Кризис или рост экономики, мирное время или СВО – есть категория чиновников, над которыми, как говорится, не каплет в любую эпоху. Два сенатора от Камчатки как раз из таких. И можно было бы за них только порадоваться, если бы их деятельность с точки зрения закона не была бы, мягко говоря, так неоднозначна.
Драка за ресурсы
Бизнес-бодания двух членов Совета Федерации еще несколько лет назад обсуждали многие СМИ. «Конкурс на право аренды рыбопромыслового участка на Камчатке привел к конфликту компаний двух краевых сенаторов, — сообщал Коммерсант. — Структура совладельца «Океанрыбфлота» Валерия Пономарева намерена обжаловать итоги торгов на 60 га, которые выиграла «Устькамчатрыба» Бориса Невзорова. Цена вопроса — $100 млн, которые можно выручить за 20 лет добычи на участке».
Но вообще-то, по закону, государственный служащий, тем более такого ранга, просто не имеет права заниматься бизнесом. Тут же два законодателя Верхней палаты откровенно выясняют свои коммерческие отношения на публике. И будто так и надо!
Зато по поводу торпедирования модернизации рыбной отрасли России они стоят плечом к плечу. В чем суть вопроса? С 2017 года 20 процентов квот добычи водных биоресурсов перераспределили в рамках «квот под киль». Инвесторы брали на себя обязательство построить в России перерабатывающий завод или промысловое судно на отечественной верфи. А Росрыболовство за это выдавало разрешение на вылов. Это серьезный стимул для развития отрасли, но рыбным монополистам – категорически невыгодно. Ведь проще гнать непереработанное сырье за границу, в частности, в Китай! Поэтому продавить решение было крайне сложно.
«К одному из главных дальневосточных рыбных лоббистов можно отнести сенатора Валерия Пономарёва, совладельца камчатского Океанрыбфлота», — отмечали издания.
А Борис Невзоров по поводу того, что эффективные (только для себя) монополисты потеряют двадцать процентов квот недовольно брюзжал:
— Сейчас еще собираются 20 процентов отобрать. Что останется у тех, у которых уже и так отобрали? Останется еще меньше.
«Меньше останется, зато государству больше достанется» - язвили в комментариях.
Оба сенатора входят в пятерку самых состоятельных законодателей Верхней палаты.
Ради виллы срыли гору
Валерий Пономарев – самый богатый сенатор страны. Его официальный доход за 2021 год – 4,2 миллиарда рублей. Супруга тоже не бедствует – годовая «получка» 5781664 рубля.
Пономарев является учредителем пяти действующих компаний. Квартиру задекларировал в 505 квадратных метров, другая недвижимость — 97, 8 «квадратов». Есть машина – демократичная «Волга» ГАЗ 21. Ну, и еще две – «Бентли» и «Феррари», до кучи, как говорится. А также земельный участок — 36 049 квадратных метров. Но, как выяснилось, родной земли сенатору недостаточно.
Daily Mail опубликовало информацию о строительстве некой загадочной виллы в элитном испанском посёлке Ла Загалета.
Это закрытый, корпоративный поселок, жильцов которого утверждают общим собранием. А этот дворец еще и самый большой в округе, находится на неприступной горе, за колючей проволокой. Имеется несколько террас, бассейн, подземная инфраструктура. Причем, саму гору, видимо, сначала срыли, а потом насыпали снова с учетом проекта – многоуровневых садов, солнечных панелей и всего такого прочего. И стоит это великолепие на участке в 17 652 квадратных метров.
По документам он принадлежит фирме Xareni Development. А управляет ей, согласно реестру юридических лиц, Зоя Пономарева – дочь сенатора. Судя по всему, под ее руководством еще несколько компаний, в одной из которых она сменила на посту своего отца. Поэтому, расследователи сделали предположение, что свою роскошную виллу папа-миллиардер просто переписал на наследницу.
Так же, предполагается, что Пономарев владел апартаментами площадью 202 кв. метра в городке Эстепона на знаменитом побережье Коста-дель-Соль. А потом так же переписал на дочку. Если верить тем же источникам, ей же «достался» бизнес по выращиванию винограда Vino Pino в Марбелье, где у Пономарева был дом. И фирма Auto Pinos, якобы, занимающаяся продажей и техническим обслуживанием мотоциклов. Партнеры по бизнесу — те же самые испанцы из компании по выращиванию винограда.
До 2019-го в Марбелье дочь сенатора владела двумя компаниями, специализирующимися на купле-продаже движимого морского имущества и оказанию услуг морским и прогулочным судам — ABADEJO DEL SUR SL. И EKATERINA YACHTING SL. К слову, название первой фирмы в переводе означает «минтай» (любимая рыба Пономарева), а вторую компанию он назвал в честь любимой супруги.
Но не все же тащить на себе лапочке-дочке. С 2014 по 2020 год Зоя Валерьевна значилась генеральным директором ООО «Аргон», после чего на этом посту ее сменил родной брат Пономарева – Александр. Его сенатор ставил руководителем не единожды в компаниях, где сам был директором и учредителем.
Сама Зоя, к слову, более десяти лет живет в Британии. С 2011 по 2017 Пономарева работала в организации RGL Capital LLP (Саффрон-Уолден, Эссекс). А сейчас занимает кресло директора и, вообще, единственного сотрудника компании Ekp Service Providers Limited (Уоллингтон, Суррей). Интересно было бы послушать мнение Зои Валерьевны по поводу российской спецоперации. Можно даже на английском языке.
Научат трескать икру
Сенатор Борис Невзоров, по сравнению со своим камчатским коллегой, просто бедняк. Судите сами – его основной актив ООО «Устькамчатрыба», которое занимается переработкой и консервированием не только «жаберных», но также ракообразных и моллюсков, принесло своим владельцам чистой прибыли «всего» в 806 млн рублей. Куда там до миллиардов Пономарева! Тем более, что сам Борис Александрович Невзоров является не единственным акционером Через доверительное управление он владеет лишь 45-ю процентами. Кстати, еще десять процентов принадлежит Татьяне Александровне Невзоровой и пять процентов принадлежит Анне Борисовне Невзоровой.
Вот у Генерального директора «Устькамчатрыбы» фамилия совсем другая — Валентин Павленко, годовой доход у него 27 930 244 рублей. Правда, говорят, что Павленко … зять Невзорова. И за эти гнусные слухи сенатор еще ни на кого в суд не подал. Супруга в декларации Валентина Михайловича появилась в 2017 году. И, представьте себе — ее доход в 12 раз превышал доход мужа.
Еще одним зятем Невзорова (всего у чиновника четыре дочери) настойчиво называют Андрея Копылова. Андрей Алексеевич еще в 90-х работал в бизнесе будущего сенатора был капитаном и начальником службы эксплуатации флота «Устькамчатрыбы». А затем стал и гендиректором. Позже при энергичной поддержке Невзорова, он избрался депутатом и дорос до первого заместителем председателя ЗакСобрания. Председателем был сам Невзоров.
А вот Дмитрий Селиверстов, муж младшей дочки сенатора Александры, и не думает прятаться. Тем более, что фигура очень заметная — двукратный чемпион России по бодибилдингу и чемпион «Арнольд Классик» 2016 года. Но не тупая гора мускулов, не думайте! Выпускник академии МИД РФ, бывший госслужащий. Александра имеет разные доли в бизнесе папы — ООО «ГОРОД 415» (10 %) , ООО «Устькамчатрыба» (5%). Являлась гендиректором промышленной корпорации «Камчатка», в 2021 Дмитрий занял ее место. В 2018-м основала собственный икорный бренд «Kamchatka.Premium Seafood». В Москве открыла на Центральном рынке и в ТЦ «Балчуг» фуд-корты «ТрескаТь. Рыба по-нашему» с авторской кухней и блюдами из отечественных морепродуктов.
Старшую дочку Анну Булых сенатор видимо так же интегрировал в свой бизнес. Начиная с 2011-го составе учредителей камчатских компаний по добыче, переработке и торговле рыбы и морепродуктов, ассоциируемых с Борисом Невзоровым начала появляться Анна. Так что она тоже не бедствует.
На этом фоне посочувствовать сенатору Невзорову по поводу того, что он не сравнялся богатством с коллегой-Пономаревым, у его земляков вряд ли получится. Подсчитано, что Борис Невзоров в месяц получает доход, равный зарплате 485-ти камчадалов.
Золотая рыбка Зверева
Что бы не делили Пономарев с Невзоровым, их интересы каждого в отдельности и вместе взятых лоббирует Руководитель рыбной ассоциации (ВАРПЭ) Герман Зверев. Возможно делает он это в интересах китайских переработчиков рыбной продукции.
Если верить сообщениям в Телеграмм, в 2012 году Зверев был уличён в создании картеля, работавшего 12 лет в интересах китайского холдинга «Пасифик Андес» и экспортировавшего в КНР российскую рыбу по заниженным ценам с уроном российской экономике в размере $10 млрд. Взаимовыгодное сотрудничество с «Пасифик Андес» могло принести Звереву до $100 млн.
Такой фокус Зверев, видимо, проделывал несколько раз. Через СМИ сообщил об обвале рынка в краткосрочной перспективе. А китайские импортеры, ссылались на оценки главы ВАРПЭ и предлагали «лучшие условия из возможных».
Однажды, сообщив о скором закрытии китайских рынков из-за присутствия COVID на рыбной продукции из России, Герман Станиславович так перегнул палку, что его слова пришлось оперативно опровергать Россельхознадзору.
Примечательно, по одной из версий, все подобные вбросы, колотившие рынок, Герман Зверев организовывал через младшего брата Кирилла, руководившего Приморским РИА «ВостокМедиа». Правда, в Приморье он знаменит не этим, а своей женой Мариной Чудиновой, которую называют «золотой рыбкой». Невестка Германа Зверева обожает публично оголятся и выставлять на всеобщее обозрение свои эротические фотографии. Ни Германа Станиславовича, ни его брата, и даже их 80-летнюю маму Галину, это не смущает. Даже на собственной свадьбе Марина показала всем попу. Замечательный и понятный символ в направлении которого идет развитие рыбной отрасли под нынешним руководством.
Сенаторы от Камчатки продолжают меряться богатством
Свою испанскую недвижимость Пономарев переписал на дочь, а ежемесячный доход Невзорова перекрывает зарплаты почти 500 камчадалов.