Россия и Иордания разошлись в вопросе финансирования строительства новой АЭС в стране – сейчас он остается единственным препятствием к заключению межправительственного контракта стоимостью $10 млрд. Амман заявил, что «Росатом» предложил закрыть свою часть инвестиций за счет банковских кредитов вместо того, чтобы привлечь в проект госкредит. При этом в «Росатоме» утверждают, что речи о выделении бюджетного финансирования изначально не велось, а компания готова участвовать в строительстве АЭС только если Иордания оставит за собой 51% в проекте.
«Росатом» предлагает изменить структуру финансирования строительства новой АЭС в Иордании. В частности, госкорпорация предлагает закрыть свою часть инвестиций за счет банковских кредитов вместо госфинансирования, сообщил представитель комиссии по атомной энергии Иордании Фаез Абу Гаууд в пятницу. Он отметил, что Москва пока не представила окончательного решения и не предложила конкретный банк в качестве возможного источника финансирования.
«Но Иордания, конечно же, предпочитает работать напрямую с российским правительством, без задействования какого-либо банка»,— отметил Абу Гаууд (цитата по РБК). По словам Абу Гаууда, источник финансирования остается единственным препятствием на пути к заключению контракта: технические и технологические условия проекта уже согласованы. Он отметил, что иорданской стороне прежде всего нужно «изучить, что это за банк, размер его капитала, какая у него репутация — от этого многое зависит».
В «Росатоме» “Ъ” сообщили, что сейчас российская сторона ожидает подтверждения пригодности площадки и выполнения обязательств, взятых на себя иорданской стороной. При этом в госкорпорации утверждают, что принятие решения о варианте финансирования проекта находится в зоне ответственности иорданской стороны. В «Росатоме» подчеркнули, что готовы стать соинвестором проекта только при условии мажоритарного участия иорданских партнеров. «Данные договоренности также зафиксированы на уровне межправительственного соглашения, подписанного сторонами в 2015 году. Переговоров на предмет государственного финансирования проекта стороны не проводили»,— сообщили в компании.
Россия выиграла тендер на строительство первой АЭС в Иордании стоимостью $10 млрд (два реактора по 1000 МВт каждый) в конце 2013 года, межправительственное соглашение между странами было подписано в марте 2015 года. Иордания рассчитывает запустить станцию к 2025 году. Предполагается, что 51% в этом проекте получит Иордания, 49% — РФ. «Росатом» с Иорданией должны были обеспечить по 15% инвестиций в строительство АЭС, остальные 70% планировалось закрыть за счет проектного финансирования, привлеченного в банках, у инвесторов и фондов. Свои 15% «Росатом» рассчитывал предоставить за счет госкредита.
У госкорпорации уже возникали проблемы с привлечением средств в иорданский проект. Так, в 2015 году «Росатом» предлагал привлечь к строительству АЭС Китай. Согласно схеме, банки КНР должны были обеспечить около 50% финансирования строительства новой АЭС, за это китайцам предлагалось отдать 30% в проекте и контракты на поставки неядерного оборудования, «Росатому» отводилась роль генподрядчика и поставщика реактора.
«Росатом» ищет кредиты для Иордании
Россия предлагает привлечь в проект банки.