И это притом что брендинг – одна из основ алкогольных проектов. Кроме того, у завода группы в Мытищах «Родник и К» уже два месяца как истекла лицензия Росалкоголя на выпуск водки. Вскоре российские активы украинской водочной компании с годовой выручкой 60 млрд рублей могут перейти под контроль не связанных с Украиной бизнесменов.
Как обнулили «Хорту» и могут отменить «Хортицу»
Как следует из базы Роспатента, ведомство отказалось давать юридическую защиту торговой марке «Хорта». В прошлом году её производство начали компании «Родник и К» из подмосковных Мытищ и вологодский «Русский Север» взамен «Хортицы» украинского водочного бизнесмена Евгения Черняка* (внесён Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов) , который ранее отозвал бренд из РФ.
В июле 2023 года Следственный комитет РФ объявил его в розыск за перевод для ВСУ 500 млн рублей. В 2022 году Черняк* передал два российских завода группы и три торговые компании – ООО «Стандарт качества», которая ранее называлась ООО «ТД Мегаполис», ООО «Новый уровень» и ООО «Традиции успеха» (ранее ООО «Дистрибуционная компания “Мсд”») – своему подчинённому Александру Беспалову. Однако участники рынка констатировали, что Беспалов является номинальным владельцем. Месяц назад Беспалова арестовали (формально по делу о посредничестве во взятке для того, чтобы избежать службы в армии).
После отказа в регистрации «Хорты» в Роспатенте эта марка становится фактически бесхозной и неохраняемой. Владелец бренд-агентства Kaufman (специализируется на алкогольном брендинге) Станислав Кауфман отметил, что у холдинга, который теперь принято называть «ГК “Традиции успеха”», большие проблемы.
«В Роспатенте прекрасно понимают, что “Хорта” – это клон, и под различными причинами откажут, невзирая на возможные апелляции, даже если название свободно. Более того, “Хортица” до сих пор зарегистрирована в Роспатенте, и, скорее всего, отказано на основании того, что знак схож до степени смешения с “Хортой”».
– Конечно, предприятие может продолжить выпуск данной марки, не запатентовав её, но тогда появятся клоны, ведь все ликёро-водочные заводы получат возможность её выпускать. И тогда заводы в Мытищах и Вологде не смогут капитализировать бренд и рискуют потерять позицию на рынке, – рассуждает эксперт.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что вряд ли многие заводы официально решатся выпускать «Хорту», а вот нелегальная водка, конечно, будет продаваться под этим брендом. То есть в любом случае бизнес Беспалова-Черняка* пострадает.
Общая выручка компаний описанной группы «Традиции успеха» за 2022 год – порядка 60 млрд рублей. Её предприятия производят ряд брендов алкоголя: водку «Мороша», «Первак», коньяк «Шустов», различные настойки и бальзамы. В апреле 2023 года мытищинский ЛВЗ (ООО «Родник и К») предпринял попытку зарегистрировать в Роспатенте «Хорту абсолютную», но вряд ли это удастся. Отказы Роспатента в последнее время стали поступать и на другие заявки предприятий группы.
Есть нюанс, ныне неприятный для Роспатента: в 2017 году ведомство по заявлению кипрской GSH Trademarks Limited (входит в холдинг Global Spirits Черняка*) признало водочный товарный знак «Хортица» общеизвестным в России, что даёт ТМ «Хортица» защиту и привилегии. Таких в России всего 252. С 2015 по 2021 год среди лицензиатов «Хортицы» был даже Сбербанк.
«Проукраинская» водка в целом была популярна у российских чиновников и силовиков. Например, из Службы внешней разведки алкоголь закупало предприятие «Ясень».
Но общеизвестные товарные знаки, несмотря на заявленную в законе бессрочность защиты, всё же можно аннулировать, поясняет «Октагону» патентный поверенный, руководитель практики регистрации Nevsky IP Law Ольга Мельникова:
– Вряд ли в ближайшее время можно говорить об утрате широкой известности у обозначения «Хортица» (водка в честь острова на Днепре рядом с Запорожьем), но вот аннулировать его можно будет в связи с неиспользованием. Если знак не будет использоваться в течение трёх лет на территории РФ, то он может быть досрочно прекращён. Такие прецеденты нам пока неизвестны, но процедура соответствующая в Гражданском кодексе есть, – сказала Мельникова.
Завод в Мытищах уже без лицензии
Предприятия Беспалова-Черняка* продолжают работать, но их проблемы ширятся. Гендиректору «Родник и К» Андрею Лазутину грозит наказание по упомянутому делу о коррупции (по которому арестован Беспалов), ему избрали меру пресечения в виде запрета определённых действий.
Что ещё важнее: 24 мая 2023 года истекла гослицензия на производство алкоголя у ключевого завода группы компаний – мытищинского «Родник и К», а новая в реестре Росалкогольрегулирования на данный момент не зарегистрирована.
Если окажется, что алкоголь всё же производится, то топ-менеджменту предприятия может грозить наказание за незаконное производство алкогольной продукции.
На предприятии корреспонденту «Октагона» обещали сориентировать по вопросам позже, но впоследствии связаться с компанией не удалось. При этом «Родник и К» в начале июля опубликовал на портале «Работа России» несколько вакансий грузчиков и подсобных рабочих.
Лицензия на производство есть лишь у вологодского «Русского Севера» (до 2026 года), у остальных компаний группы – лишь на хранение и торговлю алкоголем. В Росалкогольрегулировании и администрации Мытищ не ответили на вопросы «Октагона» о текущей ситуации на заводе и вокруг получения им лицензий на розлив спиртных напитков.
Группа компаний Черняка*-Беспалова пытается выглядеть своей в России: недавно подана заявка на водочный бренд «Царский резерв». Однако из-за обвинений Черняка* в финансировании ВСУ высока вероятность того, что Беспалов в той или иной форме по сходной цене передаст активы бизнесменам, не связанным с Украиной, так как в описанном контексте могут возникнуть проблемы с лицензиями и у других предприятий группы.
«Родник и К» не смог клонировать водку «Хортица»
Как выяснил «Октагон», у группы компаний, производящей водку «Хортица», появились проблемы. Роспатент отказывается регистрировать бренды от «проукраинских» водочников, включая «Хорту», которую начали разливать взамен «Хортицы».