Казалось бы, цель авторов законов благородная – создать благоприятные условия для развития отечественной IT-индустрии. Однако более глубокий взгляд на проблему позволяет предположить, что подлинная цель тех, кто готовил и упорно продвигал в Госдуме данные законопроекты - создать преференции для небольшого круга IT-компаний, допущенных к госзаказам. И что вступившие в действие законы приведут в итоге не столько к взлету высокотехнологичной индустрии, сколько к переделу рынка.
Преференции для избранных
В числе компаний, которые практически полностью соответствуют требованиям нового законодательства и, соответственно, выигрывают от принятия закона о ПО, эксперты называют «Когнитивные технологии» (Cognitive Technologies) (российского разработчика программного обеспечения и технологий в разных областях). Она по новому закону считается истинно российской. Соответственно – ей и открывается прямой путь к крупным государственным заказам.
Не так давно генеральным директором «Когнитивных технологий» назначен Андрей Черногоров. В СМИ он позиционируется как едва ли не как один из крупнейших специалистов в сфере IT. При этом представляется любопытным, что предыдущая должность Андрея Черногорова называлась «ответственный секретарь комиссии по развитию стратегических информационных систем комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям». Именно он был в числе разработчиков закона об отечественном ПО, продвигал его, лоббировал. В том числе и, как сообщали «Ведомости», совместно с членом той же комиссии и одновременно президентом IT-компании Cognitive Technologies Ольгой Усковой.
Логично предположить, что назначение Андрея Черногорова на высокую должность в «Когнитивных технологиях» могло быть благодарностью за успешно выполненную законотворческую и лоббистскую работу в интересах этой же компании. Однако, если копнуть чуть глубже, то выяснится, что это, скорее всего, не просто благодарность. У Андрея Черногорова могли быть весьма веские основания не за страх, а за совесть отстаивать интересы Cognitive Technologies в Госдуме. Поскольку эти интересы могут быть кровные. Потому что, если верить многочисленной открытой информации, Андрей Черногоров – просто напросто родной сын президента Cognitive Technologies Ольги Усковой.
Кто знает, может быть мама специально и внедрила сына в Госдуму с целью провести выгодный для ее компании закон,а сын выполнил задание, за что и был щедро вознагражден? Между тем еще на стадии разработки и обсуждения этот закон вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию в IT-сообществе. Например, по мнению известного эксперта в сфере высоких технологий, президента и генерального конструктора компании «Роса» Владимира Рубанова, создавать особые преференции для продуктов с открытым кодом и свободной лицензией никакого смысла не имеет.
В свою очередь гендиректор компании «Альт Линукс» (разработчика отечественного дистрибутива ALT Linux) Алексей Смирнов полагает, что законодательная инициатива Андрея Черногорова была просто вредна и может иметь опасные последствия:
«В результате очередного передела от рынка могут быть отодвинуты многие отечественные компании, долгие годы разрабатывающие качественные продукты, а деньги на новую разработку окажутся у закрытых государственных и аффилированных с ними структур».
Разбегайтесь, робот едет
У Cognitive Technologies все очень хорошо с пиаром. Сами Ольга Ускова и Андрей Черногоров – частые гости в телеэфире и в СМИ, считаются большими специалистами в области высоких технологий. Вот одна из пиар-акций «Когнитивных технологий», дающая заодно представление как о качестве ее работы, так и о методах. Не так давно поступила сенсационная информация о разработке беспилотного КАМАЗа, предназначенного для сельхозработ. Как сообщало в числе прочих агентство АТИ-Медиа, над «мозгом» для этих беспилотников работает Cognitive Technologies. Между прочим, стоимость проекта – около 18 миллиардов рублей. Судя по отрывочным презентациям, беспилотный КАМАЗ делает все большие успехи: самостоятельно реагирует на препятствия и способен ехать в колонне, повторяя действия живого водителя. Подумали разработчики и о безопасности народа. Они считают, что «на полях можно ограничить доступ людей во время выезда роботов».
Это происходит на фоне того, что во многих городах мира уже спокойно ездят, к примеру, такси-беспилотники. И никому даже в голову не приходит ограничивать движение при выезде такого беспилотника на дорогу даже не в поле – в городе. Это к вопросу о качестве. Но зато бюджетные миллиарды осваиваются. Секрет успехов компании Cognitive Technologies и ее руководителя Ольги Усковой, по всей видимости, заключается прежде всего в умении найти высоких покровителей. Первым таким можно считать известного ученого, члена-корреспондента РАН Владимира Арлазарова. Он руководил Институтом системного анализа РАН. В этом институте еще с 1960-х годов прошлого столетия разрабатывалось программное обеспечение по распознаванию голоса, рукописного и печатного текста. Для реализации ПО была создана компания Cognitive Technologies, в которой членкор Владимир Арлазаров занял высокооплачиваемый пост генерального директора.
Однако на старых разработках удержаться долго не удалось. Дела компании шли все хуже.
И вдруг – суперконтракты! В их числе – ФЦП «Электронная Россия», «ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие». Видимо, совершенно случайному стечению обстоятельств этот взлет Ольги Усковой, сообщает АПН, совпал с установлением ею тесных контактов с тогдашним министром информационных технологий и связи РФ Леонидом Рейманом. Именно при Леониде Реймане компания г-жи Усковой стала ключевым игроком при реализации многих масштабных государственных IT программ. Что касается качества выполненных работ, то пришедший на смену Леониду Рейману новый министр связи Игорь Щеголев признал, что программа «Электронная Россия» была фактически провалена, программа ГАС «Выборы» неоднократно переделывалась, а по программе ГАС «Правосудие» вообще возбуждались уголовные дела.
Похоже, что после ухода Реймана дела Cognitive Technologies снова покатились по наклонной. Но вот, как видим – снова взлет. Судя по предыдущему графику развития компании, можно предположить, что это значит не прорыв в качестве предлагаемой «Когнитивными технологиями» продукции, а всего лишь новый покровитель. Если это так, то имя его мы вскоре обязательно узнаем.
Программное самообеспечение проходимцев из ‟Когнитивных технологий‟
Вот уже почти год в России действует постановление, который ограничивает государственные закупки иностранного программного обеспечения (ПО). Ранее вступил в действие аналогичный закон, касающийся IT-оборудования. Суть их в том, что зарубежную продукцию такого назначения можно приобретать только в случае, если в России отсутствуют ее аналоги.