай Петров.
Сотрудники ФСБ получили карт-бланш на борьбу с коррупцией в преддверии выборов, объяснял РБК собеседник в спецслужбе и подтверждает источник, близкий к администрации президента. Эта борьба идет сразу на всех уровнях — от самого ФСБ до руководителей регионов.
Еще одна задача, которая стоит перед силовиками, — взять под контроль те сферы, которые раньше курировало прежнее руководство СЭБ, утверждает источник в ФСБ. Наконец, по его словам, сотрудники ФСБ должны показать всем «правила игры», которые будут действовать как минимум до президентских выборов.
В целом из слов собеседников РБК, близких к Кремлю и руководству ФСБ, следует, что в случае последних громких дел инициатива снизу удачно совпала с актуальным политическим курсом: амбиции команды Королева подкреплены желанием руководства страны активизировать к парламентским и президентским выборам борьбу с коррупцией и избавиться от политических тяжеловесов начала нулевых.
Пробуждение силы: кто стоит за громкими спецоперациями ФСБ
Последние громкие уголовные дела вела группа генерала ФСБ Сергея Королева, возглавившая по итогам внутренней борьбы в спецслужбе ключевое подразделение контрразведки. Амбиции Королева совпали с актуальным курсом Кремля.