PASMI обнаружило в Геленджике дачи сыновей главы Совбеза России Николая Патрушева, а рядом с ними — дом девятилетней дочери главы ВФСО «Динамо» Владимира Стржалковского. Также выяснилось, что у чиновника с богатой должностями и скандалами карьерой есть в этом городе и бизнес-интересы: приближенные к семье бывшего офицера КГБ планируют заняться строительством яхт-клуба и уже открывают сеть пивных пабов. Эти интересы можно легко объяснить: в ближайшие несколько лет в Геленджик планируют вложить десятки миллиардов рублей, а инвесторами выступают семьи Чемезова и Мантурова, а также Мордашов, Пумпянский и Тимченко.
Приморские вложения
После крымских событий 2014 года российская элита все крепче врастает в землю, причем в материковую часть страны. Одни чиновники попали под санкции после присоединения полуострова к России a priori, другие же этих санкций опасаются. Так или иначе отдых в Куршавеле становится все более рискованным и непатриотичным способом распорядиться своими временем и деньгами. Вместе с тем, инвестировать в Крым российские чиновники не торопятся. Тихой гаванью для российской элиты стал Геленджик.
Глава Департамента инвестиций и предпринимательства Краснодарского края Юрий Волков в конце 2018 года назвал Геленджик одной из самых привлекательных для инвесторов территорий. За последнее десятилетие в город-курорт действительно вкладывают средства богатейшие бизнесмены России. Началось все с реконструкции аэропорта структурами «Базового элемента» Олега Дерипаски в начале 2000-х.
Затем в Геленджик пришел клан Чемезовых-Мантуровых: родственники руководителей «Ростеха» и Минпромторга занялись возведением четырехзвездочного отеля «Приморье» на месте санатория для глухонемых, в будущем они планируют построить еще один гостиничный комплекс и стоянку для яхт общей стоимостью в 12 млрд рублей.
Кроме того, местные власти согласовали строительство гольф-клуба за 2 млрд рублей: им займется ООО «Геленджик Гольф Резорт», в уставной капитал которого через крупные холдинги — такие как «Северсталь» и «Еврохим» — вложились лидеры рейтинга Forbes. Это Дмитрий Пумпянский, Алексей Мордашов и близкие к Роману Абрамовичу бизнесмены.
В проекте также участвуют близкий к семье вице-премьера Татьяны Голиковой Олег Кустиков и, как следует из базы данных «СПАРК-Интерфакс», один из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений ГК «Акрон» Вячеслава Акрона. «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко с подачи правительства будет развивать береговую и морскую инфраструктуру порта.
Красивая недвижимость
Неподалеку от отеля «Приморье» участок в 1,7 гектара на первой береговой линии, где с советских времен располагалась часть санатория имени М.В. Ломоносова, прошлой осенью «под личные нужды» отошел Инге Каримовой — дочери главы «Роснефти» Игоря Сечина. История получила огласку в СМИ, после чего участок стоимостью в 251 миллион рублей оказался переписан на москвича Андрея Дубровкина, замешанного в махинациях с банковскими картами.
Штаб Навального в Краснодаре в расследовании о бывшем мэре Геленджика Викторе Хрестине отмечал, что в городе есть и «аналог московской Рублевки». Все на той же первой береговой линии, вблизи от «бывшего» участка Каримовой, по улице с говорящим названием Красивая домами и участками обзавелись родственники Хрестина, а также дочь депутата Госдумы Владимира Синяговского и депутат-единоросс Павел Завальный.
PASMI, изучив выписки из Росреестра, обнаружило, что рядом с ними обосновались дети бывшего гендиректора «Норникеля», а ныне — главы ВФСО «Динамо» Владимира Стржалковского и главы Совбеза РФ Николая Патрушева.
У топ-менеджера «Газпром нефти» Андрея Патрушева и его брата — министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева на первой береговой линии есть два земельных участка общей площадью 1600 квадратных метров и кадастровой стоимостью 12 млн рублей. На карте Google видны стоящие на них коттеджи, однако в Росреестре они пока не зарегистрированы.
Понять, какова их приблизительная стоимость, можно опираясь на объявление с сайта ЦИАН. К моменту выхода публикации там было размещено одно объявление — о продаже двухэтажного коттеджа площадью 308 кв. м с «премиальной мебелью из массива дерева производства США и Италии» прямо напротив владений Патрушевых. Продавец надеется заработать на сделке 110 млн рублей.
Соседкой Патрушевых и владелицей трехэтажного коттеджа площадью в 449 кв. м с кадастровой ценой более чем в 20 млн рублей стала девятилетняя ученица Павловской гимназии Ванда Владимировна Стржалковская.
КГБ, Динамо и яхты
Владимир Стржалковский — личность одиозная. Родом он из Ленинграда, служил в КГБ, в 90-х годах занимался туристическим бизнесом. В 1999 году попал в правительство РФ, и с тех пор работал там на разных должностях. В 2004-м стал руководителем Федерального агентства по туризму, потом перешел на позицию гендиректора «Норильского никеля», был представителем интересов россиян в Bank of Cyprus. Последним прибежищем Стржалковского стал ВФСО «Динамо». Его фамилия не раз фигурировала в контексте скандальных историй.
Одну из них рассказала «Фонтанка.ру»: она касалась рейдерского захвата семьей Стржалковского земли под яхт-клубом «Крестовский» в Петербурге и более 40 понтонных причалов. Суть сводилась к тому, что генеральный директор фирмы, которая арендовала землю, заняла деньги у офшорной компании с Британских Виргинских островов, после чего права требования по долгу перешли к другому офшору. Обе компании были связаны с «Норникелем», когда его возглавлял Стржалковский. Корпоративный спор длится до сих пор: Наталья Стржалковская, которую называют супругой Стржалковского, судится со своими партнерами по бизнесу, обвинившими семью в рейдерстве.
Интерес к яхтингу у Стржалковских есть не только в Петербурге, но и Геленджике. Как выяснило PASMI, связанные с семьей экс-чиновника структуры осваивают там земли для строительства яхт клуба. Также аффилированные с экс-главой Ростуризма компании развивают туристическую отрасль, открывая в Краснодарском крае (и не только) рестораны и пабы.
Через пабы и офшоры
Яхт-клуб в Геленджике планируется построить возле отеля «Кемпински» и квартала «Черноморский-2», который застраивает семья экс-мэра Геленджика и депутата Госдумы Сергея Озерова.
Земля под эти цели отдана двум фирмам — «Талискер» и ООО «Царская охота», следует из данных Росреестра. «Талискер», по данным СПАРК-Интерфакс, принадлежит бывшим краснодарским чиновникам — Араму Ованесову из управления соцзащиты в Лазаревском районе Сочи и Льву Халатову из мэрии Геленджика.
У «Талискера» в собственниках числились офшоры Regaliter Services Inc. и Soryam Finance Corp., фигурировавшие в истории с рейдерским захватом яхт-клуба в Петербурге. Сейчас бенефициаром компании выступает кипрская Nomvia Holdings Limited, а непосредственно руководит Александр Богданов. Он в конце 2018 года был назначен главой АНО «Динамо-Центр» — структуры ВФСО «Динамо», которую, напомним, возглавляет Стржалковский.
У кипрской Nomvia Holdings Limited, бенефициара «Талискера», руководителем указан Роджер Фрик. Он же возглавляет Grand Venue Investments Ltd., зарегистрированную на Кипре. В Геленджике у этого офшора есть «дочка» — ООО «Парк». Во главе компании находится Алий Гамобрамов. Кстати, еще в 2002-м ООО «Парк» разрешили арендовать участки лесного фонда стоимостью в 3 млрд рублей для создания парка аттракционов, но масштабный проект до сих пор не реализован.
До работы в «Парке» Гамобрамов руководил ООО «Джи-Парк», владельцем которого был Юрий Сухина. У бизнесмена есть еще несколько зарегистрированных в Краснодарском крае компаний: «Ирландский Паб О Хара», «Кафе Маяк» и «Шотландский паб Маклауд».
Партнером Сухины по бизнесу выступает Игорь Демидов, которого многое связывает с семьей Стржалковских. С сыном главы «Динамо» Евгением он учредил межрегиональную общественную организацию «Доблесть Веков», а с их родственницей Ириной Стржалковской у них есть сеть пабов в Москве, Петербурге и Сочи.
Их названия точь-в-точь повторяют названия краснодарских компаний. К примеру, Демидов со Стржалковской держат «Ирландский Паб О Хара» в Москве неподалеку от метро Бауманская. Еще у них был зарегистрирован патент на товарный знак английского паба «Скотланд Ярд». Паб располагался на Петровке, 34, однако с 19 января 2019 года закрыт. Общая выручка двух компаний Ирины Стржалковской и Демидова в 2017 году, как подсчитало PASMI, опираясь на данные «СПАРК-Интерфакс», превышала 122 млн рублей.
Чей Кепмински?
Любопытная деталь: землю под отелем «Кемпински», по данным Росреестра, арендует ООО «Инвестгрупп-Отель». Организация входит в ЗАО «Инвестгрупп», убытки которого исчисляются миллионами рублей. 50% акций общества принадлежат номиналу уроженцу Коми Леониду Рочеву, который, как говорят источники PASMI, был судим за уклонение от уплаты налогов. Сейчас «Инвестгрупп-Отель» банкротит дочерняя структура ЗАО «Инвестгрупп».
Руководителем «Инвестгрупп-отель» с 2010 по 2012 годы был Ага-Керим Алиев — бизнес-партнер Владимира Канторовича, соучредителя «Динамо — прямые инвестиции» — управляющей компании «Динамо», возглавляемой Стржалковским. Канторович, кстати, был гендиректором ООО «Парк», планировавшего построить аттракционы на землях лесного фонда.
Семьи Сергея Чемезова и Дениса Мантурова делают из Геленджика гнездышко для олигархов
Черноморский город стал местом концентрации целого ряда олигархов и чиновников.