Санкт-Петербург погряз в ядерных скандалах. Общественность возмущена тем, что в плавучую атомную станцию «Академик Ломоносов», которая дважды горела за последнее время, вот-вот загрузят ядерное топливо с оружейным ураном-235. Однако эту скандальную новость затмила другая, ещё более фантастическая: похоже, что Радиевый институт имени В.Г. Хлопина свыше пяти лет скрывал радиоактивные утечки. Рядышком с институтом находятся две школы, шесть детских садов и жилые дома. По-видимому, есть наконец ответ на вопрос: почему в Санкт-Петербурге так много онкологических больных?
Эта почти детективная история начала разворачиваться после того, как Радиевый институт разместил на сайте госзакупок заказ на «Выполнение работ по демонтажу части системы сбора жидких радиоактивных отходов». Заказ оценили в 48 млн рублей. Случилось это 7 июля. В документации на сайте отмечается: по информации 2013 года, радиационная обстановка на территории площадки Радиевого института имени В.Г. Хлопина рядом с колодцем с ёмкостью для хранения жидких радиоактивных отходов неудовлетворительна. Называется и причина: радиоактивное загрязнение почвы.
– Отношение чиновников к вопросам радиационной безопасности не перестаёт удивлять, – возмущается депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга. – Мало того что, несмотря на протесты, власти не собираются отказываться от запуска ядерных реакторов плавучей АЭС «Академик Ломоносов» на Балтийском заводе. Теперь ещё выяснилось, что законсервированный резервуар с радиоактивными отходами спецканализации Радиевого института дал течь? Я уже отправил обращение в Ростехнадзор.
Сопредседатель экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк тоже не может скрыть своего возмущения:
– Радиоактивная утечка в Радиевом институте может представлять большую опасность. И если радиоактивные отходы проникли в грунтовые воды, они, естественно, загрязнены. Надо смотреть, не выносило ли эти отходы в сторону водозабора.
Депутат Надежда Тихонова, председатель профильной комиссии Законодательного собрания по экологической защите населения, уже обратилась в прокуратуру Санкт-Петербурга с требованием проверить информацию об утечке в Радиевом институте. – Ситуация возмутительная и вызывает очень много вопросов, – говорит Тихонова. – Как можно было допустить, что пять лет подряд подземный могильник радиоактивных отходов в черте города не был ликвидирован и до сих пор продолжает отравлять грунт и, возможно, воду в Санкт-Петербурге?
В Смольном всё спокойно
Однако заместитель главы комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга Иван Серебрицкий заявил: радиационные показатели на территории Радиевого института находятся в пределах нормы.
– Городские власти провели замеры радиации в окрестностях Радиевого института, которые показали отсутствие утечки. Пробы брали как из почвы, так и из воды, – заверил журналистов Иван Серебрицкий.
То есть всё хорошо, беспокоиться не о чем? Придётся возразить господину Серебрицкому.
Утечка радиоактивных отходов уже произошла. И, по всей видимости, продолжает происходить. О чём есть свидетельства нескольких экспертов. А вот под землю со счётчиками Гейгера пока никто не спускался. Да и зачем вдруг понадобилось демонтировать сеть подземных трубопроводов для химикатов из лабораторий? В документации, подготовленной акционерным обществом «РАОПРОЕКТ», кроется вся ранее засекреченная информация: в системе произошла утечка. То есть грунт заражён. И теперь непонятно, где именно вся эта зараза оседает. Так что для того, чтобы установить истинные масштабы ЧП, нужно разобрать все до одного строения на проблемной территории института.
Радиевый институт имени Хлопина в Петербурге размещён на четырёх площадках. На трёх из них ведутся работы с опасными радиоактивными материалами. Проблемная площадка № 1 расположена по адресу: 2-й Муринский проспект, дом 28. На территории стоят несколько корпусов и находятся трубопроводы спецканализации, по которой сливались радиоактивные вещества из лабораторий. Глубина залегания трубопроводов – 1,5 метра. Вся эта система действовала с 1966 по 2006 год. В 2006 году в первом корпусе прекратили работы с радиоактивными материалами и остановили эксплуатацию трубы. Но очищать её от радиоактивного содержимого, судя по всему, не стали.
Цезий-137, торий-228
Идём дальше. Ещё в 2012 году было выявлено, что в районе размещения ёмкости имеются радиоактивные загрязнения грунта в радиусе 2–3 метров. А в самой ёмкости, которую после вывода из эксплуатации никто не чистил, образовалась некая желеобразная субстанция. В ходе наблюдений выяснилось, что уровень этой субстанции в разные времена года меняется, что может говорить об одном – целостность стенок нарушена. В 2013 году было проведено серьёзное комплексное инженерное обследование. Это обследование подтвердило: радиационная обстановка на территории с ёмкостью для жидких отходов весьма тревожная. Спектрометрический анализ определил, что радиоактивную обстановку создают торий-228, кобальт-60, цезий-137 и цезий-134, европий-154, барий-133, амерций-241.
Руководитель антиядерного проекта «Гринпис России» Рашид Алимов уже заявил, что Радиевому институту, в котором произошла утечка радиоактивных отходов, не место в городской черте.
– За безответственность атомщиков питерцы уже расплачиваются своим здоровьем, – говорит он. – Именно поэтому мы выступаем и против запуска ядерных реакторов плавучей АЭС «Академик Ломоносов» в центре Санкт-Петербурга. Мы потребовали от прокуратуры Петербурга предоставить информацию о том, какую опасность эта утечка несёт для жителей города. И ещё мы требуем наказать виновных.
Но почему в Радиевом институте спохватились только через пять лет после того, как начались эти серьёзные радиоактивные протечки? Что стало причиной? Может быть, скрывать ЧП дальше стало невозможно? Заметим, что в особой группе риска сегодня находятся дети, особенно дети до 5 лет, у которых ещё не сформировалась иммунная система. Вблизи проблемной площадки, напоминаем, находятся две школы, шесть детских садов и большой жилой микрорайон.
СПРАВКА
С 1922 года Радиевый институт им. В.Г. Хлопина ведёт исследования ядерно-физического,радио-химического и экологического профилей, связанные с проблемами ядерной энергетики. Главное здание института расположено на 2-м Муринском проспекте. Первое, историческое, здание, в котором находятся Мемориальный музей института, первый в Европе циклотрон и часть исследовательских лабораторий, размещается на улице Рентгена.
Радиевый институт в Санкт-Петербурге ‟протекает‟
Пять лет питерские ядерщики скрывали радиоактивные утечки.