В марте 2017 года сын президента Сбербанка Германа Грефа Олег покинул оценочно-консалтинговую компанию «НЭО-Центр» Артема Аветисяна, где работал восемь лет. Долго без работы он не сидел. Сегодня Олег Греф — управляющий партнер консалтинговой компании Brayne.
Brayne оказывает услуги по управлению активами, сопровождению M&A-сделок и ГЧП-проектов. Отдельное направление бизнеса - управление проектами капитального строительства — развивается под брендом «Грин Девелопмент». Согласно «Контур.Фокус», учредитель «Грин Девелопмент» — Георгий Гусев, бывший гендиректор лизинговой компании «РТК-Лизинг», совладельцем которой был Сбербанк.
В компанию вместе с Олегом Грефом перешли многие топ-менеджеры «НЭО-Центра». Из 12 человек, указанных на сайте Brayne, все работали в «НЭО-Центре» и многие сопровождали проекты, так или иначе связанные со Сбербанком. Среди них строительство индустриального парка в особой экономической зоне «Алабуга» (Сбербанк — кредитор) и завода на Наталкинском месторождении, принадлежащем компании «Полюс Золото» (Сбербанк — кредитор «Полюса»), программа Sukhoi Superjet 100 (самолеты поставляет «Сбербанк Лизинг»), развитие курорта «Красная Поляна» (Сбербанк — совладелец). В «НЭО-Центре» отказались комментировать, сколько человек покинули компанию вместе с Олегом Грефом.
Сбербанк указан в качестве одного из финансовых партнеров Brayne. «Сбербанк в той или ной мере участвует в хозяйственной жизни большей части страны, поэтому непрямое соприкосновение со Сбербанком будет у сына Грефа практически всегда, если речь идет о ведении бизнеса в России, — говорит руководитель Transparency International Russia Илья Шуманов. Он отмечает, что традиционно любое участие родственников топ-менеджмента банков в сделках с банком требует дополнительного согласования и банкиры стараются таких ситуаций избегать, чтобы не попадать в этические скандалы. «Дети высокопоставленных госменеджеров выбирают либо сферу, где нет очевидных пересечений с родителями, либо начинают строить карьеру за пределами родной страны, — объясняет Шуманов. — Россия в этом плане скорее исключение из общего правила».
В «НЭО-Центр» Олег Греф пришел в 2009 году. Стать вице-президентом компании ему предложил основатель «НЭО-Центра» Артем Аветисян. Через два года после прихода Олега Грефа НЭО-Центр заработал 651 млн рублей на оценке и 900 млн на консалтинге и занял 1-е место в рейтинге оценочных компаний «Эксперта РА». Сбербанк был одним из главных клиентов компании. Бывший сотрудник НЭО-Центра рассказал Forbes, что через «НЭО-Центр« проходили большие объемы сделок, например с ипотечными клиентами Сбербанка.
Олег Греф покинул «НЭО-Центр» в марте 2017 года. За несколько месяцев до его ухода компания PPF Management подала в Нью-Йорке иск к Сбербанку. Иск связан с утерей контроля над российским предприятием по добыче щебня «Павловскгранит», которое до 2009 года принадлежало Сергею Пойманову, а затем отошло за долги Сбербанку. PPF Management обвинял Сбербанк (а также «НЭО-Центр», проводивший оценку «Павловскгранита») в рейдерском захвате и требовал возместить $750 млн. Но нью-йоркский суд не увидел в доказательствах PPF Management признаков рейдерства, а Пойманов в июле 2017 года был признан в США банкротом.
Сын Германа Грефа нашел новое место работы
Олег Греф стал управляющим партнером компании Brayne, куда вместе с ним перешли бывшие сотрудники «НЭО-Центра».