Они были взяты под стражу в связи с расследованиям о хищениях при реализации госконтрактов с военным ведомством на 10 млрд рублей. Поскольку одно время ФГУП руководил зять Анатолия Сердюкова Валерий Пузиков, следствие придавало данному делу особое значение. Однако сейчас Сердюков и Пузиков не фигурируют в материалах даже в качестве свидетелей.
Как сообщил "Росбалту" источник в правоохранительных органах, военно-следственное управление СК РФ выполнило все основные действия по громкому делу. В ближайшее время Седову и Петуховой планируют предъявить обвинения в окончательной редакции. Инкриминируют им только несколько эпизодов растраты (статья 160 УК РФ). После чего, бывшие руководящие сотрудники ФГУП смогут приступить к ознакомлению с материалами расследования. Седов и Петухова признают вину частично: они согласны с тем, что изложенные в уголовном деле факты имели место, но полагают, что следствие их неправильно интерпретировало. Седов настаивает, что вообще никаких преступлений не совершал. По версии Петуховой, ее действия максимум можно расценивать по статье 201 УК РФ (злоупотребления полномочиями).
Как выяснилось, в 2012 года спецслужбы прослушивали телефонные переговоры фигурантов расследования, в том числе сотрудников ФГУП, и, по некоторым данным, Валерия Пузикова. В рамках дела была назначена фоноскопическая экспертиза записей разговоров, без которой их невозможно использовать как доказательства в суде. Однако потом соответствующее постановление было отменено и экспертизу так не провели. Произошло это после того, как стало окончательно ясно, что интерес следствия к Анатолию Сердюкову и членам его семьи сошел на нет.
Более того, в материалах, которые ВСУ СК РФ планирует направить в суд, бывший министр обороны и его зять Валерий Пузиков не фигурирует даже в качестве свидетелей. Отдуваться придется только бывшим гендиректору Валерию Седову и бухгалтеру Ирине Петуховой.
Уголовное дело "в связи с действиями должностных лиц Минобороны, ФБУ "в/ч 83466" и ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны РФ" при заключение и реализации государственных контрактов" на 10 млрд рублей было возбуждено в 2012 году по статье 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По изначальной версии следствия, в декабре 2009 и 2010 годов Минобороны подписало с ФГУП контракты по обеспечению автотранспортом воинских частей, расположенных на территории РФ. Среди прочего предприятие должно было использовать и 560 автомобилей, стоявших на балансе в/ч 83466. Речь идет как о представительских машинах, так и Камазах для перевозки солдат и груза. Потом воинская часть была расформирована и 560 машин перешли на баланс ФГУП. Следствие полагало, что этими контрактами Минобороны арендовало свои же автомобили за 10 млрд рублей (стоимость каждого из них обходилась чуть ли не 6 млн рублей в год), которые поступали во ФГУП, где руководящие должности занимал зять министра обороны.
В рамках этого дела в июне 2013 года были арестованы Ирина Петухова и Валерий Седов. Последний хорошо знаком с Пузиковым. Когда зять Сердюкова был и.о. директора ФГУП, Седов работал на предприятии главным механиком. А в 2010 году Седов стал директором ФГУП, а Пузиков занял должность его заместителя.
Источник, знакомый с ситуацией, рассказал "Росбалту", что потом громкое расследование фактически зашло в тупик. Выяснилось, что в рамках госконтракта ФГУП использовал не 560 машин (они физически не могли обслужить все нужды армии), а в сотни раз больше. В связи с этим аренда каждого автомобиля обходилось военному ведомству по ценам, не отличающимся от тех, которые за аренду платят все другие российские ведомства. Систем аутсорсинга, примененная в случае, когда Минобороны не само занималось логистикой и транспортным обслуживание, а привлекло для этого ФГУП (его учредителем является то же Минобороны), повсеместно используется госструктурами, в том числе правоохранительными органами.
Поскольку "дело о 10 млрд рублей" явно "не клеилось", следствие перешло на частности. Седову и Петуховой инкриминировали несколько случаев растраты.
Так, одним из условий заключения госконтрактов с Минобороны было то, что ФГУП предоставит банковскую гарантию на 1 млрд рублей от банка "Санкт-Петербурга". Вместо нее руководство предприятия представило гарантию на указанную сумму от Тверского коммерческого банка "КБЦ", которая впоследствии оказалась фальшивой. Причем за оформление гарантии ФГУП перечислил ООО "Строй-Ресурс" 10 млн рублей, что следствие сочло растратой.
Также, по версии ВСУ, ФГУП получил от Минобороны 1,1 млн рублей за аренду у ООО "Техсервис" машины Toyota Land Cruiser. В ходе расследования было установлено, что внедорожник не мог использоваться, так как закрепленный за ним госномер 432 был уничтожен ГИБДД.
Как полагают в правоохранительных органах, Валерий Седов незаконно выписал себе премии на 2 млн рублей, а также платил зарплаты фиктивным сотрудникам.
В итоге общая сумма растраты, по "делу о 10 млрд рублей" не превысила и 15 млн рублей.
"По мнению защиты, факты, которые вменяются Валерию Седову и им не оспариваются, не образуют составов уголовных преступлений. Возможно, были нарушения финансово-хозяйственной дисциплины, но они должны влечь только дисциплинарную ответственность, — рассказал "Росбалту" адвокат бывшего гендиректора ФГУП Борис Грузд. — Банк "Санкт-Петербурга" для получения гарантии выставил такие условия, что на их выполнение ушло бы крайне много времени. Из-за этого госконтракт мог сорваться. На руководство ФГУП стали выходить посредники, предлагавшие помощь в получении гарантий от других банков. В результате был выбран Тверской коммерческий банк "КБЦ". За услуги необходимо было заплатить банку 10 млн рублей, их перевели на счет, как позже оказалось, принадлежавший не "КБЦ", а ООО "Строй-ресурс". Минобороны приняло гарантию от этого банка. Когда выяснилось, что она поддельная и ФГУП стал жертвой мошенников, Седов первым пошел и написал соответствующее заявление в правоохранительные органы. По данному факту было возбуждено уголовное дело и ведется расследование ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу. ФГУП был признан потерпевшим. Одновременно новая гарантия была оформлена в банке "Санкт-Петербург", как этого изначально и требовало Минобороны".
По словам защитника, есть объяснение и истории с арендой Toyota Land Cruiser. "Минобороны арендовало не госномер, а сам автомобиль, — отметил Борис Грузд. — Поэтому подход, коль не было номера, значит и машина не использовалась, неправильный. Человеку, которого перевозили на Toyota Land Cruiser, не нравился обычный номер "432", в результате его заменили на престижный — 001, а старый утилизировали. А в документах он остался.
Как рассказал "Росбалту" адвокат, премии Седову назначались и выплачивались законно и обоснованно. Что касается зарплаты для фиктивных сотрудников, то эти деньги не растрачивались, а, по версии защиты, шли на оплату услуг мойщиков машин, которые не оформлялись в штат ФГУП. "Надеюсь, что суд во всем разберется", — заявил агентству Борис Грузд.
Сердюкову и Пузикову не нашлось места в деле
ВСУ СК РФ закончило основные следственные мероприятия по делу в отношении бывших гендиректора и главного бухгалтера ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны РФ" Валерия Седова и Ирины Петуховой.