Главу ФНПР Михаила Шмакова заподозрили в том, что он за копейки распродает профсоюзное имущество своим людям. В результате одной хитроумной сделки жена и брат Шмакова стали владельцами подсобного хозяйства в Калужской области, которое еще недавно принадлежало Федерации профсоюзов. В переплетениях семейных и общественных интересов Михаила Шмакова попытались разобраться журналисты.
Федерация независимых профсоюзов России является крупнейшей профсоюзной организацией в стране с многомиллиардными активами. Однако практическая деятельность ФНПР по защите интересов трудящихся незначительна, профсоюзные юристы почти не участвуют в судебных трудовых спорах, а руководство организации не проводит акций против нарушения трудовых прав. Как выяснил «Собеседник«, низкая активность ФНПР объясняется тем, что профсоюзные боссы больше заняты личным обогащением, чем выполнением общественных функций.
Поместье «Шмаковка»
О том, что активы ФНПР уже давно и незаметно распределяются между нужными людьми, приближенными к руководству, говорят представители других профсоюзных организаций, менее тесно связанных с властью. Так, по словам главного инспектора труда Союза профсоюзов России Сергея Храмова, он лично пытался ранее препятствовать распродаже профсоюзного имущества, но не сумел противостоять руководству ФНПР, у которого есть свои депутаты в Госдуме.
«Куча недвижимости и гигантские бизнес-проекты ФНПР делают Шмакова одним из крупнейших олигархов страны. Сейчас многие активы по скромной цене уже ушли нужным людям. И вряд ли просто за спасибо. Тем более что Шмаков – не госслужащий и декларировать свои доходы не обязан», — сказал Храмов, оговорившись, что лично не знает случаев, когда имущество Федерации напрямую переходило членам семьи самого Шмакова.
Такой случай удалось обнаружить «Собеседнику». В Калужской области у ФНПР долгое время действовало подсобное сельское хозяйство «Балабаново», специализирующееся на выращивании зерновых культур. С марта прошлого года хозяйством вдруг стали владеть Светлана Николаевна (80% уставного капитала) и Петр Викторович (еще 20%) Шмаковы — жена и младший брат главы ФНПР.
По независимым подсчетам, стоимость только одного из участков земли в «Балабаново» можно оценить почти в миллиард рублей. Гендиректор хозяйства Александр Деев рассказал корреспонденту, что продажу профсоюзного имущества организовал сам Шмаков, и сельхозугодия в дальнейшем планируют использовать под застройку.
Бедные родственники
Обнаружить у членов семьи Шмаковых официальные доходы за последние несколько лет, которые позволили бы им приобрести столь дорогостоящую недвижимость, журналистам не удалось. Например, брат Шмакова какое-то время подвизался на заказах у старшего брата, организовывая праздники для ФНПР, а Светлана Шмакова работала в профсоюзном банке «Солидарность».
В Федерации, узнав об интересе журналистов к продаже профсоюзного имущества, разволновались и попросили направить официальный запрос, чтобы «подготовиться к защите».
«Кроме «Балабаново», Светлана Шмакова является учредителем ТСЖ «Дом», зарегистрированного в Москве по адресу: 3-я Тверская-Ямская, 48. Это дореволюционный особняк, в котором в 90-е годы поселилось все руководство АФК «Система» и столичный мэр Юрий Лужков. Шмаковым в этом доме принадлежит квартира на вполне приличном пятом этаже площадью 145,7 кв. м и стоимостью около 150 млн рублей. Отделка фасада здания выполнена из натурального камня с элементами мозаики и декора, что делает особняк уникальным. При этом у семьи Шмаковых есть и другая недвижимость в Москве. К примеру, квартира в Богословском переулке, прямо у Тверского бульвара, стоимостью примерно 50 млн рублей», — добавляет «Собеседник».
Как подсчитал телеграм-канал «Другой Ролдугин«, рыночная стоимость наделов шмаковского хозяйства, и соответственно, возможный ущерб, который от действий своего босса понесла ФНПР, составляет порядка 1,5-2 млрд рублей.
Семья Михаила Шмакова заполучила профсоюзные угодья ценой 2 миллиарда
Сельхозземли планируется отдать под застройку.