Сегодня в Мюнхене начался суд над гражданином России Ильнуром Нагаевым, которого обвиняют в сотрудничестве с российской разведкой. По данным немецкой прокуратуры, его куратором был офицер Службы внешней разведки Леонид С., который работал под дипломатическим прикрытием в российском генконсульстве. Господину Нагаеву теперь грозит до пяти лет лишения свободы, но сам он утверждает, что «не знал, во что ввязывается», когда вступил в светскую беседу с незнакомым русским банкиром в Альпах.
Обычно такие дела стороны стараются урегулировать по закрытым каналам, но этот шпионский скандал уже привел к высылке одного российского дипломата из Германии. В ходе сегодняшнего судебного заседания его имя было названо впервые.
По версии немецкой прокуратуры, Леонид С. завербовал Ильнура Нагаева осенью 2019 года и за деньги неоднократно получал от него разведданные на бумажных и электронных носителях. В январе текущего года он был объявлен персоной нон грата и был вынужден вернуться в Россию, оставив свой пост в генеральном консульстве РФ в Мюнхене.
В соответствии с немецким законодательством прокуратура не обнародовала фамилии фигурантов дела, однако ранее «Ъ» удалось узнать имя обвиняемого. До 18 июня 2021 года он числился научным сотрудником кафедры инженерной механики факультета математики, естественных наук и материаловедения Университета города Аугсбург.
В тот день господин Нагаев был арестован в McDonald’s возле центральной площади Кёнигсплац в Аугсбурге. Незадолго до этого ресторан быстрого питания покинул Леонид С., которому удалось избежать уголовного преследования благодаря дипломатическому иммунитету. После этого с сайта вуза оперативно удалили информацию о Нагаеве, однако она осталась в кэше.
Как утверждает следствие, в период с 27 ноября 2019 года по 18 июня 2021 года куратор и его агент не менее 12 раз встречались в различных кафе и пабах в центре Аугсбурга.
Предполагается, что материалы, полученные «сотрудником российской спецслужбы», содержали информацию о разработке европейской ракеты-носителя Ariane 6.
Сумма, полученная господином Нагаевым за это время, оценивается в €2,5 тыс.
После задержания Ильнур Нагаев провел восемь месяцев под стражей. В зале суда он сказал, что это время для него было «чистым ужасом», потому что он никогда не думал, что ему придется сидеть в тюрьме. Говорил он только на русском и, как показалось немецким журналистам, сильно заикался. По всей видимости, молодому человеку пришлось встретить свой 30-й день рождения в заключении, потому что на момент задержания ему было еще 29 лет.
«Я не являюсь агентом какой-либо секретной службы. И я никогда им не буду»,— заявил Ильнур Нагаев. Обвиняемый решительно отрицает факт сознательного сотрудничества с российской спецслужбой. В суде он рассказал, что скучает по семье, очень давно не видел свою девушку, которая живет в России и раньше регулярно навещала его в Аугсбурге. Молодой человек планировал построить карьеру ученого в Германии, но, по его словам, после ареста все его жизненные планы были разрушены.
Репортер немецкой газеты Augsburger Allgemeine сообщает, что в ходе судебного заседания российский ученый рассказал, как именно его завербовали. По словам обвиняемого, осенью 2019 года он с друзьями отдыхал в Альпах, где и познакомился с Леонидом С. Мужчина первым заговорил с ним на рыбном рынке и оставил свой номер телефона, сославшись на то, что «время от времени бывает в Аугсбурге по делам»
Леонид С. представился банковским служащим, работающим преимущественно с инвесторами в области космических исследований, и, узнав о научной деятельности Ильнура Нагаева, предложил ему немного подзаработать. Леонид С. не показался молодому человеку подозрительным, так что он даже «не пытался скрывать» факт их знакомства от друзей и родственников.
Однако отец, которому Нагаев рассказал о новом источнике заработка, посоветовал поскорее «бросить эту ерунду», и обвиняемый якобы собирался последовать его совету в ближайшее время. Более того, он утверждает, что информация, переданная Леониду С., «не имела никакого отношения к Аугсбургскому университету» и могла быть найдена в открытых источниках.
На этом же настаивает его берлинский адвокат Йенс Палупски. «Обвиняемый добывал исключительно информацию, находящуюся в свободном доступе, а также частично переводил и обрабатывал ее»,— сказал он и добавил, что эту информацию мог получить любой человек, имеющий выход в интернет.
Защите предстоит доказать, что Ильнур Нагаев не знал, что работает на российскую разведку — этот факт является одним из ключевых в судебном разбирательстве. В случае если вина Ильнура Нагаева будет доказана, ему грозит до пяти лишения свободы с последующей депортацией из Германии.
Русский банкир в Альпах работал под прикрытием
В Германии начался суд над россиянином, обвиняемым в шпионаже.