Профсоюз «Солидарность» заявил об отсутствии индексации зарплат в сентябре на «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле.
В прошлом году, по данным профоргов, сотрудникам была повышена оплата труда, но в 2017 году пока «увеличение довольствия» не проводилось. Кроме того, на предприятии после производственного конфликта, связанного с повышением норм выработки при фактическом снижении расценок на выпуск деталей, меняются и подходы к оплате труда. По данным «Солидарности», в октябре норма выработки восстановлена, но оплата изготовления деталей осталась на низком уровне, в результате чего персонал теряет в зарплате. По мнению независимых экспертов вагоностроительной отрасли, с приходом «Ростеха» к управлению корпорацией «Уралвагонзавод» на предприятии затянулся переходный период, а попытка экономить на персонале может свидетельствовать о фактическом исчерпании резервов для уменьшения себестоимости продукции и негативно отразиться на ее качестве. У рабочих довод единственный – решить проблему через суд.
Свердловские профорги продолжают вести переговоры о восстановлении оплаты труда работникам перечня цехов «Уралвагонзавода» (входит в НПК «Уралвагонзавод», которая включена в состав ГК «Ростех») на уровень начала 2017 года. В профсоюзе «Солидарность» также поднимается вопрос проведения индексации оплаты труда, а по словам ее председателя Алексея Димитрова, на заводе в Нижнем Тагиле в текущем году повышение в соответствии с законодательством не проводилась, «хотя в 2016 году было в сентябре».
«Законодательство и коллективный договор обязывают работодателя проводить индексацию. Нам пришел официальный ответ от УВЗ, что индексация в этом году не проводилась. О планах ее повышения не сообщили. Мы подождем пару месяцев и будем готовить иск в суд», – описывает свое видение ситуации Алексей Димитров.
По данным сотрудников УВЗ, ранее со стороны руководства предприятия звучали обещания индексации, но сроки не назывались. Более того, рабочие по-прежнему получают оплату по сниженным в начале октября расценкам. При этом ранее повышенная норма выработки возвращена на прежний уровень.
Работники цехов УВЗ, получив на прошлой неделе зарплату, также уверяют, что от практики снижения расценок на выпуск деталей предприятие не отказалось.
«У сварщика деталь с премией в 37% раньше стоила 236 рублей, сейчас – 97 рублей вместе с премией 150%. Если мы план не выполняем, премию могут убрать. В октябре были приказы о лишении премий за невыполнение повышенной нормы. Теперь их отменили, но премию вернули не всем. Нужно еще разобраться, как именно нам начисляют оплату за выпуск деталей. Расценок на конец октября нам не называли. Тех сумм зарплат, о которых говорили в руководстве УВЗ, в 60 тысяч рублей, по новым расценкам ни у кого почти нет. Обрубщики получили за октябрь по 30-40 тысяч, сварщики – по 20 тысяч и меньше. Депутат гордумы Нижнего Тагила, «единоросс» Роман Гореленко (начальник металлургического производства «Уралвагонзавода») говорил нам, что мы много получаем и не имеем права столько получать. А то, что мы работаем в адских условиях, никто не учитывает? Раньше, чтобы в 563-й цех привлечь сотрудников, предлагали квартиры. Через 5 лет работы здесь их можно было получить», – описали на условиях анонимности свое видение ситуации «Правде УрФО» рабочие указанного цеха.
В профсоюзной первичке «Оборонпрофа» на УВЗ ситуацию прокомментировать не смогли, сославшись на отсутствие руководителя на рабочем месте. При этом добавили, что переговоры об оплате труда продолжаются. Глава областной организации профсоюза Владимир Красноруцков ранее от пояснений отказался.
«Ситуация сложная. Этим есть, кому заниматься. Недавно гендиректор (УВЗ Александр Потапов. – Прим. ред.) проводил собрание. Вопрос решат без всяких раздуваний в прессе», – изложил свое мнение Владимир Красноруцков о предприятии с коллективом в 28 тысяч человек. В свою очередь в «Солидарности» добавляют, что в условиях начисления премии также необходимо разобраться. «Насколько я понимаю, часть премии выплачивается на основании выполнения плана выпуска продукции по цеху. При снижении нормы на каждого сотрудника он может остаться увеличенным для цеха», – считает Алексей Димитров.
В пресс-службе предприятия в ответ на запрос «Правды УрФО» с просьбой прокомментировать ситуацию с изменением объемов изготовления продукции для сотрудников и цехов, а также расценок на выпуск деталей не ответили. Пресс-служба УВЗ выслала ссылку на материал некого издания, где отражена позиция завода. Однако прямых заявлений и пояснений представителей завода этот текст не содержал, как и ответов на заданные вопросы.
Пытаясь разобраться в ситуации, сотрудники «Уралвагонзавода» на протяжении октября направляли личные обращения к руководству предприятия. Так, мастер литейного корпуса Александр Иванов попробовал через первичку «Оборонпрофа» передать гендиректору УВЗ Александру Потапову письмо с описанием ситуации в цехах. Однако председатель организации, депутат Заксобрания Свердловской области Евгений Лутохин, по словам рабочего, отказал. В обращении к руководству завода (документ имеется в распоряжении редакции) сотрудник подробно описал снижение расценок на изготовление деталей и другие мероприятия, которые негативно сказываются на качестве продукции.
«У нас стоит дробеочистное оборудование. Нужно проводить очистку деталей от техпригара и окалины. Сейчас, когда снизили расценки, люди абстрагируются от этого. Непонятно, куда потрачены государственные деньги, направленные на модернизацию. Немецкое оборудование не внедрено. Я хотел задать вопросы на эти темы Потапову, но служба безопасности не дала мне пройти в зал во время встречи с ним профсоюза в октябре. В конце октября, видимо, до тех пор, пока все не уляжется, предлагали на месяц перейти поработать в исправительную колонию, налаживать там производство», – поделился личным видением происходящего Александр Иванов.
По мнению сотрудников, октябрьская попытка увеличения норм выработки в 1,5 раза может объясняться получением УВЗ новых заказов, хотя часть продукции при этом остается на складах. На УВЗ объясняют рост выпуска деталей намерением нарастить производство вагонов в полтора раза. В 2016 году предприятие обозначало планы выпуска порядка 10 тысяч вагонов. «Производственная программа 2017 года корпорации «Уралвагонзавод» предусматривает производство более 14 500 единиц. Ожидается, что она будет перевыполнена. Предположительно, объем производства грузового подвижного состава в РФ за 2017 год составит 45-48 тысяч единиц», – сообщили «Правде УрФО» в пресс-службе УВЗ.
Как полагают сотрудники завода, проводимая на предприятии политика по сокращению расходов на оплату труда продиктована желанием снизить себестоимость выпускаемых вагонов. «Во всех цехах говорят о том, что руководство ставит цель на 200 тысяч рублей снизить стоимость вагона», – делятся сотрудники цеха №563.
В то же время, по данным экспертов, при дефиците подвижного состава на рынке в последние 3 года наблюдается рост цен на грузовые вагоны. При этом вагоны УВЗ уступают по цене продукции «Тихвинского вагоностроительного завода», который входит в НПК «Объединенная вагонная компания». Последняя занимает основную долю на рынке производства вагонов в России. По данным экспертов, по итогам 8 месяцев 2017 года в стране произведено 34 233 единицы подвижного состава, из которых на НПК «ОВК» приходится 11 847, на УВЗ – 9 822.
«По моим данным, УВЗ по цене вагона примерно на 300 тысяч уступает тихвинскому заводу. Но тут есть принципиальная разница, тихвинский работает на себя, а УВЗ – на рынок. По уровню качества техника УВЗ и ОВК почти не отличается. Другой вопрос, что лидерства у УВЗ уже нет. При тех мощностях, которые «Уралвагонзавод» имеет, и той загруженности, которую заявляет, на мой взгляд, это для предприятия крах. УВЗ может выпускать до 40-50 тысяч вагонов. При 14,5 тысячи либо надо продолжать процедуру сокращения, либо снижать себестоимость.
Руководство проводит определенную социальную политику, и все становится ясно. Снижать себестоимость за счет увеличения нагрузки на людей – это не всегда правильно и может привести к снижению качества. Сокращение себестоимости – долгая планомерная борьба. Если металлурги прижали, значит, надо бороться и пробивать выгодные условия. Так же и с ценами на тормозное оборудование. Если не бороться нормальными путями и не включать рычаги государственной поддержки, остается последнее – экономить на рабочих. На УВЗ была и проблема в продажах, которая изначально возникла из-за конфликта между управленческой площадкой в Москве и производственной в Нижнем Тагиле. Существовало одновременно два центра принятия решений. Сейчас у завода переходный период. На мой взгляд, затянувшийся переход привел к тому, что упали продажи», – оценивает ситуацию независимый эксперт рынка железнодорожного машиностроения Василий Варенов.
Сергей Чемезов оставил рабочих ‟Уралвагонзавода‟ без индексации зарплат
На заводе борются за снижение себестоимости продукции путем усиления эксплуатации рабочих и снижения их реальных зарплат.