Сотрудников Московского метрополитена увольняют за регистрацию на сайте в поддержку Навального. По крайней мере именно в этом видят причину сами экс-работники подземки.
«Собеседник» пообщался с несколькими уволенными.
«За 8 лет работы мне дали пинка под зад»
Уже 8 лет Виталий Барков считает 15 мая своим личным праздником. Это день рождения Московского метрополитена. Но в этом году он стал для него черным днем.
– Раньше 15 мая у нас проходили праздники профессионального мастерства. Я любил в них участвовать, чаще всего занимал призовые места. Меня повысили до машиниста-наставника, старшего машиниста, у меня «зеленый талон» – это наивысшая оценка. Да и вообще, в машинисты метро я попал, можно сказать, по мечте. Я спортсмен, занимался футболом. С детства ездил на «Динамо» и почему-то на машинистов всегда смотрел с особым интересом. А когда с футболом не сложилось, сразу понял, куда я хочу – водить поезда метро. И всегда гордился своей работой, – рассказал «Собеседнику» машинист электродепо «Планерная» Виталий Барков. Это интересно
В его планах было работать под землей еще долго.
– Я был в отпуске, когда стали поступать тревожные сообщения. Просили связаться с руководством. Когда я наконец добрался до интернета, мне задали странные вопросы: не провозил ли я оружие, не участвовал ли в драках. Ничего такого, конечно, не было. Я почти успокоился, так как подумал, что просто перестраховываются, так как в свой отпуск я отправился в турне по Северному Кавказу, – продолжил Виталий.
– Вышел на работу, прошел предрейсовый медосмотр. Но вдруг мне сказали явиться к начальнику, который объявил: все плохо, пришло распоряжение тебя уволить, есть два варианта: один (хороший) – уволиться по соглашению сторон, второй – по статье за прогул.
Уже потом Виталий услышал аналогичные истории – избавляются от всех, кто зарегистрировался на сайте за свободу Навальному.
– Я на этом сайте регистрировался, но на митинг даже не собирался идти. Просто хотел, чтобы к человеку допустили врачей. И за это мне после 8 лет работы дали пинка под зад. Конечно, буду пытаться восстановиться на работе через суд. Для меня она слишком много значит. И дело даже не в зарплате 115 тысяч рублей. Уволенным по статье, как в моем случае, первый месяц биржа вообще ничего не оплачивает, а дальше – 1200 рублей в месяц. Естественно, в государственных структурах мне уже работу не найти, если я себя не оправдаю в суде. Только так я могу вернуть свою работу. И жизнь, – объясняет машинист.
– Многие меня поддерживают. Но многие и молчат – всем страшно, потому что понимают, что это может коснуться любого.
Всего, по оценкам Виталия, на метрополитене под угрозой увольнения оказались около 200 человек.
«Надо было не выпендриваться» Машинист метро Николай Бритвин также стал «прогульщиком» не по своей воле.
– Я работал в ночную смену. К концу рабочей ночи получил распоряжение об изменении смены. Сдал маршрутный лист, уточнил, что смену изменили, и со спокойной душой поехал домой. А утром мне сказали явиться к начальнику депо на собеседование, – поделился с «Собеседником» Николай.
«Собеседование» прошло по той же самой схеме – уволиться добровольно либо по статье за прогул.
– Я никогда не участвовал ни в каких митингах: я отец-одиночка, не могу себе позволить быть задержанным, иначе ребенок останется дома один, так рисковать я не могу. На сайте за Навального я зарегистрировался, но не думал, что могут быть такие последствия. Дальше будут увольнять за регистрацию на сайте кинотеатра? – недоумевает Николай.
Воспитание ребенка и выплата кредита – Николай не может себе позволить сидеть без зарплаты.
– Некоторые коллеги прямо говорят: надо было сидеть тихо и не выпендриваться, – признается Бритвин. – Но я зарегистрировался, просто чтобы быть в курсе новостей этого громкого процесса. Не считаю себя убежденным «навальнистом». КПРФ, «Справедливая Россия» – близкие мне идеи есть у разных партий. Я, например, против повышения пенсионного возраста, поднятия ставки НДС, но не думал, что эти взгляды могут мешать работе. В метрополитен я устраивался сознательно. Об этой работе мечтал еще с юности, но устроился уже в достаточно зрелом возрасте, когда обстоятельства позволили.
«Так можно и до суицида довести»
Другой уволенный сотрудник метрополитена, Евгений Кофанов, в отличие от коллег, однажды посетил акцию Навального.
– Ну как участвовал – был возле Манежной площади. Пошел к метро, меня забрали, – поведал он «Собеседнику». – Естественно, написали, что я перекрывал дорогу транспорту, кричал лозунги, хотя ничего такого я, конечно, не делал. Увольняли меня так же, как и всех остальных. Уже пошли слухи, что увольняют за регистрацию на сайте FreeNavalny.
Конечно, потеря работы критична, особенно когда ты зарабатывал 120 тысяч, продвигался по карьере. Никто же меня не предупреждал, что где-то нельзя регистрироваться или что лучше отписаться от Навального, просто взяли одним днем и уволили. Я-то еще молодой – 28 лет, а вот что делать семейным, да еще с кредитами – так же можно человека и до суицида довести.
Большинство все-таки согласились уволиться по собственному желанию. Нас – тех, кто не согласился – человек 40. Говорят, все связано с тем, что ФБК (Фонд борьбы с коррупцией уже внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов. – Прим. Sobesednik.ru) хотят признать экстремистами. Метро – стратегический объект. Но при чем здесь подписка на сайт? Я же не состоял в фонде, я им не помогал. Это просто мое мнение – как оно влияет на безопасность метро?
«Хотели по-тихому, но ума не хватило»
– Недели за полторы до увольнения меня вызывал начальник депо и спрашивал, почему на меня пришел запрос из правоохранительных органов, – вспомнил в разговоре с «Собеседником» машинист 1-го класса на Калининской линии Владимир Шляпкин. – Потом вызвали в депо для беседы. Я прибыл, как было оговорено, стал ждать, но никто не приходил. Приближалось время заступать на смену, а никто так и не появился, я стал волноваться, звонить коллегам. Наконец пришел руководитель и объявил мне, что я буду в любом случае уволен за 1 день. Я говорю: «Вы меня подводите под увольнение?», мне ответили: «Ты сам себя подвел под увольнение». Мне стало плохо, и я ушел с работы, взял больничный, хотя никогда стараюсь их не брать и выходить на работу в любом случае.
По работе у Шляпкина, как и у других его коллег по несчастью, нареканий не было: аварийные тренировочные занятия, работа на линии – все проходило, как положено.
– Но, видимо, это все неважно, если ты оказался не тех политических взглядов, – считает Владимир. – А на тот сайт я зашел скорее из любопытства. Был интерес приблизить ту точку, к которой они стремились, посмотреть, много ли людей подпишется.
– Я, конечно, многим недоволен – и тем, что власть не сменяется, и тем, что по телевизору у нас то Украина во всем виновата, то Америка. Но выходить на уличные акции я все равно не собирался – мне банально далеко добираться до Москвы.
В моем депо люди разделились. Кто-то говорит, что мы получили по заслугам, кто-то называет это все беспределом. Людей просто подвели под увольнение таким топорным способом.
– Через соцсети к нам уже обратились 64 уволенных, а приехали лично и написали заявления 39 человек, – прокомментировал «Собеседнику» председатель независимого профсоюза Московского метрополитена Николай Гостев. – Увольнение из-за политических взглядов – это дискриминация. Как выразился один человек: «Хотели сделать по-тихому, но ума не хватило».
Кстати
Серия подобных кадровых зачисток прошла и на государственном ВГТРК, где были уволены сотрудники целого ряда телеканалов.
Работать в метро скоро разрешат только членам ЕР
Уволенные сотрудники метро рассказали о беспределе в подземке.