В истории противостояния уренгойского предпринимателя Олега Ситникова с прокурором ЯНАО Александром Герасименко, о котором неоднократно рассказывала «Новая газета», стали происходить события не просто удивительные, а даже мистические, с булгаковским оттенком. По дороге из городского суда в окружной, где в апелляционной инстанции предстояло разбирательство по делу, ранее проигранному Ситникову Герасименко, с оспариваемого решения пропала подпись судьи.
Напомним, что глава корпорации «Роснефтегаз» Олег Ситников выжил после покушения и 18 ножевых ранений. Расследование этого дела откровенно волокитилось. Зато правоохранители, и в особенности прокурорские работники, не жалели ни времени, ни сил на постоянные проверки предприятий корпорации «Роснефтегаз». Откровенную предвзятость действий прокурора ЯНАО отметили даже Генеральный прокурор России и Салехардский городской суд.
Как уже рассказывала «Новая газета», Юрий Чайка направил в округ проверку, по итогам которой объявил прокурору ЯНАО строгий выговор «за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в создании дополнительного административного давления на предпринимателей». В приказе генпрокурора отмечено, что «прокурором ЯНАО Герасименко А.В. на протяжении нескольких лет инициировались проверки группы компаний Ситникова при отсутствии законных оснований», проводились обыски, изъятия, в том числе и сервера, до сих пор не все вернули. По результатам этих незаконных проверок «возбуждено более пятидесяти дел об административных правонарушениях» по вопросам, находящимся за пределами полномочий прокурора округа. Ситников подал заявление о преступлении на прокурора ЯНАО по статьям 169 (воспрепятствование занятием законной предпринимательской деятельностью), 285 (злоупотребление правом), 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ.
Не забыл Юрий Чайка и о покушении на Ситникова, подчеркнув: «Органом следствия не обеспечена полнота расследования, допущены нарушения уголовно-процессуального законодательства» (подробности — в «Новой газете», № 132 от 30 ноября 2015 г.).
Салехардский городской суд подтвердил выводы Юрия Чайки и вынес решение: прокурор округа вышел за рамки своих должностных полномочий, и его действия в отношении Ситникова признаны «не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы…».
Криминальное чудо
Ситников обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий прокурора Герасименко, разославшего прокурорам районов циркуляр с требованием организовать проверки «с привлечением уполномоченных государственных органов» предприятий, входящих в корпорацию «Роснефтегаз». В поручении невооруженным глазом читалось, что Герасименко интересует лично Ситников.
Учитывая, что ответчиком по делу фигурировал прокурор округа, дело рассмотрел председатель Салехардского городского суда Константин Лисиенков. И зафиксировал в резолютивной части решения, что «у прокуратуры отсутствуют полномочия по проведению проверочных мероприятий в отношении физического лица, равно как и принятию мер прокурорского реагирования» (подробности — в № 31 «Новой газеты» от 25 марта 2016 г.).
Прокуратур ЯНАО судебное решение обжаловал. Апелляционный суд продолжался почти три часа. В итоге 5 мая решение суда первой инстанции окружной суд отменил. Но — по формальному основанию. Оказалось, что решение Салехардского суда не подписано судьей, его вынесшим.
При этом на всех заверенных копиях решений подпись председателя горсуда есть. Более того, когда представители Ситникова знакомились с материалами дела, подпись судьи на оригинале решения была. А за день до рассмотрения дела с материалами знакомился представитель прокуратуры…
Ситников обратился в Следственный комитет России с заявлением о подлоге документов.
Отметим, что это был не первый суд Ситникова о признании действий прокуратуры незаконными. Например, в 2011 году были вынесены взыскания, в 2013 году сотрудница прокуратуры Мосиявич-Пекарь была уволена после отказа суда в удовлетворении иска о закрытии базы организации Ситникова.
Наезд под диктофон
Между тем правоохранители и не думают снижать интенсивность работы с неудобным предпринимателем. Они уже даже не скрывают, что намерены отправить Ситникова в тюремную камеру. Оперативник УВД Пуровского района Андрей Андриянов так и заявил сотруднику корпорации «Роснефтегаз» Елене Олченовой:
— Ситникову не мешало бы отсидеть, набраться авторитета. Выйдет, будет уважаемым человеком, изберется депутатом…
Оперативник признался, что его направили в командировку на поиск криминала в корпорации «Роснефтегаз», что руководство заинтересовано в «интересных историях» Олега Ситникова.
Оперативник не учел, что весь его разговор записывает камера видеонаблюдения, а Елена Олченова, отправившись на встречу с настырным офицером полиции, включила диктофон…
Аудио- и видеозаписи есть в распоряжении «Новой газеты». На них оперативник УВД Пуровского района ЯНАО говорит, что одного из менеджеров корпорации — Галину Савельеву ждет «жесткий разговор»:
— Уйдет на пенсию прямо в тюремную камеру. У черты она стоит. Приоритеты меняются, о себе надо думать…
«Дело Савельевой», как это ни странно, связано с событиями в Донбассе. Летом 2014 года мэрия Нового Уренгоя разослала по предприятиям письма, мол, кто чем может помочь беженцам…
В августе в Новый Уренгой приехали пять десятков украинцев. Всех заселили в гостиницу корпорации «Роснефтегаз». А осенью, с первыми холодами, когда начались дожди, нагрянули приставы и выселили беженцев. Дело в том, что по документам гостиница не была введена в эксплуатацию как гостиница. Были замечания надзорных органов, которые к тому времени уже устранили, но документы еще не были подписаны. В отношении Галины Савельевой, в чьем ведении находилось здание, возбудили уголовное дело за превышение должностных полномочий.
Кто кого поймал
Неожиданной оказалась реакция на интервью «Новой газете» бывшего помощника прокурора ямальского города Надым Антона Синицына, рассказавшего о технологиях работы прокуратуры ЯНАО, при помощи которых перед окружным прокурором вытягиваются по струнке и полиция, и налоговая, и даже федеральные органы власти. Кроме разве что судебной... (Подробности — в «Новой газете», № 141 от 21 декабря 2015 г.)
В этой же публикации я рассказал и о загадочном визите в соседний Красноярский край, в заповедник «Таймырский». На сайте «Новой газеты» мы тогда обнародовали видеозаписи, на которых пассажир, внешне похожий на Александра Герасименко, летает на вертолете над заповедником на высоте метров 50–100, распугивая животных. При этом заповедник «Таймырский» — особо охраняемая территория, где самолетам и вертолетам запрещено пролетать на высоте ниже двух тысяч метров. Публикацию в «Новой газете» мы проиллюстрировали фотографией пассажира, уже сошедшего с вертолета, приземлившегося на берегу заповедной реки. В руках человека, похожего на Александра Герасименко, — арктический голец, включенный в Красную книгу.
Мы рассчитывали, что в Генеральной прокуратуре разберутся в ситуации. Оказалось, что рассчитывал на это и Антон Синицын, который обратился в правоохранительные органы с официальным заявлением. Мол, прочитал в «Новой газете», прошу разобраться…
Но разбираться начали с самим Синицыным. В отделение СКР по городу Надым поступило заявление прокурора ЯНАО с требованием привлечь Синицына к уголовной ответственности. Но если возбуждать уголовное дело по клевете о «прокурорской рыбалке», придется проводить экспертизу подлинности видео- и фотосъемок. В итоге надымское отделение СКР приняло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Антона Синицына.
* * *
«Новая» продолжает отслеживать противостояние новоуренгойского предпринимателя Олега Ситникова и прокурора ЯНАО Александра Герасименко. Ведь Ситников отстаивает право на жизнь, так как покушение на него не расследуется.
Решения не горят, но подписи — исчезают
Предприниматель, победивший в суде окружного прокурора, подал в Следственный комитет заявление о подлоге документов.