После введения санкций в отношении 351 депутата Госдумы власти европейских стран начали закрывать воздушное пространство для самолетов из России. Фактически россиян, владеющих иностранной недвижимостью, отрезали от их собственности. В Госдуме и Совфеде заседают порядка 24 парламентариев, чьим семьям может принадлежать недвижимость за рубежом. Daily Storm связался с некоторыми политиками и узнал, что они думают в связи со сложившейся ситуацией. Спойлер: о своих решениях депутаты не жалеют.
Какая участь постигнет недвижимость российских политиков?
Эксперты считают, что после введения санкций зарубежные активы депутатов будут заморожены. Однако имущество у россиян вряд ли отнимут. Президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко утверждает, что власти европейских государств не смогут лишить иностранцев недвижимости без судебного решения. Поэтому, скорее всего, имущество просто будет опечатано до лучших времен.
«Должна быть веская причина для изъятия. Если просто так лишать людей недвижимости, для многих стран это будет непривлекательно с инвестиционной точки зрения. Почему люди стремятся в Лондон? Там суд работает по справедливости, а не по указанию сверху. Плюс разбирательства проходят долго, они могут длиться и пять, и 10 лет», — объяснила эксперт.
По словам Ивана Тимофеева, члена Российского совета по международным делам (РСМД), после «заморозки» недвижимость будет висеть мертвым грузом. За нее нельзя будет заплатить по счетам, ее невозможно будет продать или сдать кому-либо. Однако эксперт отметил, что эти ограничения могут не коснуться ближайших родственников.
«С точки зрения права Евросоюза санкции на семьи не распространяются. Если формально некая недвижимость принадлежит другому лицу, то есть родственнику, то пока они могут этим пользоваться», — уточнил член РСМД.
Однако эксперт напомнил, что сейчас есть проблема с доступом к этой недвижимости. Европейские страны решают вопрос об аннулировании виз для россиян, при этом уже фактически приостановлены все полеты для российских судов над странами ЕС. По состоянию на 1 марта, в общей сложности воздушное пространство закрыли 37 государств, включая США и Канаду. Что касается недвижимости парламентариев не попавших под санкции, то в данном случае остается ждать снятия ограничений, резюмировал Тимофеев.
Какие страны выбирали политики?
По подсчетам Daily Storm, в своих прошлых декларациях заграничную недвижимость указали порядка 24 парламентариев из Госдумы и Совфеда. В некоторых случаях владельцами выступали жены или мужья политиков. Сенаторы и депутаты отчитывались о недвижимости в различных странах, в том числе и в постсоветских государствах. Однако самыми распространенными направлениями стали Болгария и Испания.
Заграничная недвижимость есть у шести членов Совета Федерации. Согласно декларации за 2020 год, у сенатора Дмитрия Савельева находится в пользовании дом в Великобритании. Политик Андрей Клишас владеет дачей в Швейцарии. Сенатору Сергею Лукину, по состоянию на 2020 год, принадлежала 30-метровая квартира в Черногории. Любовь Глебова делит с супругом земельный участок и дом в Германии, а у сенатора Александра Брыксина, по данным старой думской декларации, есть квартира в Испании. Выделяется из общего списка сенатор Александр Ярошук. В последний раз он отчитался о наличии дома в Белоруссии.
24 февраля в целях безопасности Белоруссия закрыла свое воздушное пространство, однако в приграничную с Россией страну по-прежнему можно добраться наземным транспортом. Остальные государства вводят ограничения на доступ к воздушному пространству для самолетов из России. Такое решение приняла даже Черногория, которая является всего лишь кандидатом на вступление в НАТО, и Швейцария, не входящая в состав альянса.
По подсчетам Daily Storm, в VIII созыве Госдумы как минимум у 18 депутатов (в том числе у их жен и мужей) может быть заграничная недвижимость. Четыре политика задекларировали собственность в Испании. По данным декларации за 2020 год, домом в этой стране владели супруга Николая Валуева и жена Вадима Белоусова. Кроме того, жилплощадь в Испании принадлежала непосредственно депутату Константину Затулину, еще тремя квартирами владел Аркадий Пономарев.
Также четыре парламентария указали в отчетности недвижимость в Болгарии. Бывшему члену Совфеда и действующему депутату Госдумы Виктору Смирнову принадлежат сезонные апартаменты. Еще три парламентария — Сергей Пахомов, Максим Топилин и Михаил Берулава — в 2020 году указали, что недвижимостью в Болгарии владеют их жены. Между прочим, 26 февраля власти Болгарии сообщили, что закроют воздушное пространство для российских судов. Решение было принято в связи с эскалацией конфликта на Украине.
Депутаты отчитывались о недвижимости и в других странах. Например, Андрей Горохов владеет собственностью в Австрии, а Владимир Блоцкий указал в декларации за 2020 год участок с домом в Великобритании.
Жене Валерия Гартунга принадлежит недвижимость в Швейцарии и на Кипре, а мужу Оксаны Дмитриевой — в Греции, следует из отчетности, которую парламентарий подавала в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Олег Савченко, будучи депутатом Волгоградской областной думы, указывал в отчетности жилой дом в Италии. В этой стране также владеет недвижимостью супруга Рифата Шайхутдинова. Самому Шайхутдинову принадлежит хутор в Финляндии.
Депутат от Башкортостана не единственный, кто владеет имуществом в приграничных с Россией странах. Например, у Владислава Третьяка есть две квартиры и участок в Латвии, супруг Светланы Савицкой владеет недвижимостью в дружественной Белоруссии, а крымчанин Леонид Бабашов указал в своей старой отчетности недвижимость на Украине. В частности, он владеет земельными участками в Киевской области. Еще один депутат, Отари Аршба, делит квартиру с супругой в Грузии.
И если с закавказской страной авиасообщение было прервано еще в 2019 году, то в остальных случаях небо начали закрывать в конце февраля — начале марта, после начала военной операции на Украине. Россия ввела ответные меры и закрыла перелеты для самолетов из 36 стран.
Нам Родина дороже!
Владельцы иностранной недвижимости, с которыми удалось поговорить Daily Storm, единогласно заявили, что не жалеют о принятых решениях и в данный момент не беспокоятся о судьбе своей собственности.
Член «Единой России» и комитета по делам СНГ Константин Затулин уже давно находится под санкциями Украины, Азербайджана и Эстонии. Помимо того, что физически добраться до своей недвижимости в Испании депутат не может, в отношении него ввел ограничения Евросоюз. В разговоре с Daily Storm депутат заявил, что последний раз приезжал в Испанию в январе 2022 года, до этого он не был там больше двух лет.
«Я спокойно это переживаю. Что касается моей квартиры — эта квартира не является для меня условием моей позиции, которую я занимаю в том или ином вопросе», — прокомментировал Затулин.
Супруга депутата от КПРФ Михаила Берулавы владеет двумя квартирами в Болгарии по 50 квадратных метров. По признанию депутата, до звонка корреспондента Daily Storm он и не вспоминал о них. Его сейчас волнуют совершенно другие вопросы.
«Главное, чтобы люди не гибли. Наш президент все правильно сделал. Надо, чтобы мир был, чтобы Россия чувствовала себя спокойно и процветала. А об этом всем потом, ничего страшного. Санкции меня не волнуют даже», — поделился мыслями Берулава, который также попал под санкции ЕС.
Супруга Сергея Пахомова, председателя комитета ГД по строительству и ЖКХ, владеет квартирой в Болгарии совместно со своими родителями. Пахомов не уверен, что за последние несколько лет его жена вообще там была. По заверению депутата, сам он посещал заграничную квартиру всего один раз в жизни. Поэтому в его семье не беспокоятся по поводу ограничений.
«Даже если ее придется отдать — пусть заберут, никаких проблем в этом нет. Нам Родина дороже. Пусть подавятся, мы даже пальцем не пошевелим. Раньше было понятно, что и так и так эти санкции введут», — заверил Пахомов.
Депутат и владелец компании «Молвест» Аркадий Пономарев тоже находится под санкциями. Напомним, что ему принадлежат три квартиры в Испании. Однако депутат заявил Daily Storm, что даже не знает, в каком состоянии они находятся. Он заверил, что не был в этой стране больше двух лет, и потому разлука со своим иностранным имуществом его не беспокоит. Даже в том случае, если оно будет экспроприировано испанским правительством.
«Любая аналогичная квартира в Москве или Сочи стоит намного дороже. И даже если предположить, что у меня будет эта потеря, я все равно проголосую так, как проголосовал. Это не жизненно важный для меня вопрос. Это примерно так же, как если у меня что-то сломается или попадет машина в аварию — ну жалко, ну и что?» — подытожил Пономарев.
Российские госдепы не дорожат своей заграничной недвижимостью
Российские парламентарии не боятся попрощаться со своим зарубежным имуществом из-за санкций. Им владеют семьи 18 депутатов Госдумы и шести членов Совета Федерации.