В последние годы не редкими стали случаи, когда предприниматели, открыв кредитную линию в Сбербанке, лишаются не только своего бизнеса, но и оказываются за решеткой. А крупнейший коммерческий банк страны с государственным контрольным пакетом все чаще выступает в роли обычного рейдера, а иногда и просто вымогателя. Работой с проблемными кредиторами в Сбербанке занимается профильный департамент, который курируется зампредом банка Светланой Сагайдак.
Вокруг заместителя Германа Грефа и её окружения постоянно всплывает противоречивая информация. То, подчиненные Сагайдак попадутся на вымогательстве у клиентов Сбербанка, то самих клиентов арестовывают прямо в офисах этого кредитного учреждения, куда последние приходят в надежде реструктуризировать свои долги. Впрочем, для начала дадим слово самой госпоже Сагайдак и немного процитируем её одно из немногочисленных интервью, данное правительственному печатному органу - «Российской газете»:
Как превратить проблемный актив в хороший? Со всеми ли кредиторами у вас получается договориться?
Светлана Сагайдак: Как правило, мы идем на диалог с нашим клиентом, пытаемся выяснить причины возникновения той ситуации, в которой он оказался, и совместно выработать пути выхода из нее. В случае если финансовые трудности вызваны ухудшением рыночной конъюнктуры, то целесообразно поддержать заемщика и гармонизировать текущую финансовую модель и денежные потоки с графиком платежей.
Зачастую таких мер бывает недостаточно и необходимо реализовывать дополнительные меры: продать часть непрофильных активов, осуществить сделки leas-back, принять меры к реорганизации бизнеса и т.д. В ряде случаев банк может предоставить свою помощь в организации процессов, переговорить с другими кредиторами и оказать помощь в реструктуризации всей задолженности должника…
О том, как на самом деле работает Сбербанк со своими клиентами мог бы в красках рассказать бывший владелец группы компаний «МАИР» Виктор Макушкин, который в начале 2008 года взял кредит в Сбербанке на сумму около 2 миллиардов рублей на развитие своего многолетнего и успешного бизнеса. Однако, начавшиеся через некоторое время проблемы в дочерних компаниях «МАИРа», появившиеся не без участия банкиров (возбуждение уголовных дел, аресты счетов), создали серьезные проблемы с обслуживанием долга перед банком. А 10 августа 2009 года дело возбуждают уже в отношении самого Макушкина по статье «Мошенничество». В правоохранительные органы поступило заявление из Банка, что предприниматель взял кредит, изначально не собираясь его возвращать. Виктор Макушкин, не дожидаясь ареста, уезжает из страны на Кипр, власти которого согласились с его доводами о неправомерном преследовании и отказались экстрадировать бизнесмена на Родину.
Продолжим дальше изучать интервью Светланы Сагайдак «Российской газете»:
Бывают случаи, когда Сбербанк не идет на реструктуризацию задолженности?
Светлана Сагайдак: Реструктуризация возможна только при добросовестном поведении должника, его лояльности к банку, добровольном раскрытии им информации о своих активах. Второй аспект - реалистичность предлагаемого урегулирования. При этом соответствующими службами банка оцениваются все риски, и после этого коллегиальным органом принимается решение о реструктуризации…
А вот факты. 2012 год. Пресненский районный суд приговорил владельца холдинга «Энергомаш» Александра Степанова к четырем годам лишения свободы за мошенничество с кредитом Сбербанка на 12 миллиардов рублей. Предпринимателя арестовали прямо в здании Сбербанка годом ранее, куда он приехал договариваться именно о реструктуризации долга.
Из интервью Светланы Сагайдак «Российской газете»:
Что вы делаете с залогами?
Светлана Сагайдак: Для нас залог является одним из мотиваторов должника вернуть вовремя кредит. В связи с чем в банке выстроена стройная система работы с залогами, начиная с момента рассмотрения кредитной заявки до момента реализации залога или погашения кредита. Система работы с залогами предусматривает строгий периодический мониторинг залога и подразумевает подключение всех служб банка для обеспечения сохранности залога (его стоимости) еще на стадии возникновения потенциальных проблем у заемщика. Если должник нарушает принятые на себя обязательства, то залог зачастую становится основным, если не единственным, источником погашения задолженности. В этом случае нашей целью является минимизация потерь и проведение максимально открытых и прозрачных процедур реализации…
В 2014 году суд Нижнего Новгорода приговорил главу холдинга «Алтэкс» Андрея Городнова к шести годам лишения свободы. Профессор Высшей школы экономики Городнов был виновен только в том, что не смог справится с последствиями кризиса 2008 года и его компании, обанкротившись, не смогли вернуть Сбербанку 500 миллионов рублей кредитов. Вскоре после приговора суда все активы отошли в пользу Сбербанка и распроданы по заниженным ценам.
Сюда же можно отнести и «Амурский кабельный завод» Константина Вачевских. В 2007 году «Амуркабель» открывает в Сбербанке кредитную линию в валюте на закупку импортного оборудования. Сумма займа более 700 миллионов рублей. Все кредиты были обеспечены залогами, как самого оборудования, так и продукции завода по цене ниже рыночной, но полностью покрывающей взятые суммы. Но кризис 2008 года ложится тяжелым бременем на всех производителей, использующие импортные комплектующие или взявшие кредиты в валюте. «Амуркабель» не стал исключением. В результате обесценивания рубля в два раза сумма кредитов, естественно, увеличилась в два раза. А стоимость продукции упала в два раза в результате снижения спроса на продукцию.
В 2010 году завод просит Сбербанк о реструктуризации кредита и предлагает погасить 250 миллионов рублей долга вперед, а на оставшуюся задолженность дать рассрочку на 7 лет.
Здесь следует не надолго вернуться к интервью заместителя Германа Грефа Сагайдак:
Что самое сложное в вашей работе?
Светлана Сагайдак: Сложностью с приоритетом номер 1 является построение эффективной профессиональной команды. Основная проблема - отсутствие на рынке подготовленных специалистов. Нашей задачей является развитие личностных и профессиональных качеств сотрудников. Разработаны и реализуются индивидуальные планы развития членов команды. Мы стремимся создать высокоэффективную команду профессионалов, способную решать самые сложные задачи с высокой скоростью.
Так вот, после обращения Вачевских с просьбой о реструктуризации кредита на бизнесмена вышли представители эффективной и профессиональной команды Светланы Сагайдак с предложением заплатить 100 миллионов рублей «отката» на счет оффшорной компании, а взамен получить 50-ти % скидку и получения обратного оперативного контроля за своими же предприятиями.
Вачевских сдает горе вымогателей. Взятые с поличным оперативниками ФСБ топ-менеджеры Сбербанка и посредник получают реальные сроки. Первый заместитель Сагайдак Вячеслав Похлебин - 3,6 лет лишения свободы. Директор дочернего Среднерусского банка Павел Коник - 3,6 лет лишения свободы. Посредник Денис Васеха - 2,5 года лишения свободы. Похлебина позже освободят по УДО - одно из условий условно досрочного освобождения - полное признание вины. Сейчас, кстати, на свободе и все остальные участники вымогательства.
Герман Греф и его заместитель Сагайдак, по словам очевидцев, находились в ярости. Президент Сбербанка лично подписывает письмо на имя министра МВД Владимира Колокольцева с просьбой разобраться с Вачевских. В 2014-м году против предпринимателя возбуждают 159 статью УК РФ и помещают за решетку. А Сбербанк начинает блокировать работу «Амуркабеля» и, арестовав через суд недвижимость предприятия, распродавать его активы. После ареста Константина Вачевских доступное Сбербанку России имущество было выставлено на торги — распродано новейшее импортное оборудование, товарное обеспечение залогов. Внесено около 80 миллионов рублей поручителями этого злосчастного кредита. Таким образом, нанесенный ущерб банку погашен. Однако завод, по прежнему, заморожен, все имущество арестовано, а его бывший владелец продолжает находится в тюрьме.
Сын генерала МВД в деле Сбербанка
В распоряжении нашей редакции оказался протокол допроса Дмитрия Тесиса, учредителя некоего ЗАО «Сотби» и сына генерала МВД в отставке Савелия Тесиса. В 1999 году Тесис-старший возглавлял главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, а после отставки ушел работать в бизнес-структуры. Сбербанк сделал «Сотби» промежуточным звеном между должником Вачаевских и фирмой Дениса Васехи в вопросе взыскания долгов.
Из показаний Дмитрия Тесиса:
Вопрос следователя: Объясните почему Вы в соответствии с агентским договором не осуществляли постоянный контроль и координацию действий Васехи по урегулированию им проблемной задолженности ООО «Группа компаний Металлоинвест-Маркет» перед Среднерусским Банком Сбербанка?
Дмитрий Тесис: Де-факто именно представитель Сбербанка России порекомендовал заключить агентский договор с компанией, которую представлял Васеха. Мне лично было понятно, что они находились в прямом контакте и все оперативные вопросы решали без «Сотби».
Вопрос следователя: Какую сумму должно было получить ЗАО «Сотби» и Денис Васеха по договору в случае урегулирования вопроса задолженности?
Дмитрий Тесис: По договору ЗАО «Сотби» получило бы 2% от суммы превышающей 180 миллионов рублей, а 18% от суммы превышающей 180 миллионов рублей ЗАО «Сотби» должно было перечислить ООО «Управляющая компания» Васехи.
Тесная связь банкиров топ-уровня, силовиков, судей и решал разных мастей может говорить только об одном – дело по отъему чужого бизнеса в Сбербанке поставлен на широкую ногу, и Светлана Сагайдак прикрываясь умными словами о реструктуризации, таксичности долгов и сделками leas-back, по сути занимается наполнением «пенсионного фонда» для себя, своего начальника Германа Грефа, и ряда высокопоставленных лиц.
Рейд в кредит от Светланы Сагайдак
Схемы по отъему активов Сбербанком во главе с Германом Грефом и его заместителем Светланой Сагайдак находятся под прикрытием силовиков и судей.