«Новая газета» продолжает изучать эффективность инвестиционных проектов в Республике Татарстан, софинансируемых федеральным бюджетом. В № 114 от 10 октября 2014 года мы рассказали о нюансах инвестиционного проекта «Строительство производственного комплекса по глубокой переработке маслосемян рапса», реализованного группой компаний «НЭФИС» за счет кредитных средств Сбербанка, обязательства перед которым помогали погашать федеральный и региональный бюджеты. Тогда, напомню, мы поставили вопрос о необходимости субсидирования в 2012 году строительства завода по фасовке кетчупа, майонеза и соусов в ПЭТ-тару ОАО «Нэфис-Биопродукт» — поскольку обнаружили этот объект практически построенным еще в конце 2011-го. На этот раз обратим внимание еще на один объект, включенный в указанный инвестиционный проект, — маслоэкстракционный завод по переработке маслосемян рапса в сырое растительное масло и шрот.
«Мы долго думали, делали различные компановки… И в 2008 году обратились в республиканский Минсельхоз с предложением выращивать рапс в больших объемах! Это перспективное направление: в отличие от подсолнечника, семена рапса у нас культивировались еще при (бывшем президенте Республики Татарстан Минтимере) Шаймиеве» — так представитель группы компаний «НЭФИС» объяснял мотивы строительства холдингом комплекса по глубокой переработке рапса, которое было начато в 2012 году.
Интерес государства к такой сельскохозяйственной культуре, как рапс, возник давно: чиновники федерального Минсельхоза постоянно информировали правительство об успехах ряда западных стран. «Франция, Германия, Канада — все они занимались рапсосеянием и переработкой маслосемян рапса. Его [рапса] конкурентное преимущество — низкая стоимость и адаптация к широкому диапазону почвенно-климатических условий, что применительно к российским условиям означает: во всех земледельческих регионах страны, чего нельзя сказать о подсолнечнике и сое», — рассказывает один из чиновников, участвовавший в подготовке целевой программы.
Рапсовое масло — продукт, широко используемый в натуральном виде как аналог оливкового масла. Кроме того, это источник возобновляемого сырья для химической промышленности и энергетики.
В середине нулевых чиновники подсчитали, что на долю рапса приходится около 12% общей площади посевов маслиничных культур, а общий объем производства рапсового масла занимает около 15% в совокупном мировом производстве растительных масел.
Но в России рапс продолжал оставаться нетрадиционной и малозначимой масличной культурой: в структуре посевных площадей под масличными культурами и в валовом производстве масличного сырья на долю рапса приходилось не более 3—4% (около 260 тыс. га).
«Западноевропейские инвесторы были заинтересованы в создании в России сырьевой базы, необходимой для удовлетворения потребностей своих рынков», — говорит бывший чиновник Минсельхоза, отмечая, что «тогда возникла необходимость перейти из состояния сырьевого придатка Европы в самостоятельного игрока». Для этого, конечно, требовался интерес российских инвесторов, которые, в свою очередь, просили государство о поддержке — для создания необходимой инфраструктуры.
В 2005 году в рамках национального проекта по развитию животноводства правительство начало активную поддержку отечественных аграрных товаропроизводителей, готовых сделать производство и переработку рапса своим приоритетом — чтобы в конечном счете производить доступную для граждан масложировую продукцию.
В числе новых игроков на рынке рапса оказалась группа компаний «НЭФИС», созданная нынешним депутатом Госдумы Иреком Богуславским и его партнером Дмитрием Самаренкиным: к тому моменту коммерсанты уже выкупили комбинат химической промышленности имени М. Вахитова (ОАО «Нэфис-Косметикс»), а также Казанский жировой комбинат (ОАО «Казанский жировой комбинат»). Планировалось производить растительное масло, майонез и кетчуп на основе маслосемян рапса…
В начале 2005 года группа совместно с инвестиционно-венчурным фондом Республики Татарстан учредила ОАО «Казанский МЭЗ», которое и должно было построить современный маслоэкстракционный завод мощностью 300 тысяч тонн. Несмотря на то что проект был унифицирован — предполагалось перерабатывать маслосемяна как рапса, так и подсолнечника, — основной упор «НЭФИС» должен был сделать именно на рапс. Утвержденное 05.07.05 г. премьер-министром Татарстана Миннихановым постановление кабинета министров Республики фактически сделало новый проект одним из приоритетных в регионе и гарантировало государственную поддержку (из документов проекта): «В качестве основного сырья для Маслоэкстракционного завода рассматриваются маслосемена рапса, который, немногим уступая подсолнечнику по масленичности, способен ежегодно давать стабильные и высокие урожаи в климатических условиях Республики Татарстан и на территории Российской Федерации».
При сметной стоимости строительства завода в размере 3,7 млрд рублей предусматривалось возмещение из федерального бюджета, а также из бюджета субъекта части затрат группы на выплачиваемые проценты по коммерческим кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования, всего сумма поддержки составляла 787 млн рублей (всего на компенсацию процентов по кредитам государство выделило компаниям 825 млн рублей). Отметим, что аналогичный проект в Ленинградской области стоил втрое дешевле.
Кредитные средства «Казанскому МЭЗ» в сумме 3 млрд рублей выдали государственный Сбербанк и АКБ «АК БАРС». Часть этих денег была освоена головным предприятием группы («Нэфис-Косметикс» выступил в качестве генподрядчика).
В октябре 2007 года завод был введен в эксплуатацию, по итогам того года группа сообщила, что доля «Казанского МЭЗ» на рынке рапсового масла составила 8%. Поначалу рапс действительно оставался приоритетным направлением группы: по итогам 2008 года доля рапсового масла в общем объеме реализации готовой продукции составила 17%, на первых порах логично уступив подсолнечному маслу (69%).
Но затем, вместо ожидаемого увеличения объемов переработки рапса, происходило их перманентное снижение: в 2008-м — 8%, в 2009-м — 7%, в 2010-м — 6,2%, в 2011-м — 6%.
При этом основными потребителями продукции ОАО «Казанский МЭЗ» оставались предприятия группы ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский жировой комбинат».
Но в соответствии с документами, регламентирующими предоставление субсидий, вид деятельности, подлежащий субсидированию, должен был составлять не менее 70%. Таким образом, можно предположить, что государственные средства, направленные на погашение коммерческого кредита, позволили предприятию развивать собственный масложировой бизнес — по производству кетчупа и майонеза.
Помимо этого в целях развития рапсового производства группа получила льготы в части налога на имущество, а также поддержку при создании собственного транспортного цеха — для перевозки маслосемян рапса, а также рапсового шрота.
Однако вместо активизации производства продуктов рапса группа — на базе вновь созданного ОАО «Нэфис-Биопродукт» — в 2011 году презентовала новый проект: производственный комплекс по глубокой переработке маслосемян рапса стоимостью 16 млрд рублей, 12,8 млрд рублей из которых выразил готовность предоставить Сбербанк. 2/3 процентной ставки и на этот раз обязалось компенсировать государство…
В 2012 году на строительство одной из очередей объекта — маслоэкстракционного завода — ОАО «Нэфис-Биопродукт» получило от Сбербанка 5,1 млрд рублей. По своему целевому назначению этот завод, введенный в эксплуатацию в ноябре текущего года, фактически дублирует построенный в 2007 году.
В этой связи хотелось бы узнать — зачем был построен этот завод, если загруженность первого маслосеменами рапса на превышает и десятой доли от общего объема? И главное — действительно ли в Республике Татарстан местный бизнес наряду с политическим руководством намерен развивать производство рапса или эта «нетрадиционная культура» превратилась в традиционный инструмент получения дешевых кредитов и бюджетных средств на уплату процентов по ним?
Рапс — и готово!
Видимость инвестиций в производство «нетрадиционной культуры» помогает бизнесменам из Татарстана экономить на кредитах за счет бюджета.