Срыв гособоронзаказа привел к конфликту структуры ГК «Ростех» с Минобороны РФ. Военные выставили многомиллионный счет «Курганмашзаводу» за просрочу поставки двигателей и других запчастей для БМП-2 и машин на их базе. На текущий момент курганскому предприятию удалось уйти от выплат – в суде оно сослалось на нереально сжатые сроки исполнения контракта. Впрочем, Минобороны уже подало жалобу на это решение. Так или иначе, эксперты подчеркивают, что «Курганмашзавод» является монополистом в этой сфере и должен обладать достаточной базой запчастей. В сложившейся же ситуации из-за затяжного кризиса на заводе боевые машины пехоты более полугода простаивали на ремонтных базах. Пострадали и соисполнители госзаказов КМЗ. Завод Минобороны, ремонтировавший на своих площадях прицелы и стабилизаторы вооружения для бронетехники, уже несколько лет не может добиться от предприятий выплат. Сейчас «Ростех» заявляет о готовности вложения в курганский завод миллиардов рублей, а кредиторы, в том числе и иностранные компании, продолжают массово обращаться в суды, угрожая банкротством оборонному предприятию.
Министерство обороны РФ в апелляционном суде добивается выплаты «Курганмашзаводом» (находится в управлении ГК «Ростех») неустойки за сорванный гособоронзаказ. Речь идет о контракте на поставку двигателей и других запасных частей для БМП-2 и машин на их базе. Комплектующие на 52 млн рублей должны были отгрузить за 4 месяца – до 25 ноября 2016 года, вместо этого запчасти поступили в войска лишь в конце марта 2017 года. За просрочку военное ведомство пытается получить более 18 млн рублей.
Первая инстанция, впрочем, встала на сторону промышленников, которые заявили, что производственный цикл всех запрошенных запчастей составляет 7,5 месяца, а срок действия контракта был меньше – КМЗ физически не успевал произвести нужный объем комплектующих.
«Даже изначально понимая, что не успеют сделать нужные двигатели, отказаться от этого контракта курганцы не имели права, так как являются монополистами в вопросе выпуска БМП и комплектующих. В 2016 году ФАС признала их единственным возможным поставщиком», – отметил собеседник издания в сфере ОПК.
В то же время эксперт подчеркнул, что предприятие, поставляя технику пехотинцам, должно иметь необходимые запчасти для поддержания машин в боеспособном состоянии. «В сложившейся ситуации получается, что машины полгода стояли на ремонтных базах без нужных запчастей, потому что альтернативного поставщика у военных просто нет. Такая ситуация недопустима, но работать впрок «Курганмашзавод» пока тоже не может из-за финансовых трудностей», – отметил аналитик.
Добавим, ранее стало известно, что руководство «Курганмашзавода» пыталось подкупить военных, ответственных за приемку ГОЗа 2016 года. Бывший исполнительный директор Александр Клюжев и его заместитель Игорь Пермяков получили по 5,5 года условно за дачу взятки высокопоставленным офицерам Минобороны. В 2016 году они передали деньги за подписанный отчет о приемке БМП-3 в войска. При этом по факту машины сошли с конвейера лишь спустя 2 месяца. Фиктивный отчет приемки был нужен для ухода от штрафных санкций.
В настоящее время в судебной плоскости находится и еще один спор из-за поставок военной техники. Иск более чем на 5 миллиардов рублей к «Курганмашзаводу» подал «Рособоронэкспорт». Подробности дела не раскрывают, в том числе и потому, что с 5 июня разбирательство проходит в закрытом режиме по требованию госструктуры.
Представители «Ростеха» в сложившейся ситуации заявляли федеральным СМИ, что находящийся под их управлением актив пребывает в тяжелом финансовом состоянии из-за колоссальной долговой нагрузки, а спорные вопросы с партнерами сейчас решают в судебной плоскости.
Отметим, что компания ежемесячно получает иски от контрагентов, которые поставляли комплектующие для исполнения гособоронзаказа. К примеру, в первой инстанции были признаны требования АО «103 Арсенал» (входит в АО «Ремвооружение» Минобороны РФ), которое было соисполнителем по ремонтному ГОЗу 2016-2017 годов.
Компания на собственных производственных мощностях производила ремонт отдельных частей боевых машин пехоты. Источник «Правды УрФО», знакомый с перечнем заказов «Курганмашзавода», уточнил, что речь шла о ремонте стабилизаторов вооружения БМП, а также прицелов системы управления огнем боевых машин. Долг и неустойка, отмечают собеседники издания, перед контрагентом копятся по настоящее время.
Правда, в случае с КМЗ, даже при наличии вступивших в законную силу решений суда о выплате долгов заявители не могут получить свои деньги. Так произошло с задолженностью перед «Сбербанк-Лизингом». «Курганмашзавод» выступал поручителем перед лизингодателем в рамках договоров с ЗАО «Промтрактор-Вагон» (структура концерна «Тракторные заводы», в который ранее входило курганское предприятие). Структура Сбербанка в судах трех инстанций доказала, что по трем контрактам вышеупомянутые активы задолжали около 250 млн рублей. Решения судов вступили в силу в 2017 году, но деньги на счета лизинговой компании так и не поступили. Сейчас «Сбербанк-Лизинг» выиграл уже новый суд, в рамках которого требовал взыскания с КМЗ 15 млн рублей за пользование чужими денежными средствами на протяжении всего 2018 года.
Эксперты в сфере машиностроения предполагают, что проблемы с погашением долга могут быть и в рамках международного конфликта в сфере ОПК. Буквально неделю назад «Курганмашзавод» подписал мировое соглашение с ОАО «Минский механический завод имени С.И. Вавилова – Управляющая компания холдинга «Беломо» (Белоруссия). Ранее эта структура требовала признать КМЗ банкротом. Стороны договорились, что до 22 июня подконтрольный «Ростеху» завод из Кургана заплатит белорусскому предприятию долг в 216 млн рублей.
«Игнорировать мировое соглашение не в интересах «Курганмашзавода». Белорусы уже показали, что готовы пойти на банкротство единственного в России производителя БМП. С другой стороны, у них по сей день есть проблемы с деньгами, хотя по итогам прошлого года они и показали прибыль», – считает собеседник «Правды УрФО».
Добавим, в настоящее время госкорпорация «Ростех», вероятно, готовится влить в уставный капитал КМЗ 9 млрд рублей в виде допэмиссии акций. Однако окончательное решение о размещении акций будет принято в июле текущего года.
«Ростех» оставил Сергея Шойгу без бронетехники
Госактивы и финансовые организации атакуют «Курганмашзавод» в арбитражах