Управляющая компания Виктора Вексельберга (№ 4 в списке Forbes, $14,2 млрд) и его партнеров Евгения Ольховика и Владимира Кремера – ГК «Ренова» проводит масштабную реструктуризацию и возвращает часть активов в российскую юрисдикцию, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Представитель Вексельберга от комментариев отказался.
Компания «ООО «Ренова» на 90% принадлежит лично Вексельбергу (еще по 5% принадлежит Ольховику и Кремеру) и теперь контролирует по 100% в ООО «Ренова актив» и ООО «Ренова-холдинг рус». Первое владеет «Байкал холдингом» (производитель питьевой воды), «Минералами Камчатки» (золотодобывающая «Золото Камчатки»), «Акадо холдингом» (интернет-провайдер «Акадо»), а также «Группа оргсинтез холдингом» (химический производитель «Оргсинтез»). Второй компании принадлежат ООО «Аэропорт-холдинг» (ростовский аэропорт), ООО «Стентекс» (биотехнологическая компания «Биостэн») и девелоперская «Кортрос холдинг».
«Ренова» переводит активы в Россию в рамках деофшоризации, рассказывает знакомый Вексельберга. «Акционерные изменения коснулись лишь тех активов, в которых компания мажоритарный акционер и которыми управляет. А те предприятия, где «Ренова» миноритарный партнер (например, Sual Partners, владеет 15,8% UC Rusal), изменения, скорее всего, не затронут», – говорит он. Все находящиеся в России активы будут сосредоточены на двух подконтрольных партнерам структурах, добавляет собеседник «Ведомостей». Остальные активы – Уральский турбинный завод, Меткомбанк, «Ротек» и др. – будут переведены в российскую юрисдикцию позже, рассказывает источник. Сложность связана с комплексной структурой владения активами.
Энергетическая «Т плюс» не числится под контролем ни «Ренова актив» ни «Ренова-холдинг рус». По данным на III квартал 2015 г., компания на 30,72% принадлежала ЗАО «КЭС холдинг» и на 7,15% «Т плюс инвест», а остальные акции принадлежали кипрским компаниям. Представитель «Т плюс» лишь сказал, что «вопросы управления «Т плюс» как активом – в компетенции акционеров».
Структура владения зарубежными активами – машиностроительными Oerlikon, Sulzer и металлургической Schmolz + Bickenbach, телематической компанией Octo Telematics, инвестфондами Columbus Nova и New Europe Real Estate – останется без изменений, говорит источник, близкий к «Ренове».
Владеть предприятиями через офшоры больше не выгодно, объясняет партнер департамента налогового и юридического консультирования KPMG Анна Воронкова. Ранее, когда российская компания платила кипрской дивиденды, последняя должна была выплачивать налог 5%, далее эти деньги могли уходить обратно в Россию без налогов (по закону о двойном налогообложении). Но с января 2015 г. условия изменились, ставка выросла до 15%, а налоговые органы могут ретроспективно взыскивать недоимки, если будет доказано, что от налогов таким образом уходили, комментирует Воронкова.
Вексельберг не первый, кто возвращает в российскую юрисдикцию активы. В 2013 г. начал перевод активов Михаил Прохоров (№ 10, $9,9 млрд), а в конце 2014 г. изменил структуру владения активами Алишер Усманов (№ 3, $14,4 млрд). Прохоров начал консолидацию на ООО «Группа «Онэксим», а Усманов реструктурировал USM Holdings, в результате чего контрольные пакеты акций двух компаний – «Мегафона» и «Металлоинвеста» – переведены на российские «ООО «АФ телеком холдинг» и «ООО «Юэсэм металлоинвест» соответственно.
«Ренова» переводит активы в Россию
Все российские предприятия группы будут сосредоточены в двух ООО – «Ренова актив» и «Ренова – холдинг рус».