Германский концерн Siemens готов поставлять газовые турбины высокой мощности на российские энергетические объекты, несмотря на ужесточение правил своего сотрудничества с Россией после скандала с четырьмя газотурбинные установки. Об этом сообщил в четверг, 9 ноября, заместитель министра энергетики Андрей Черезов. Четыре установки предназначались для проекта в Тамани, но оказались в Крыму.
«Несколько компаний сейчас проводят большие конкурсы с теми же турбинами, Siemens в этих конкурсах участвует», — цитирует его слова агентство ТАСС.
Черезов также отметил, что Siemens заинтересован в участии в конкурсе на поставку турбин на новую ТЭС на Таманском полуострове, о строительстве которой будет объявлено в ближайшее время.
Замминистра энергетики рассказал, что в случае, если Siemens вдруг откажется от работы в России, то его могут заменить не менее пяти компаний, в том числе из США, которые выпускают ту же самую турбину только под другими названиями. «Когда прорабатывался вопрос в ценовом диапазоне, американские турбины производства GE такой же мощности, как у Siemens, могут при определенных договоренностях стоить дешевле. А сервис на турбины GE такой же, как у Siemens», — уточнил Черезов.
Он также сообщил, что сейчас в мире наблюдается спад объема строительства энергообъектов и поэтому прогнозируется сужение рынка для поставок газовых турбин высокой мощности.
Скандал с турбинами
ОАО «Технопромэкспорт» (входит в «Ростех») строит в Крыму, воссоединившемся с Россией в марте 2014 года, две газовые ТЭС мощностью по 470 МВт каждая, в Севастополе и Симферополе. Ввод в эксплуатацию первых блоков ТЭС по 235 МВт запланирован на май 2018 года. На крымские ТЭС планировалось ставить газотурбинные установки, сделанные по технологии Siemens. Их поставки в Крым обсуждали осенью 2014 года ООО «Сименс технологии газовых турбин» и «Технопромэкспорт».
Переговоры о заключении сделки планировалось завершить до 30 ноября 2014 года. Но в конце года вступили в силу санкции Евросоюза, запрещающие поставлять или передавать основное оборудование и технологии на объекты инфраструктуры, относящиеся к отраслям транспорта, телекоммуникаций и энергетики, расположенные на территории Крыма и Севастополя.
Тогда «Технопромэкспорт» и «Сименс технологии газовых турбин» начали подготовку контракта для проекта по строительству подстанций на территории Таманского полуострова в Краснодарском крае. 10 марта 2015 года был подписан контракт на поставку турбин для этого проекта. В контракте на поставку было специально прописано условие, которое предусматривает запрет на использование газотурбинных установок где-либо, кроме территории Краснодарского края, в частности на территории Крыма.
Сумма контракта от 10 марта 2015 года составляла около €213 млн, стоимость одной газотурбинной установки была предусмотрена в размере €28 млн, однако для четырех установок также были заказаны мероприятия по повышению сейсмоустойчивости, а также другие дополнительные услуги и сопутствующее оборудование.
4 июля 2016 года «Технопромэкспорт» подтвердил, что монтировать оборудование будут в Краснодарском крае. 4 августа 2016 года «Технопромэкспорт» и «Сименс технологии газовых турбин» подписали меморандум о взаимопонимании, в котором утверждалось, что турбины ни при каких обстоятельствах не будут установлены в Крыму.
День спустя — 5 августа 2016 года — агентство Reuters сообщило со ссылкой на несколько осведомленных источников, что турбины, вопреки санкциям и экспортным ограничениям, все же установят в Крыму.
Суд и санкции
11 июля 2017 года Арбитражный суд города Москвы зарегистрировал иск Siemens к «Технопромэкспорту» в связи с поставкой турбин в Крым. Ответчиками по делу выступают «Технопромэкспорт» и ООО «Сименс технологии газовых турбин» (совместное предприятие Siemens и «Силовых машин»). Немецкий концерн считает, что «Технопромэкспорт» ввел поставщиков в заблуждение, требует признать сделку о поставке всех четырех газотурбинных установок недействительной и вернуть их.
Согласно материалам дела, с которыми удалось ознакомиться Forbes, истец предполагает, что действия «Технопромэкспорта» изначально были направлены на то, чтобы ввести ООО «Сименс технологии газовых турбин» в заблуждение и под видом использования для строительства электростанции на Таманском полуострове приобрести у него четыре газотурбинных установки для последующего фактического использования при строительстве электростанций в Севастополе и Симферополе.
В конце июля 2017 года управляющий директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс заявил, что если Россия согласится вернуть Siemens поставленные в Крым турбины, то проблема будет «легально решена». Тем не менее Хармс признал, что из-за большого общественного резонанса «определенного негативного эффекта избежать не удастся».
4 августа Евросоюз расширил санкции в отношении России из-за поставки турбин Siemens для ТЭС в Крыму в обход санкций. Под санкции попали замглавы Минэнерго России Андрей Черезов, глава департамента министерства Евгений Грабчак и глава ОАО «Технопромэкспорт» Сергей Топор-Гилка. Ограничения также введены против компаний-партнеров Siemens в России — ОАО «Технопромэкспорт», одноименного ООО «Технопромэкспорт» и ЗАО «Интеравтоматика».
30 октября Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе определение нижестоящей инстанции, которая в деле по иску концерна Siemens к структурам «Ростеха» отказалась наложить арест на турбины в Крыму, а также ввести запрет на их монтаж.
«Оставить определение Арбитражного суда Москвы без изменения, жалобу без удовлетворения», — отмечается в решении суда.
Судья на заседании огласил только резолютивную часть решения. Однако Forbes удалось ознакомиться с возражениями ООО «Технопромэкспорт» (ТПЭ) на апелляцию, поданную Siemens. Некоторые претензии к апелляционной жалобе могли быть приняты судом во внимание.
В ООО «ТПЭ» полагают, что публикации в СМИ, на которые ссылается истец, могут служить доказательством того, что газотурбинные установки действительно находятся во владении ООО «ТПЭ», что они переданы этой организации, а также что с турбинами производятся какие-либо действия, в том числе связанные со строительством Симферопольской и Севастопольской ТЭС.
Кроме того, данные о монтаже турбин не подтверждаются информацией о закупках на сайте ООО «ТПЭ» и официальном портале госзакупок. Материалы, на которые ссылается истец, не доказывают факта нахождения турбин на территории Крыма, считает ответчик.
Также не доказаны габариты и сложность монтажа. По мнению ответчика, представитель истца не обладает компетенцией, чтобы оценивать сложность процесса монтажа турбин и размер возможных финансовых затрат.
Не доказаны и негативные последствия установки турбин в Крыму. Истец заявляет, что пусконаладочные работы, а также ввод в эксплуатацию Симферопольской и Севастопольской ТЭС значительно снизят стоимость турбин, если суд в процессе разбирательства признает сделку по их приобретению недействительной и постановит вернуть их Siemens. При этом истцом не представлены в суд даже предварительные расчеты стоимости демонтажа, снижения стоимости оборудования после эксплуатации, возможных повреждений и стоимости ремонта турбин и их деталей, отмечает ответчик.
Просто бизнес: Siemens готов работать с Россией после скандала с «крымскими турбинами»
Немецкий концерн участвует в ряде конкурсов на поставки газотурбинных установок в России, несмотря на судебный процесс по «крымскими турбинами».